МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Региональная экономика и управление

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.03.03. Управление персоналом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_03_УП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Капустян Л.А.

Рецензент(ы):
д.э.н., Профессор, Мищенко В.В.

Рабочая программа дисциплины
Региональная экономика и управление

разработана в соответствии с ФГОС:
38.03.03. "Управление персоналом", утвержденный Министерством образования и науки РФ "14" декабря 2015 №1461

составлена на основании учебного плана:
38.03.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. профессор Мищенко Вит.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор Мищенко Вит.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целю изучения дисциплины является формирование у студентов представлений и навыков управления хозяйственными системами отдельных территорий в целях развития экономической самостоятельности, достижения конкурентоспособности в условиях рыночного хозяйствования и организации устойчивых экономических взаимосвязей с другими территориями страны и зарубежья.
К задачам дисциплины относятся следующие:
- ознакомление студентов с историей становления научного направления «региональная экономика»;
- определение места дисциплины в системе наук;
- определение цели и задач изучения данной дисциплины в курсе обучения студентов экономических специальностей;
- определение методов, используемых научной дисциплиной;
- изучение региональной экономической структуры РФ;
- выявление факторов экономического развития регионов России;
- формирование представлений и навыков управления региональной экономической системой;
- выявление проблем и способов их решения в системе региональной политики Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ОПК-3 знанием содержания основных разделов Социального права, Миграционного права, касающихся социально-трудовой сферы, содержания основных документов Международного трудового права (Конвенция МОТ)
ОПК-4 владение навыками работы с внешними организациями (Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Федеральной службой по труду и занятости, кадровыми агентствами, службами занятости населения)
ПК-15 владением навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала организации, умением рассчитывать численность и профессиональный состав персонала в соответствии со стратегическими планами организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О формах территориальной организации социально-экономических процессов и методах управления ими.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать структуру территориального деления Российской Федерации, формы и способы управления социально-экономического развития отдельный частей территории страны как единого экономического пространства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Составления социально-экономической характеристики региона с учетом факторов, обуславливающих региональное развитие и перспективных направлений развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы региональной экономики и управления.
1.1. Объект, предмет, цели, задачи дисциплины. Связь с другими научными дисциплинами. Лекции 5 2 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. История становления региональной науки.Ключевые территориальные теории. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Методы научного познания и прикладного регулирования региональным развитием. Лекции 5 2 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Методы научного познания в региональных исследованиях. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Научные школы и теоретические модели территориального развития Сам. работа 5 10 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Региональная структура Российской Федерации.
2.1. Политико-административное деление России. Лекции 5 2 ОК-3, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Таксономия территориального деления территории России. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Особенности природных, демографических, экономических показателей регионов России. Лекции 5 2 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Социально-экономическая характеристика Федеральных Округов Российской Федерации, перспективы социально-экономического развития Практические 5 8 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Территориальные экономические единицы России: Экономические зоны, территориально-производственные комплексы, производственные центры. Характеристика экономического развития. Сам. работа 5 12 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Факторы регионального экономического развития.
3.1. Экономико-географическое положение региона, как фактор регионального развития. Лекции 5 1 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Природные условия и ресурсы региона. Лекции 5 1 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Социально-демографические факторы регионального развития. Лекции 5 2 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Структура регионального хозяйства. Лекции 5 2 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Факторы регионального развития Практические 5 4 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Предпосылки и факторы развития на примере отдельных территорий. Сам. работа 5 14 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Региональная политика России.
4.1. Региональная политика в России:цели, принципы, методы. Лекции 5 2 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Региональная политика России и зарубежных стран. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Региональная политика в России и за рубежом на разных этапах исторического развития. Сам. работа 5 10 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Алтайский край. Экономическое развитие региона.
5.1. Алтайский край общая социально-экономическая характеристика. Лекции 5 2 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Место края в территориальном разделении труда. Сам. работа 5 10 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Отрасли хозяйства Алтайского края. Перспективы развития хозяйственной системы. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Стратегические направления социально-экономического развития края и методы их реализации. Лекции 5 2 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.5. Алтайский край.История освоения территории, особенности территориального развития края и его частей Сам. работа 5 10 ОК-3, ОПК-3, ОПК-4, ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Угрюмова А. А., Ерохина Е. В., Савельева М. В. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ 2-е изд. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Плисецкий Е.Л. - под ред., Глушкова В.Г. - под ред. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прокопов Ф.Т. - отв. ред. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 47. Справочная правовая система «Консультант-Плюс»
Э2 48. Справочная правовая система «Гарант»
Э3 Курс в Moodle «Региональная экономика и управление» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.