Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_ЗР-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | Цель курса - выделить и охарактеризовать основные этапы развития отечественного и зарубежного китаеведения, систематизировать достижения современной синологии, обосновать проблемное поле современной историографии истории Китая. Задачи курса: Определить хронологическую последовательность процесса накопления знаний о Китае; познакомить студентов с деятельностью выдающихся ученых, внесших значительный вклад в развитие отечественного востоковедения; раскрыть процесс организации преподавания китаеведческих дисциплин в России и зарубежом; выявить вклад русских ученых в организацию преподавания китайского языка в России; сформировать у студентов общие представления о развитии востоковедной науки в России. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
УК-1 | Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
ОПК-3 | Способность выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | хронологическую последовательность процесса накопления знаний о Китае; основные этапы и закономерности в развитии научного китаеведения; основные этапы профессионального и жизненного пути выдающихся русских ученых - исследователей Китая; содержание проблемного поля современной отечественной историографии истории Китая; категориальный и понятийный аппарат дисциплины; библиографию истории Китая; базовые понятия историографии, основополагающие принципы историографии как научной дисциплины. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять причинно-следственные связи исторических событий и их отражение в отечественной и зарубежной историографии, анализировать актуальные этнокультурные проблемы региона специализации; характеризовать этические концепции и религиозные традиции и обосновывать их роль в духовной культуре Китая. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет, задачи и структура курса | ||||||
1.1. | Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе | Лекции | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Работа с терминологическим словарем курса | Сам. работа | 6 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Развитие научных знаний о Китае в европейской науке с эпохи древности до рубежа XVI–XVII в. | ||||||
2.1. | Уровень знаний о Китае в европейской научной мысли в древности и средневековье | Лекции | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Средневековые европейские путешествия в Центральную Азию и Китай. Миссия Плано Карпини. Посольство Гильома де Рубрука. Марко Поло и его вклад в изучение Китая. | Практические | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Написание эссе по теме лекции | Сам. работа | 6 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Зарождение русского китаеведения (XVII в.) | ||||||
3.1. | Первые известия о Китае в России. Организация и осуществление первых дипломатических посольств | Лекции | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Освоение Южной Сибири русскими в XVIII в. Выход на рубежи Центральной Азии и Китая | Практические | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Работа с историческими документами по теме лекции | Сам. работа | 6 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Учреждение Российской духовной миссии в Пекине и ее вклад в становление научного китаеведения в России | ||||||
4.1. | Причины и исторические обстоятельства учреждения Российской духовной миссии в Пекине. Отличительные черты русского китаеведения XVIII в. | Лекции | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Научно-исследовательская деятельность РДМ. И. Россохин, А.Л. Леонтьев, А. Владыкин. | Практические | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Подготовка презентации по теме «Дипломатическая деятельность РДМ в XVIII - XIX в.» | Сам. работа | 6 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Бичурин и его вклад в развитие отечественного китаеведения | ||||||
5.1. | Жизненный путь Н.Я. Бичурина. Пекинский период научной работы Бичурина. | Лекции | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Петербургский период научной деятельности Н. Я. Бичурина. Вклад Н.Я. Бичурина в пропаганду и разработку методики преподавания китайского языка. Анализ основных научных трудов по истории Китая. | Практические | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Развитие отечественного китаеведения в первой половине XIX в. Китай в работах П.И. Кафарова и К.А. Скач | ||||||
6.1. | Основные черты и достижения отечественного китаеведения в первой половине XIX в. Вклад П.И. Кафарова и К.А. Скачкова в развитие отечественного китаеведения. | Лекции | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
6.2. | Анализ научных работ П.И. Кафарова | Практические | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
6.3. | Анализ научных работ П.И. Кафарова | Сам. работа | 6 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 7. В.П. Васильев и формирование национальной китаеведческой школы | ||||||
7.1. | Формирование научных центров в России. Основные труды Васильева по истории Китая и сопредельных стран. Значение рукописного наследия В.П. Васильева | Лекции | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
7.2. | В.П. Васильев как исследователь буддизма. Научные труды отечественных ученых в области китайской идеологии и литературы | Практические | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
7.3. | Анализ научных работ В.П. Васильева | Сам. работа | 6 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 8. Достижения отечественной синологии во второй половине XIX в. | ||||||
8.1. | Развитие отечественного китаеведения во второй половине XIX в.: основные направления. Связи русского китаеведения с западноевропейской синологией. | Лекции | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
8.2. | Достижения европейской синологии второй половины XIX в. | Практические | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
8.3. | Составление словаря персоналий «Ученые - исследователи Китая XIX в.» | Сам. работа | 6 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 9. Развитие отечественного китаеведения в начале XX в. Вклад В.М. Алексеева в развитие отечественной синологии | ||||||
9.1. | Формирование научного синологического центра на Дальнем Востоке. Восточный факультет Петербургского университета в начале XX в. Основные достижения отечественной синологии в начале XX в. | Лекции | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
9.2. | Научные исследования А.И. Иванова и В.М. Алексеева в области политической истории и духовной культуры Китая. | Практические | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
9.3. | Анализ научных работ В.М. Алексеева | Сам. работа | 6 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 10. Основная проблематика советского китаеведения. Основные направления исследований отечественной синологии на современном этапе. | ||||||
10.1. | Становление советской историографии. Китаеведение в СССР во второй половине XX в. Анализ исследований в России. Круг проблем и основные направления исследований. | Практические | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
10.2. | Советское востоковедение в 1917–1940-х гг. | Практические | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
