МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессию
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 45
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд.социол.наук, доцент Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессию

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д-р. филос.наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р. филос.наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.идентифицировать и углубить профессиональную ориентацию студентов, сформировать у них необходимые навыки для успешной профессиональной деятельности;
способствовать подготовке образованных, творческих и критически мыслящих специалистов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3.1: Определяет свою роль в социальном взаимодействии и командной работе, исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели
УК-3.2: При реализации своей роли в социальном взаимодействии и командной работе учитывает особенности поведения и интересы других участников
УК-3.3: Анализирует возможные последствия личных действий в социальном взаимодействии и командной работе, и строит продуктивное взаимодействие с учетом этого
УК-3.4: Осуществляет обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды; оценивает идеи других членов команды для достижения поставленной цели
УК-3.5: Соблюдает нормы и установленные правила командной работы; несет личную ответственность за результат
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые и профессионально профильные основы социологии
содержание профессиональной деятельности социолога, основные направления в работе, сложившиеся в социологической практике
логику исследовательского процесса
основные методы сбора социологической информации
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знание современных исследовательских методов при изучении актуальных проблем социологии
логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию
критически анализировать информационные источники, научные тексты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.формулирования целей, ставить конкретные задачи научных исследований в области социологии
использовать понятийный аппарат теоретической и прикладной социологии в ходе решения профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в профессию
1.1. Социология как профессия: образ социолога в общественном сознании Лекции 1 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Социология как профессия: образ социолога в общественном сознании Сам. работа 1 7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Личность социолога. Профессиональная этика социолога Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Личность социолога. Профессиональная этика социолога Сам. работа 1 7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Исследовательская деятельность социолога
2.1. Работа с социологической информацией Лекции 1 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Работа с социологической информацией Практические 1 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Работа с социологической информацией Сам. работа 1 7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Требования к письменным научным работам Сам. работа 1 7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Подбор и формулирование исследовательской проблемы для проведения исследования. Требования к постановке целей и задач исследования в различных областях социологии Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Подбор и формулирование исследовательской проблемы для проведения исследования. Требования к постановке целей и задач исследования в различных областях социологии Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Подбор и формулирование исследовательской проблемы для проведения исследования. Требования к постановке целей и задач исследования в различных областях социологии Сам. работа 1 5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Социологические исследования в структуре социологического знания Сам. работа 1 5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Профессиональное становление социолога
3.1. Карьера социолога после окончания ВУЗа Сам. работа 1 7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Экзамен 1 9 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечень вопросов и заданий к экзамену:
Теоретические вопросы:
1. Общие сведения о направлении подготовки по специальности «Социология»
2. Профессиональные сферы деятельности социолога
3. Роль социологии в обществе. Функции социологии
4. Особенности развития социологии в России
5. История развития социологии в Алтайском крае и Алтайском государственном университете
6. Формирование навыков социальной коммуникации. Вербальная и невербальная системы коммуникации
7. Социальная перцепция, социальная интеракция и профессиональная деятельность социолога
8. Источники социологической информации. Правила оформления источников и научной литературы
9. Поиск литературы и источников. Изучение литературы. Плагиат
10. Выбор темы исследования. Исследовательская проблема
11. Проблема выборки в социологическом исследовании
12. Структура научной (курсовой) работы. Оформление научной (курсовой) работы
13. Создание презентации по итогам результатов исследования
14. Публичное выступление и представление результатов исследования
15. Программа социологического исследования. Роль программы социологического исследования
16. Количественные и качественные методы социологического исследования
17. Анкетный опрос как метод социологического исследования
18. Контент-анализ как метод социологического исследования
19. Эксперимент как метод социологического исследования
20. Интервью как метод социологического исследования
21. Фокус-группа как метод социологического исследования
22. Анализ документов как метод социологического исследования
23. Наблюдение как метод социологического исследования
24. Этика общения интервьюера и респондента
25. Феномен ответственности социолога за научную достоверность и надежность социальной информации
Практические задания проблемно-поискового характера:
1. Сформулируйте три актуальные темы социологического исследования, которые необходимо изучать социологам в современном обществе
2. По проблеме, которая играет первостепенное значение для Вас лично, сформулируйте цель конкретного социологического исследования
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем эссе:
1. Не профессия выбирает человека, а человек профессию (Сократ)
2. Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим (Илья Ильф и Евгений Петров)
3. Высокий профессионализм — обращенное в профессию творчество (Гинзбург Л.)
5.3. Фонд оценочных средств
находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.И. Барсукова Введение в специальность : учебное пособие СКФУ, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458386
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
Л2.2 Оганян К.М. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6C29C3C5-C3BB-4EF4-A1ED-8A270282F4CD
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
Э3 Социология.RU http://sotsiologia.ru/
Э4 Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) http://lib.socio.msu.ru
Э5 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) http://wciom.ru/
Э6 Национальная социологическая энциклопедия http://voluntary.ru/
Э7 Курс в moodle "Ввеление в профессию" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6050
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.