МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерные технологии в проектировании костюма и текстиля

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильМода и бизнес
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_МиБ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кн.искусствоведения, доцент, Турлюн Л.Н.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерные технологии в проектировании костюма и текстиля

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2019 протокол № 11.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
док. искусствоведения, доцент Нехвядович Л.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой док. искусствоведения, доцент Нехвядович Л.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Составить представление о программном обеспечении профессиональной деятельности. Раскрыть специфику проектирования костюма и текстиля в условиях специализированных программ и САПР отрасли. Выработать практические навыки реализации комплекса задач проектирования с помощью компьютерных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
ОК-6 способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности
ПК-7 готовность использовать современные достижения науки и передовой технологии в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных исследованиях научного и научно-производственного профиля в сфере своей профессиональной деятельности
методологию исследования научного и научно-производственного профиля в сфере своей профессиональной деятельности
стандартные информационно-поисковые системы и сетевые ресурсы
информационно-поисковые системы, базы данных и сетевые ресурсы в области профессиональной деятельности
стандартное программное обеспечение для профессиональной проектной деятельности
функциональные возможности современных графических программ и систем автоматизированного проектирования одежды
зарубежные и отечественные системы автоматизированного проектирования одежды, их достоинства и недостатки
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять поиск результатов исследования научного и научно-производственного профиля в сфере своей профессиональной деятельности
осуществлять исследования научного и научно-производственного профиля в сфере своей профессиональной деятельности
осуществлять поиск информации для исследований с помощью информационно-поисковых сетей и сетевых ресурсов
осуществлять поиск информации для исследований в области профессиональной деятельности с помощью информационно-поисковых сетей и сетевых ресурсов
работать со стандартным универсальным программным обеспечением при решении задач связанных с проектированием костюма
решать задачи связанные с различными этапами и стадиями проектирования костюма средствами компьютерных технологий
создавать художественные и технические эскизы, технические чертежи конструкции моделей средствами компьютерных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.информацией о различных методах и средствах исследования в сфере своей профессиональной деятельности
методами и средствами исследования научного и научно-производственного профиля в сфере своей профессиональной деятельности
навыками поиска информации в сетевых ресурсах
навыками критического анализа и оценки качества информации, полученной из сетевых ресурсов
методами и приемами работы с компьютерной техникой и программным обеспечением
методами и приемами творческой работы на компьютерной технике, специализированной на научно-творческие поиски в дизайне
компьютерного проектирования рисунков и орнаментов, моделей, чертежей конструкций и деталей костюма, лекал и раскладок

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проектирование объектов с использованием компьютерных технологий
1.1. Методология процесса проектирования. Процесс проектирования объектов. Последовательность процесса проектирования. Маршрут проектирования объекта. Стадии, этапы, процедуры и операции. Режимы проектирования. Пакетный и диалоговый режимы работы. Активный и пассивный диалоги. История развития автоматизированного проектирования объектов, с использование компьютерных технологий. Применение компьютерных технологий в швейной промышленности. Лекции 1 2 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 1 10 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
1.3. Комплексный подход к автоматизации проектирования объектов. Цель и задачи создания систем автоматизированного проектирования. Функции систем автоматизированного проектирования объектов. Принципы построения систем автоматизированного проектирования объектов. Компоненты системы. Структура и характеристика средств обеспечения. Технические средства. Характеристика структуры и компонентов систем автоматизированного проектирования. Практические 1 4 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
1.4. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 1 10 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Анализ и характеристика современных САПР-одежды
2.1. Классификация систем по функциональному назначению. Классификация CAD/CAM/CAE-систем по функциональным возможностям. Классификация систем по мощности инструментария. Организационная структура САПР-одежды. Структура блока Художник. Структура блока Конструктор. Структура блока Технолог. Компьютерные технологии в управлении предприятием. Практические 1 2 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 1 9 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.3. Зарубежные системы: Lectra systems (Франция), Іnvestronікa systemas (Испания), Gerber Garment Technology (США), Grafіs (Германия), Novo Cut systems (Германия), Pad systems (Канада), Optіtex (Израиль), Consult (Болгария), Gemіnі CAD (Турция) и т.п. САПР, разработчиками которых являются фирмы и компании стран СНГ: Ассоль (МФТІ, г. Москва, Россия), ЛЕКО (МГАЛП, г. Москва, Россия), Comtens (г. Москва, Россия), Eleandr CAD (МГУДТ, г. Москва, Россия), Силуэт (г. Новосибирск, Россия), 3Д-СТАПРИМ (г. С-Петербург, Россия), Автокрой (г. Минск, Беларусь), JULІVІ (ф. САПРЛЕГПРОМ, г. Луганск, Украина), Грация (ф. Инфоком, г. Харьков, Украина), Статура (ф. Астралюкс, г. Киев, Украина) и т.д. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.4. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 1 10 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Функциональные возможности современных универсальных графических программ и САПР-одежды
3.1. Решение задач по преобразованию первоначальных элементов модели с помощью набора функциональных команд. Практические 1 2 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.2. Решение задач по художественному оформлению проектируемых объектов. Практические 1 2 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.3. Выполнение подбора и изменения орнаментального решения ткани. Практические 1 2 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.4. Выполнение подбора и изменения колористического решения материала. Практические 1 2 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.5. Построение базовой конструкции модели одежды. Сам. работа 1 8 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.6. Приемы конструктивного моделирования одежды. Практические 1 2 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.7. Формирование пакета конструкторской документации на модель. Практические 1 2 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.8. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 1 10 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.9. Экзамен 1 27 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и итоговой аттестации. см. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. Н. Турлюн, Н. В. Францева Компьютерные технологии в искусстве костюма и текстиля. Коллаж в Adobe Photoshop [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.2 Григорьева, И.В. Компьютерная графика : Учебное пособие М. : Прометей// ЭБС «Университетская библиотека online», 2014, 2012 biblioclub.ru
Л1.3 Под ред. Лаврентьева А.Н. ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙНЕ. ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА 2-е изд. : Учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Р.Г. Хисматов, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев, Н.Ф. Тимербаев Современные компьютерные технологии [Электронныйй ресурс]: учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Л. Н. Турлюн Компьютерные технологии в изобразительном искусстве [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности www.cniishp.ru
Э2 Информационно-аналитический портал текстильной отрасли www.ivtextile.ru
Э3 Информационный портал легкой промышленности www.legprominfo.ru
Э4 Официальный сайт ОАО Рослегпром www.roslegprom.ru
Э5 Портал легкой промышленности legport.ru
Э6 Официальный сайт журнала «Легкая промышленность. Курьер» www.lp-magazine.ru
Э7 Ссылка на web-страницу: Информационные технологии (IT). itru.info
Э8 Ссылка на лекции по информационным системам. chaliev.ru/ise/lections-ise- zo.php
Э9 курс в Moodle"компьютернаые технологии в искусстве костюма и текстиля" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.