10.3. | Отечественное китаеведение в конце XX – начале XXI вв. | Практические | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
10.4. | Анализ научных работ по теме лекции | Сам. работа | 6 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
10.5. | Основные тенденции развития зарубежной синологии на современном этапе | Практические | 6 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
10.6. | Подготовка к зачету (с оценкой) | Сам. работа | 6 | 30 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Предмет, цели и задачи курса. Синология как отрасль научного знания. 2. Установление дипломатических и торговых отношений России с империй Цин в XVII в. 3. Дипломатическая деятельность русского правительства в Китае в XVII – начале XVIII в. практические и научные результаты. 4. Дипломатические посольства в Джунгарию в начале XVIII в. и их научное значение. 5. Путешествие первого официального русского посла в Китае Ф.И. Байкова и его результаты. 6. Учреждение Российской духовной миссии в Пекине. Ее научные и политические задачи. Деятельность Первой и Второй духовных миссий. 7. Научные труды И.К. Россохина и их историческое значение. 8. Результаты работы Четвертой и Пятой духовных миссий. А.Л. Леонтьев и его вклад в становление отечественного китаеведения. 9. Вклад в развитие отечественного китаеведения Н.Я. Бичурина. Жизненный путь ученого. 10. Пекинский период деятельности Бичурина. 11. Вклад Н.Я. Бичурина в становление школы преподавания китайского языка в России. 12. Петербургский период научной деятельности Н. Бичурина. 13. Павел Иванович Каменский и его роль в русском китаеведении. 14. Основные достижения отечественного китаеведения в первой половине XIX в. 15. Китай и Монголия в работах П.И. Кафарова. 16. Научная деятельность Е.Ф. Тимковского. 17. Историко-этнографическое значение исследований К.А. Скачкова. 18. Основные направления развитие отечественного китаеведения во второй половине XIX в. 19.Формирование научных центров в России. Работа кафедры китайского и маньчжурского языков в Казанском университете. 20. Становление научного центра китаеведения в Петербургском университете. 21. Китай в исследованиях В.П. Васильева. 22. Научная и преподавательская деятельность В.П. Васильева. 23. Развитие отечественного китаеведения во второй половине XIX в.: основные направления. 24. Вопросы мифологии и традиционной культуры Китая в работах С.М. Георгиевского. 25. П.С. Попов и его вклад в развитие школы преподавания китайского языка в России. 26. Формирование научного синологического центра на Дальнем Востоке в конце XIX века: его цели и задачи. 27. Исследование Китая в работах профессора Кюнера. 28. Основные направления развития отечественного китаеведения в начале XX в. 29 Основные достижения мировой синологии XVIII -XIX вв. 30. В.М. Алексеев и его вклад в развитие отечественного китаеведения. 31. Становление советской историографии. Советское востоковедение в 1917–1940-х гг. 32. Научные достижения и проблемы советского востоковедения 1960–1980-х гг. 33. Отечественное китаеведение в конце XX – начале XXI вв. 34. Современный уровень исследований мировой синологии. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Илларион Россохин и начало изучения маньчжурского и китайского языков в России. 2. А. Л. Леонтьев и его преподавательская и научная деятельность. 3. Труды по маньчжуристике Антона Владыкина. Учебные пособия и словари А. Владыкина по маньчжурскому языку. 4. К.А. Скачков в составе Тринадцатой духовной миссии в Пекине. Изучение К.А. Скачковым вопросов сельского хозяйства в Китае, фольклора, быта китайских крестьян. 5. Этнографические записки о народах Синьцзяна в дневниках К.А. Скачкова. 6. Составление К.А. Скачковым ценной коллекции китайских рукописей по истории Синьцзяна. Собрание уникальной библиотеки редких книг, рукописей, карт на китайском языке. 7. Изучение К.А. Скачковым вопросов русско – китайской торговли. 8. Китаеведы русской Маньчжурии. 9. Национальная организация «исследователей-пржевальцев» и другие научные общества Харбина; их роль в изучении Северного и Северо-Восточного Китая. 10. Н.И. Конрад как китаевед. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС по курсу в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1063 |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. В. Анисимова [и др.] | История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Наумова Г.Р. | ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Соколов А. Б. | ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Дацышен В. Г. | История российско-китайских отношений в конце XIX – начале ХХ вв.: Научные монографии | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] | |||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER? | |||
Э3 | http://sbiblio.com/biblio/ | |||
Э4 | http://www.isras.ru/ | |||
Э5 | http://www.bibliotekar.ru | |||
Э6 | Электронная библиотека восточной литературы [ http://www.vostlit.info ] | |||
Э7 | Курс в Moodle "Источниковедение и историография Китая" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER http://sbiblio.com/biblio/ http://www.isras.ru/ http://www.bibliotekar.ru Электронная библиотека восточной литературы [ http://www.vostlit.info ] |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе изучения дисциплины «Историография Китая» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, истории России, этнографии региона. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 24 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (42 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении практических заданий, умении рационально организовать свое учебное время. Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы. На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе подготовки знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление. Web - сопровождением аудиторных занятий является электронный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1063 Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания. Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах. Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания, расположенные в теме. Курс завершается итоговым тестом. Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из: Посещаемость аудиторных занятий: 5 - 10 Активность работы на занятиях: 5 - 15 Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle): 25 - 50 Итоговая аттестация: 15 - 25 Итоговая сумма баллов за курс: 50 - 100 49 баллов и менее - «незачет». 50 - 100 баллов – «зачет». Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС: менее 50% занятий - 0 баллов; 50%-85% занятий - 5 баллов; 86%-100% занятий - 10 баллов. Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия. Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут. Баллы за активность студента на занятии Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие. Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle 0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку; 10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей; 20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки; 40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки; 50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки. |