МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы исторических исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-2-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 76
самостоятельная работа 95
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 15,5 22 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 16 16 2 16 30 44
Практические 20 20 20 20 6 20 46 60
Сам. работа 49 49 9 9 37 9 95 67
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 108 108 72 72 72 72 252 252

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Скубневский В.А.;д.и.н., проф., Разгон В.Н.;д.и.н., зав.каф., Демчик Е.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы исторических исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46.04.01 История (квалификация (степень) «магистр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. N 1300.

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины Актуальные проблемы исторических исследований является знакомство магистрантов с современным уровнем развития исторической науки и формирование у них системы теоретических знаний в области проблематики исторических исследований.
Задачи:
– изложить исторический опыт периодизации всемирной истории;
– продемонстрировать использование основных понятий, характеризующих время;
– познакомить с современными разработками и методологическими проблемами;
– подготовить к научно-исследовательской работе;
– сформировать целостное научное представление о теоретических основаниях и практическом назначении периодизации всемирной истории;
– изучить и проанализировать ключевые проблемы в области отечественного истории;
– освоить ключевые этапы, особенности и последствия развития отечественной истории в XX столетии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Формы, способы, методы поиска информации по любой заданной теме; основные исторические понятия и термины; формы, способы, методы подготовки аналитической информации с учетом ее исторического контекста; теоретические концепции и направления современных исторических исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осмысливать , сопоставлять информацию , полученную из разных источников; грамотно использовать специальные исторические понятия и термины; использовать аналитическую информацию с учетом ее исторического контекста для принятия конкретных управленческих решений; применять полученные исторические знания в деятельности информационно- аналитических центров, государственных и общественных организаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способностями профессионального делового общения; методиками применения конкретных знаний по историческим наукам при осуществлении экспертных и аналитических работ; навыками применения полученной в результате анализа исторического опыта информации для принятия конкретных управленческих решений; современными подходами и методиками исторического исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Периодизация как теоретический раздел истории.
1.1. Знакомство с содержанием и объемом учебной дисциплины, с ее целями и задачами. Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.2. Определение периодизации. Связь периодизации с хронологией. Практические 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Периодизация в исторической науке: европейский опыт и некоторые методологические проблемы.
2.1. Древние попытки построения исторической хронологии (Шумер, Ассирия, Вавилон, Египет, Греция). Библейские концепции периодизации Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.2. Выработка понятия «средней» истории. Новое и новейшее время, процесс установления их хронологических границ. Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.3. Другие подходы к периодизации Всемирной истории. Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Обзор современных подходов к структурированию Всемирной истории.
3.1. Формирование и традиции при структурировании истории в зарубежной науке. Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.2. Специфика подходов к структурированию истории в отечественной науке. Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Онтологические и теоретические основания периодизации истории. Периодизация всемирной истории и культурно-хронологическая схема в археологии Евразии: проблемы соотношения и рационального структурирования.
4.1. Философские и научные требования к периодизациям. Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
4.2. Признание базисных положений для создания периодизации. Практические 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Накопление сведений по древней и средневековой истории Сибири. Первые попытки обобщения археологических материалов и письменных свидетельств.
5.1. Процесс освоения Сибири. Бугровщичество. Сибирская коллекция Петра I. Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
5.2. Культурно-хронологические схемы изучения Сибири, разработанные в 1920–1930-х гг. Концепция С.А. Теплоухова. Предложения С.В. Киселева. Практические 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая.
6.1. Послевоенные раскопки археологических памятников и создание предпосылок для новых концепций. Практические 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
6.2. Роль естественно-научных методов в получении объективной информации и перспективы дальнейших периодизационных разработок. Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Модернизационные процессы и социальное развитие семьи в России периода империи (XVIII – начало XX в.).
