МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История государственного управления в России
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_04_ГМУ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Стрижкина И.В.

Рабочая программа дисциплины
История государственного управления в России

разработана в соответствии с ФГОС:
38.03.04. «Государственное и муниципальное управление», утвержденный Министерством образования и науки РФ «10» декабря 2014 г. № 1567

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. профессор Мищенко Вит.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор Мищенко Вит.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- сформировать у слушателей целостное представление об истории становления и эволюции государственного управления в России с учетом особенностей развития российского общества и национальных моделей власти и управления.
-сформировать теоретические знания и практические навыки по анализу текущей ситуации в области государственного и муниципального управления с учетом исторического опыта.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-1: умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Основные этапы формирования российского государства
2. Основные направления и содержание реформ в области государственного управления
3. Основные тенденции развития российской государственности
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Осуществлять анализ конкретных решений, принимаемых в области управления с учетом исторического опыта
2. Соотносить тип государственного управления и уровень экономического развития государства
3. Анализировать политические процессы и оценивать эффективность политического управления с учетом исторического опыта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Навыками целостного подхода к анализу проблем общества;
2. Методами анализа политических процессов и оценки эффективности политического управления с использованием исторического опыта;
3. Навыками выявления закономерностей в развитии государственного управления с учетом исторического опыта

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Государство Древней Руси (IX-ХПвв.) и период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (XII-ХIVвв.)
1.1. Становление государственности и государственного управления в Киевской Руси (IX-XI вв.) Лекции 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Становление государственности и государственного управления в Киевской Руси (IX-XI вв.) Практические 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Становление государственности и государственного управления в Киевской Руси (IX-XI вв.) Сам. работа 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Государственное управление в древнерусских княжествах XII - начала XIII веков; Практические 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Государственное управление в древнерусских княжествах XII - начала XIII веков; Сам. работа 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Система государственного и местного управления в период монголо-татарского ига и Золотой Орды (XIII-XVI вв.) Практические 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Система государственного и местного управления в период монголо-татарского ига и Золотой Орды (XIII-XVI вв.) Сам. работа 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Русское (Московское) государство (XV-XII вв.)
2.1. Становление российской государственности XV-XVI вв. Лекции 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Становление российской государственности XV-XVI вв. Практические 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Становление российской государственности XV-XVI вв. Сам. работа 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Разрушение российской государственности в период смутного времени (конец XVI - начало XVII вв.) Лекции 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Разрушение российской государственности в период смутного времени (конец XVI - начало XVII вв.) Практические 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Разрушение российской государственности в период смутного времени (конец XVI - начало XVII вв.) Сам. работа 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Преодоление последствий смуты и развитие государственного и регионального управления в XVII веке Лекции 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Преодоление последствий смуты и развитие государственного и регионального управления в XVII веке Практические 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Преодоление последствий смуты и развитие государственного и регионального управления в XVII веке Сам. работа 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Российская империя периода абсолютизма (XVIII – середина XIX вв.)
3.1. Политические реформы Петра I Лекции 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Политические реформы Петра I Практические 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Политические реформы Петра I Сам. работа 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Государственное и региональное управление в середине и во второй половине XVIII века Лекции 2 4 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Государственное и региональное управление в середине и во второй половине XVIII века Сам. работа 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Российская империя периода буржуазной монархии (середина XIX- начало XX вв.)
4.1. Государственное и региональное управление Российской империей в начале XX века Лекции 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Реформы и контрреформы государственного управления в России во второй половине XIX века Практические 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Реформы и контрреформы государственного управления в России во второй половине XIX века Сам. работа 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Государственное и региональное управление Российской империей в начале XX века Сам. работа 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Создание Советского государства и эпоха социализма (ХХв.)
5.1. Система государственного устройства в 30-40-х годах Лекции 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Становление государственного управления в послереволюционный период Практические 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Становление государственного управления в послереволюционный период Сам. работа 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Система государственного устройства в 30-40-х годах Практические 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Попытки реформирования государственного управления в 50-60-е годы Сам. работа 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.6. Предпосылки, условия и тенденции современного развития государственного управления Лекции 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.7. Предпосылки, условия и тенденции современного развития государственного управления Практические 2 2 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.8. Предпосылки, условия и тенденции современного развития государственного управления Сам. работа 2 15 ОК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.9. ПОдготовка к экзамену Экзамен 2 27 ОК-2, ПК-1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ИГУ 2017.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Маркова А. Н., Федулов Ю. К. История государственного управления в России: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
Л1.2 под ред. А. Н. Марковой, Ю. К. Федулова История государственного управления в России: учеб. для вузов М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щепетев В. И. История государственного управления в России : учебник для вузов Юрид. центр Пресс, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История государственного управления в России. Учебник Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Издательство РАГС, 2006 // ЭБС Университетская библиотека online, 2012
Э2 Мухаев, Р. Т. История государственного управления в России. Учебник/ Р.Т. Мухаев, - М.: Юнити-Дана, 2007. // ЭБС Университетская библиотека online, 2012
Э3 Кононов, А. О. Исторический опыт муниципального управления зарубежных стран/ А.О. Кононов, - М.: Лаборатория книги, 2010// ЭБС Университетская библиотека online, 2012
Э4 История государственного управления в России. Учебник 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012.// ЭБС Университетская библиотека online, 2012
Э5 Курс в Moodle "История государственного управления" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=614
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.


методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=614