МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы современного правоведения
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СП-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 43
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 43 43 43 43
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. должность, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам.декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы современного правоведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2019 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2019 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обучить студентов изучению актуальных проблем современного правоведения и навыкам анализа социально-правовых явлений, процессов и феноменов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы и новые научные теории, концепции, подходы и социальные технологии при исследовании правовой сферы общества
3.2.Уметь:
3.2.1.вырабатывать пути решения социально значимых проблем в правовой сфере общества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками организации и проведения прикладного или теоретического исследования с целью прогнозирования социальных явлений и процессов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Правоведение как отрасль знаний о праве и правовой реальности Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Правоведение как отрасль знаний о праве и правовой реальности Сам. работа 2 5 Л1.1, Л2.1
1.3. Правоведение как отрасль знаний о праве и правовой реальности Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
1.4. Актуальные проблемы гражданского права Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Актуальные проблемы гражданского права Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1
1.6. Актуальные проблемы гражданского права Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.7. Актуальные проблемы административного права Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Актуальные проблемы административного права Сам. работа 2 24 Л1.1, Л2.1
1.9. Актуальные проблемы административного права Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.10. Актуальные проблемы уголовного права Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.11. Актуальные проблемы уголовного права Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1
1.12. Актуальные проблемы уголовного права Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.13. Актуальные концепции совремнного правоведения Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.14. Актуальные концепции совремнного правоведения Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1
1.15. Новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования в области актуальных проблем современного правоведения Практические 2 0 Л1.1, Л2.1
1.16. Экзамен 2 9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы:
1. Понятие и признаки государства.
2. Форма государства.
3. Функции государства.
4. Понятие и виды государственных органов.
5. Понятие и виды социальных норм. Соотношение права и других социальных норм.
6. Основные теории и актуальные проблемы правопонимания.
7. Понятие и признаки права.
8. Норма права. Система права.
9. Правоотношение: понятие, признаки, структура и виды.
10. Понятие, признаки, виды и состав правонарушения.
11. Понятие, принципы и виды юридической ответственности.
12. Основные отрасли права. Их общая характеристика. Материальное и процессуальное право.
13. Предмет, метод и источники конституционного права России.
14. Понятие и виды конституций.
15. Структура и содержание Конституции РФ 1993 года.
16. Конституционные основы правового статуса личности в Российской Федерации.
17. Конституционно-правовая регламентация государственной власти.
18. Законодательные органы власти России и субъекта РФ.
19. Исполнительные органы власти России и субъекта РФ.
20. Судебные органы власти. Судебная система. Статус судей.
21. Гражданское право: понятие, предмет, метод, источники.
22. Принципы, функции и система гражданского права.
23. Гражданское правоотношение: понятие, особенности, структура.
24. Обязательства: понятие, структура, виды. Основания возникновения, исполнение.
25. Сделка: понятие, признаки, виды, форма.
26. Гражданско-правовой договор: понятие, содержание, общий порядок заключения.
27. Понятие, предмет, метод, система и источники уголовного права. Принципы, функции и задачи уголовного права.
28. Понятие, признаки, категории и виды, состав преступления.
29. Уголовная ответственность: понятие, признаки, основания, функции.
30. Уголовное наказание: понятие, признаки, цели, виды.
Практические задания на зачете:
1. При обсуждении вопроса о том, что такое государство, между Семеновым и Сидоровым возникла дискуссия. Помнению Семенова, государство— это географическое образование, а по мнению Сидорова — это организация политической власти. Разрешите спор.
2. Студент Петров, определяя признаки государства, назвал среди прочих публичную власть, правящую партию, территорию. Студент Филонов указал, что к таковым признакам относятся налоги, население, право. Перечислите признаки государства.
3. На основе анализа Конституции РФ составьте схемы: «Признаки государственной власти», «Система разделения властей» (с характеристикой каждой ветви власти).
4. Соотнесите понятия «политическая система общества» и «политическая организация общества».
5. Древние юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». Объясните, как вы понимаете это выражение. Какие требования к правовым нормам оно содержит?
6. Во время рассмотрения темы «Источники права» студент Семенов объяснил, что нормативно-правовым актом следует считать обычай, установленный государством, и именно он обладает общеобязательной силой. По мнению студентки Ивановой, нормативный правовой акт — это решение, которое принимается судом по конкретному делу, которое также обладает общеобязательной силой. Студент Семенов был с этим не согласен. Он утверждал, что нормативный правовой акт — это официальный документ, который создан специально уполномоченными на то государственными органами и содержит общеобязательные юридические нормы. Кто из студентов прав в данном случае? Ответ аргументируйте.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств
РПД обеспечена фондом оценочных средств

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильев, А.В. Теория права и государства : учебник. [Электронный ресурс] : учеб. — Электрон. дан. : М. : ФЛИНТА, 2017 Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/91591 — Загл. с экрана.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Крашенниников П. Двенадцать апостолов права: М.: ФЛИНТА, 2016 Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/75014 — Загл. с экрана.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.isras.ru http://www.elibrary.ru http://www.mon.gov.ru
Э2 Курс в Moodle "Актуальные проблемы современного правоведения" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1775
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на зачете/экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.