МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственные и муниципальные финансы (продвинутый уровень)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильУправление проектами в ГМУ
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_04_УП вГМУ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Стрижкина И.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Государственные и муниципальные финансы (продвинутый уровень)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2014г. №1518)

составлена на основании учебного плана:
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мищенко Виталий Викторович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Мищенко Виталий Викторович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Программа нацелена на подготовку магистров, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками в области государственных и муниципальных финансов; ориентирована на изучение концептуальных изменений в управлении государственными и муниципальными финансами в условиях БОР (Бюджетирование, ориентированное на результат) (Performance budget), проблем введения элементов финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, институциональных изменений в бюджетном секторе экономики, привлечение негосударственных институтов для реализации обязательств публично-правовых образований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 владением способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления
ПК-7 способностью разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля
ПК-8 владением принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности
ПК-9 владением навыками использования инструментов экономической политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.стратегические цели и тактические задачи развития бюджетной системы, государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать бюджетную отчетность, проекты бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления, обоснования бюджетных ассигнований, бюджетные сметы, планы финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных учреждений;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применять на практике действующие нормативные правовые акты в сфере государственных и муниципальных финансов, уметь их анализировать и разрабатывать предложения по совершенствованию;
оценивать результативность государственных программ, ведомственных программ, федеральной адресной инвестиционной программы и эффективность расходов на их реализацию;
использовать программно-целевые методы управления государственными и муниципальными финансами в условиях изменяющейся экономической среды

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные положения инновационного управления государственными и муниципальными финансами
1.1. Основные положения инновационного управления государственными и муниципальными финансами Лекции 2 2 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Основные положения инновационного управления государственными и муниципальными финансами Практические 2 2 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Основные положения инновационного управления государственными и муниципальными финансами Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Научно-методические основы формирования и реализации государственной и муниципальной финансовой политики.
2.1. Научно-методические основы формирования и реализации государственной и муниципальной финансовой политики. Лекции 2 2 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Научно-методические основы формирования и реализации государственной и муниципальной финансовой политики. Практические 2 2 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Научно-методические основы формирования и реализации государственной и муниципальной финансовой политики. Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Научно-методические основы формирования и реализации государственной и муниципальной финансовой политики.
3.1. Научно-методические основы формирования и реализации государственной и муниципальной финансовой политики. Лекции 2 2 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Научно-методические основы формирования и реализации государственной и муниципальной финансовой политики. Практические 2 2 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Научно-методические основы формирования и реализации государственной и муниципальной финансовой политики. Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Особенности межбюджетных отношений в условиях бюджетного федерализма в России
4.1. Особенности межбюджетных отношений в условиях бюджетного федерализма в России Лекции 2 2 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Особенности межбюджетных отношений в условиях бюджетного федерализма в России Практические 2 2 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Особенности межбюджетных отношений в условиях бюджетного федерализма в России Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Реформирование общественных финансов в России: этапы и направления
5.1. Реформирование общественных финансов в России: этапы и направления Практические 2 2 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Реформирование общественных финансов в России: этапы и направления Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Финансовое обеспечение бюджетного сектора в условиях реструктуризации.
6.1. Финансовое обеспечение бюджетного сектора в условиях реструктуризации. Практические 2 4 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.2. Финансовое обеспечение бюджетного сектора в условиях реструктуризации. Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 7. Актуальные проблемы бюджетной сбалансированности
7.1. Актуальные проблемы бюджетной сбалансированности Практические 2 4 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
7.2. Актуальные проблемы бюджетной сбалансированности Сам. работа 2 7 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 8. Новые тенденции государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации
8.1. Новые тенденции государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации Практические 2 4 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
8.2. Новые тенденции государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации Сам. работа 2 8 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
8.3. Экзамен 2 27 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. А.М. Ковалевой. Финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Л. М. Подъяблонская Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Л. А. Чалдаевой Финансы, денежное обращение и кредит: учебник М.: Юрайт, 2011
Л2.2 Под ред.Колчиной Н.В. Финансы предприятий. : Учебник М.: Финансы, ЮНИТИ, , 2009г.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Государственные и муниципальные финансы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.