Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 11 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова
1.1. | Цель дисциплины познакомить студентов с информационными войнами как типом политических отношений, сформировать представление о месте и роли информационных войн в политической жизни и об управлении ими. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.17 |
ПК-1 | владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных |
ПК-7 | способностью к участию в проведении политических и избирательных кампаний, к использованию знаний о других видах политической мобилизации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | сложившиеся в науке исследования информационного общества, информационных войн; методы сбора и обработки данных об информационных войнах; средства информационно-психологического воздействия; цель, особенности, основные направления ведения информационных войн; типовую модель информационной войны; особенности, виды информационного оружия; манипулятивные техники в информационных процессах |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно оценивать и анализировать различные точки зрения в процессе изучения информационного общества, информационных войн; собирать и обрабатывать данные об информационных потоках и информационных войнах; уметь характеризовать типовую модель информационной войны на примере конкретного кейса; использовать средства информационно-психологического воздействия при проведении информационных кампаний и информационных войн как формы политической мобилизации; противодействовать информационному воздействию |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть навыками самостоятельного анализа и оценки различных точек зрения в процессе изучения информационного общества, информационных войн; методами сбора и обработки данных об информационных войнах; собирать и обрабатывать данные об информационных потоках и информационных войнах; навыками выделения типовой модели информационной войны на примере конкретного кейса; навыками использования средств информационно-психологического воздействия при проведении информационных кампаний и информационных войн как формы политической мобилизации; навыками противодействия информационному воздействию |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационное общество | ||||||
1.1. | Подходы к пониманию сущности информационного общества. Основные характеристики информационного общества | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
1.2. | Подходы к пониманию сущности информационного общества. Основные характеристики информационного общества | Практические | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.3 |
1.3. | Подходы к пониманию сущности информационного общества. Основные характеристики информационного общества | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1 | Л1.1, Л2.3 |
1.4. | Проблемы и угрозы, связанные с развитием информационного общества | Практические | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.3 |
1.5. | Проблемы и угрозы, связанные с развитием информационного общества | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1 | Л1.1, Л2.3 |
Раздел 2. Информационные войны | ||||||
2.1. | Подходы к пониманию сущности информационных войн. Источники и средства инфорационно-психологического воздействия. Использование средств информационно-психологического воздействия при проведении информационных кампаний и информационных войн. Цель, особенности, основные направления ведения информационных войн | Лекции | 8 | 4 | ПК-1, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Подходы к пониманию сущности информационных войн. Источники и средства инфорационно-психологического воздействия. Использование средств информационно-психологического воздействия при проведении информационных кампаний и информационных войн. Цель, особенности, основные направления ведения информационных войн | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Подходы к пониманию сущности информационных войн. Источники и средства инфорационно-психологического воздействия. Цель, особенности, основные направления ведения информационных войн | Практические | 8 | 2 | ПК-1, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Подходы к пониманию сущности информационных войн. Источники и средства инфорационно-психологического воздействия. Цель, особенности, основные направления ведения информационных войн | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-1, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Виды информационных войн, их характеристика. Провокация в информационных войнах. Типовая модель информационной войны. Информационное оружие: определение, особенности, виды | Лекции | 8 | 1 | ПК-1, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Виды информационных войн, их характеристика. Провокация в информационных войнах. Типовая модель информационной войны. Информационное оружие: определение, особенности, виды | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Манипулятивные техники в информационных процессах.Информационная война как форма политической мобилизации. | Лекции | 8 | 1 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Манипулятивные техники в информационных процессах | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Исследование информационных войн на современном этапе. Методы сбора и обработки данных об информационных войнах и информационных потоках | Практические | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Исследование информационных войн на современном этапе. Методы сбора и обработки данных об информационных войнах и информационных потоках | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в отдельном приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бехманн, Готтхард | Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний: | Москва : Издательская группа "Логос", 2010 | znanium.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бухарин, Сергей Николаевич | Методы и технологии информационных войн/ С. Н. Бухарин, В. В. Цыганов: | М. : Академ. Проект, 2007 | 15 экземпляров |
Л2.2 | Цыганов, В.В. | Информационные войны в бизнесе и политике. Теория и методология/ В. В. Цыганов, С. Н. Бухарин: | М. : Академ. Проект, 2007 | 7 экземпляров |
Л2.3 | Уэбстер, Фрэнк | Теории информационого общества/ Ф. Уэбстер; пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхина; под ред. Е. Л. Вартановой: | М. : Аспект Пресс, 2004 | 9 экземпляров |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | научная электронная библиотека, содержащая рефераты и полные тексты научных статей и публикаций | elibrary.ru | ||
Э2 | электронный каталог библиотеки АлтГУ | www.lib.asu.ru | ||
Э3 | электронный каталог Российской государственной библиотеки | www.rsl.ru | ||
Э4 | электронная библиотека диссертаций | diss.rsl.ru | ||
Э5 | портал журнала «Полис» | www.politstudies.ru | ||
Э6 | Сайт ИНИОН РАН | www.inion.ru | ||
Э7 | портал Российской ассоциации политической науки | www.rapn.ru | ||
Э8 | ЭБС Юрайт | biblio-online.ru | ||
Э9 | Киреева О.С. Информационные войны | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Занятия со студентами по курсу «Информационные войны» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания о теоретических подходах к пониманию сущности информационного общества, информационных войн. Акцентируется внимание на информационной войне как форме политической мобилизации. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия по курсу «Информационные войны» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Для формирования необходимых навыков предусмотрен анализ информационных войн, позволяющий на конкретном примере комплексно показать все составные части информационной составляющей в противоборстве. Для выполнения анализа необходимо ориентироваться на методы сбора и обработки данных, позволяющие найти необходимую литературу, отражающую специфику той или иной информационной войны. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическом занятии проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста. Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы, которые позволяют облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов, позволяющие полноценно подготовиться к практическим занятиям и зачету. |