МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерные технологии в изобразительном искусстве
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильИстория отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_ИИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 75
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Л.Н. Турлюн

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Компьютерные технологии в изобразительном искусстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 г. № 1404)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2020 протокол № 11.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - формирование целостной системы знаний в области современных компьютерных технологий, их возможностях и особенностях использования в сфере искусства и в сфере искусствоведения. при подготовке специалистов отрасли; привитие навыков использования, современных программно-инструментальных средств в создании художественных произведений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8: способностью к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать области применения компьютерной графики
Историю компьютерного искусства
Творчество компьютерных художников Сибири
Теоретические основы компьютерных технологий в изобразительном искусстве
Стили и направления художественных произведений, созданных средствами компьютерной графики
Место компьютерной графики в виртуальном искусстве
Роль и мето компьютерного искусства в Мировой художественной культуры
Развитие компьютерной графики 80-90 годы в России
Творчество зарубежных и отечественных компьютерных художников
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь создавать и обрабатывать растровые и векторные графические изображения
Грамотно излагать теоретические основы компьютерной графики, различать отдельные виды компьютерного искусства;
Ставить задачи, связанные с информационной поддержкой всех областей дизайна;
Анализировать произведения компьютерных художников
Создавать цифровую живопись
Создавать анатированный каталог
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть принципами формирования цифрового изображения;
Владеть навыками выполнять эскизы на компьютере.
Навыками в создании графических изображений в системах растровой и векторной графики
Навыками работы в графических редакторах в частности в программе Adobe Photoshop
Владеть профессиональными приемами рисования
Инструментами ретуширования и восстановление фотографий
Технологией реставрации произведений искусств с редствами компьютерной графики
Методикой критического анализа художественного произведения, созданного на компьютере.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История компьютерного искусства.
1.1. Компьютерная графика в изобразительном и виртуальном искусстве Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Эксперименты в области компьютерной художественной графики в период 70-90 годы ХХ Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.3. Развитие компьютерной графики 80-90 годы в России Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Теория компьютерного искусства
2.1. Создание классических и модернистских направлений в изобразительном искусстве средствами компьютерной графики. Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Творчество зарубежных и отечественных компьютерных художников Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.3. Место компьютерной графики в виртуальном искусстве Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.4. Применение компьютерных технологий в реставрации произведений искусств Сам. работа 2 6 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.5. Место компьютерной графики в современной художественной жизни Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.6. Виды компьютерной графики Сам. работа 2 6 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Компьютерное творчество
3.1. Создание коллажа с использованием природных материалов Практические 2 4 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.2. Создание коллажа в стиле сюрреализм Сам. работа 2 4 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.3. Создание иллюстраций в сочетании традиционной и компьютерной технологии Практические 2 4 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.4. Создать две иллюстрации в сочитании традиционной и компьютерной технологии Сам. работа 2 7 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.5. Создание иллюстраций к сказкам или к детским рассказам в программе Adobe Illustrator Практические 2 4 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.6. Создание фотопанорамы. Практические 2 4 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.7. Создание 3 композиции со сложными контурами на модульной основе Сам. работа 2 20 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.8. Создание композиции со сложным орнаментом Практические 2 6 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.9. Шрифт и шрифтовые композиции Практические 2 2 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.10. Выполнение упражнения на построение разномасштабных графических композиций Сам. работа 2 10 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.11. Построение объемно-пространственного изображения Сам. работа 2 8 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.12. Экзамен по дисциплине Экзамен 2 9 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств
см. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лаврентьев А. Н. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/cifrovye-tehnologii-v-dizayne-istoriya-teoriya-praktika-424029
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Н. Турлюн, Н. В. Францева Компьютерные технологии в искусстве костюма и текстиля. Коллаж в Adobe Photoshop [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5571
Л2.2 Л. Н. Турлюн Компьютерные технологии в изобразительном искусстве [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5570
Л2.3 Л. Н. Турлюн Компьютерная графика как особый вид современного искусства: монография Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2232
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационные технологии (IT). http://itru.info/
Э2 Проектирование автоматизированных информационных систем. http://sheiko28.narod2.ru/Knigil_po_programmiroapniyu/sheiko28/
Э3 Лекции по информационным системам. http://chaliev.ru/ise/lections-ise- zo.php
Э4 «Введение в Интернет». http://osnet.narod.ru/index.htm
Э5 On-line-статью: Компьютерные коммуникации. http://osnet.narod.ru/src/1.htm
Э6 On-line-книгу: Бобцов А.А., Шиегин В.В. Банки и базы данных. Основы работы с MS Access. Часть 1 (для пользователей). Учебное пособие. http://cie.ifmo.ru/doc/access_p1.pdf
Э7 курс в Moodle"компьютерные технологии в изобразительном искусстве" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1111
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.