7.1. Взаимосвязь развития семьи и общества.). Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
7.2. Основные тенденции социального развития семьи. Сам. работа 1 7 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
7.3. Влияние законодательных и культурных преобразований XVIII в. на семью. Практические 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
7.4. Формирование нового типа внутрисемейных отношений. Практические 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
7.5. Семья и государство. Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
7.6. Развитие образования и изменение отношения к детям. Практические 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Формирование территории и национальный состав населения Российской империи в XIX в.
8.1. Терминология. Понятие «колония», «окраина», «диаспоры». Практические 1 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.2. Рост территории России в конце XVIII – XIX вв. Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.3. Терминология. Понятие «колония», «окраина», «диаспоры». Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.4. Национальный состав населения Российской империи. Диаспоры (немецкая, еврейская и др.). Практические 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.5. Экзамен 1 27
Раздел 9. Управление и социально-экономическое развитие национальных окраин. Национально-освободительное движение.
9.1. Региональные особенности управления национальных окраин. Лекции 2 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
9.2. Неравномерность экономического развития национальных окраин. Практические 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
9.3. Теория формирования национальных элит. Национально-освободительное движение. Практические 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Историография проблемы «Россия – многонациональная империя».
10.1. Историография проблемы «Россия – многонациональная империя». Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
10.2. Дореволюционная демократическая историография. Практические 2 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
10.3. Эмигрантская историография. Советская историография. Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
10.4. Дореволюционная официальная историография. Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
10.5. Современная историография Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Модернизационные процессы и кризис имперской государственности в России.
11.1. Модернизационные процессы и кризис имперской государственности в России. Лекции 2 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
11.2. Кризис имперской идентичности. Практические 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
11.3. Кризис системы управления империей. Практические 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
11.4. Революционная смута 1917 г. как следствие кризиса империи. Практические 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
11.5. Территориальный распад Российской империи. Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 12. Вопросы индустриализации России 2-й пол. XIX – начала XX в. в отечественной историографии.
12.1. Вопросы индустриализации России 2-й пол. XIX – начала XX в. в отечественной историографии. Лекции 2 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
12.2. Дореволюционная историография. Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
12.3. Советская историография. Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
12.4. Вопросы индустриализации России 2-й половины XIX – начала XX в. в современной историографии. Практические 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 13. Столыпинская аграрная реформа: современные подходы к изучению.
13.1. Столыпинская аграрная реформа: современные подходы к изучению. Лекции 2 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
13.2. Проблема аграрного кризиса. Практические 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
13.3. Основные положения столыпинского аграрного законодательства. Оценка в современной историографии целей, итогов и значения реформы. Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 14. Предпосылки революционного кризиса 1917 года: современные трактовки.
14.1. Социально-экономические, политические и ментальные предпосылки революции. Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
14.2. Проблема альтернатив Октябрьской революции 1917 г. Практические 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
14.3. Экзамен 2 27
Раздел 15. Теория модернизации и история России ХХ – начала ХХI вв.
15.1. Модернизационная парадигма мировой истории и Россия. Лекции 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
15.2. Условия, тип, особенности и этапы российской модернизации: оценки современной историографии. Практические 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 16. Большевистский дискурс российской модернизации: выбор стратегии и тактики экономических преобразований в первое десятилетие советской власти.
16.1. Большевистский дискурс российской модернизации: выбор стратегии и тактики экономических преобразований в первое десятилетие советской власти. Практические 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
16.2. От революционной атаки на мировой капитал к политике мирного сосуществования. Практические 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 17. Социалистическая индустриализация: модернизационный прорыв и его особенности.
17.1. Курс на ускоренную индустриализацию и «бешеные» темпы экономического роста. Практические 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
17.2. Курс на ускоренную индустриализацию и «бешеные» темпы экономического роста. Сам. работа 3 5 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
17.3. Сталинский неонэп. Причины, этапы, методы, источники, итоги, «цена» и последствия социалистической индустриализации Лекции 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 18. Развитие ВПК и попытки модернизации советской экономики в условиях «холодной» войны.
