МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные войны
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Шашкова Я.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Информационные войны

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины познакомить студентов с информационными войнами как типом политических отношений, сформировать представление о месте и роли информационных войн в политической жизни и об управлении ими.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.17

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных
ПК-7: способностью к участию в проведении политических и избирательных кампаний, к использованию знаний о других видах политической мобилизации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сложившиеся в науке исследования информационного общества, информационных войн; методы сбора и обработки данных об информационных войнах; средства информационно-психологического воздействия; цель, особенности, основные направления ведения информационных войн; типовую модель информационной войны; особенности, виды информационного оружия; манипулятивные техники в информационных процессах
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно оценивать и анализировать различные точки зрения в процессе изучения информационного общества, информационных войн; собирать и обрабатывать данные об информационных потоках и информационных войнах; уметь характеризовать типовую модель информационной войны на примере конкретного кейса; использовать средства информационно-психологического воздействия при проведении информационных кампаний и информационных войн как формы политической мобилизации; противодействовать информационному воздействию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками самостоятельного анализа и оценки различных точек зрения в процессе изучения информационного общества, информационных войн;
методами сбора и обработки данных об информационных войнах; собирать и обрабатывать данные об информационных потоках и информационных войнах; навыками выделения типовой модели информационной войны на примере конкретного кейса; навыками использования средств информационно-психологического воздействия при проведении информационных кампаний и информационных войн как формы политической мобилизации; навыками противодействия информационному воздействию

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное общество
1.1. Подходы к пониманию сущности информационного общества. Основные характеристики информационного общества Лекции 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.2. Подходы к пониманию сущности информационного общества. Основные характеристики информационного общества Практические 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.3
1.3. Подходы к пониманию сущности информационного общества. Основные характеристики информационного общества Сам. работа 8 8 ПК-1 Л1.1, Л2.3
1.4. Проблемы и угрозы, связанные с развитием информационного общества Практические 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.3
1.5. Проблемы и угрозы, связанные с развитием информационного общества Сам. работа 8 8 ПК-1 Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Информационные войны
2.1. Подходы к пониманию сущности информационных войн. Источники и средства инфорационно-психологического воздействия. Использование средств информационно-психологического воздействия при проведении информационных кампаний и информационных войн. Цель, особенности, основные направления ведения информационных войн Лекции 8 4 ПК-1, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Подходы к пониманию сущности информационных войн. Источники и средства инфорационно-психологического воздействия. Использование средств информационно-психологического воздействия при проведении информационных кампаний и информационных войн. Цель, особенности, основные направления ведения информационных войн Сам. работа 8 8 ПК-1, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Подходы к пониманию сущности информационных войн. Источники и средства инфорационно-психологического воздействия. Цель, особенности, основные направления ведения информационных войн Практические 8 2 ПК-1, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Подходы к пониманию сущности информационных войн. Источники и средства инфорационно-психологического воздействия. Цель, особенности, основные направления ведения информационных войн Сам. работа 8 6 ПК-1, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Виды информационных войн, их характеристика. Провокация в информационных войнах. Типовая модель информационной войны. Информационное оружие: определение, особенности, виды Лекции 8 1 ПК-1, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Виды информационных войн, их характеристика. Провокация в информационных войнах. Типовая модель информационной войны. Информационное оружие: определение, особенности, виды Сам. работа 8 8 ПК-1, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Манипулятивные техники в информационных процессах.Информационная война как форма политической мобилизации. Лекции 8 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Манипулятивные техники в информационных процессах Сам. работа 8 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Исследование информационных войн на современном этапе. Методы сбора и обработки данных об информационных войнах и информационных потоках Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Исследование информационных войн на современном этапе. Методы сбора и обработки данных об информационных войнах и информационных потоках Сам. работа 8 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС находится в отдельном приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бехманн, Готтхард Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний: Москва : Издательская группа "Логос", 2010 http://znanium.com/catalog/author/e03bcfa9-4eba-11e4-b5ee-00237dd2fde2
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыганов, В.В. Информационные войны в бизнесе и политике. Теория и методология/ В. В. Цыганов, С. Н. Бухарин: М. : Академ. Проект, 2007 7 экземпляров
Л2.2 Бухарин, Сергей Николаевич Методы и технологии информационных войн/ С. Н. Бухарин, В. В. Цыганов: М. : Академ. Проект, 2007 15 экземпляров
Л2.3 Уэбстер, Фрэнк Теории информационого общества/ Ф. Уэбстер; пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхина; под ред. Е. Л. Вартановой: М. : Аспект Пресс, 2004 9 экземпляров
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 научная электронная библиотека, содержащая рефераты и полные тексты научных статей и публикаций http://elibrary.ru
Э2 электронный каталог библиотеки АлтГУ http://www.lib.asu.ru/app/slasu/resource=library
Э3 электронный каталог Российской государственной библиотеки http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/
Э4 электронная библиотека диссертаций http://diss.rsl.ru/?menu=disscatalog
Э5 портал журнала «Полис» http://www.politstudies.ru/
Э6 Сайт ИНИОН РАН http://www.inion.ru/
Э7 портал Российской ассоциации политической науки http://www.rapn.ru/
Э8 ЭБС Юрайт https://biblio-online.ru/
Э9 Киреева О.С. Информационные войны https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1326
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Информационные войны» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания о теоретических подходах к пониманию сущности информационного общества, информационных войн. Акцентируется внимание на информационной войне как форме политической мобилизации. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия по курсу «Информационные войны» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Для формирования необходимых навыков предусмотрен анализ информационных войн, позволяющий на конкретном примере комплексно показать все составные части информационной составляющей в противоборстве. Для выполнения анализа необходимо ориентироваться на методы сбора и обработки данных, позволяющие найти необходимую литературу, отражающую специфику той или иной информационной войны.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическом занятии проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы, которые позволяют облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов, позволяющие полноценно подготовиться к практическим занятиям и зачету.