18.1. Развитие ВПК и попытки модернизации советской экономики в условиях «холодной» войны. Практические 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
18.2. Военно-промышленный комплекс как основа советской экономики. Сам. работа 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
18.3. Реформы А.Н. Косыгина. Лекции 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 19. Мировой экономический кризис и Россия: исторический шанс модернизационного перехода.
19.1. Причины современного мирового экономического кризиса. Лекции 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
19.2. Завершение модернизационного перехода в России как возможность и последствие преодоления кризиса. Лекции 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
19.3. Экзамен Экзамен 3 27 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
1. Определение периодизации. Периодизация как процедура структурирования истории и систематизация знаний. Социальная и политическая значимость периодизации.
2. Основные понятия, характеризующие время (эра, эпоха, период, век, время, этап, стадия, фаза, веха, событие, момент), и их соотношение.
3. Критерии и реальные закономерности для периодизационных и культурно-хронологических схем. Периодизация как отражение уровня развития исторической науки. Европоцентризм в истории
4. Древние попытки построения исторической хронологии (Шумер, Ассирия, Вавилон, Египет, Греция). Библейские концепции периодизации (пророк Даниил, Августин Блаженный).
5. Жан Боден и его принцип деления истории на древнюю, среднюю и новую. Формирование исторического сознания в эпоху Возрождения. Деятельность гуманистов в области создания светской истории. Использование понятия «античность».
6. Труды историков-просветителей XVIII в. Упорядочение сведений и создание историй. Роль археологии в познании древней истории.
7. Выработка понятия «средней» истории. Место Средневековья в современной системе исторических знаний. Новое и новейшее время, процесс установления их хронологических границ
8. Разные подходы к периодизации Всемирной истории. Формирование и традиции при структурировании истории в зарубежной науке.
9. Специфика подходов к структурированию истории в отечественной науке.
10. Философские и научные требования к периодизациям. Методология построения обоснованной периодизации. Археологическая периодизация общего плана и дробного членения. Ее роль, возможности и недостатки.
11. Характеристика системы структурирования истории: эпоха–период– время–культура–этап.
12. Археологические данные как основа деления дорусской истории Сибири. Исследования В.В. Радлова, Г.Н. Потанина, Д.А. Клеменца и др. Их взгляды на развитие народов Сибири.
13. Культурно-хронологические схемы изучения Сибири, разработанные в 1920–1930-х гг.
14. Послевоенные раскопки археологических памятников и создание предпосылок для новых концепций. «Древняя история Южной Сибири» С.В. Киселева и разработка М.П. Грязновым культурно-хронологической схемы для истории племен Верхнего Приобья.
15. Формирование современных представлений на динамику южно-сибирских и западно-сибирских культур раннего железного века и средневековья.
16. Исследования на Укоке и периодизация древних культур этого региона. «История Республики Алтай». Современная культурно-хронологическая схема истории развития древних и средневековых народов Алтая
17. Основные тенденции социального развития семьи в России периода империи.
18. Формирование территории и национальный состав населения Российской империи в XIX в.
19. Управление и социально-экономическое развитие национальных окраин. Национально-освободительное движение.
20. Историография проблемы «Россия – многонациональная империя».
21. Предпосылки революционного кризиса 1917 года: современные трактовки.
22. Столыпинская аграрная реформа: современные подходы к изучению.
23. Модернизационные процессы и кризис имперской государственности в России.
24. Большевистский дискурс российской модернизации: выбор стратегии и тактики экономических преобразований в первое десятилетие советской власти.
25. Социалистическая индустриализация: модернизационный прорыв и его особенности.
26. Развитие ВПК и попытки модернизации советской экономики в условиях «холодной» войны.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
• Человек на политическом Олимпе. Как, отвечая на вопросы, поставленные исследователями «новой персональной истории», современный читатель может точнее и глубже понять историю правителя и историю государственного управления.
• Человек на службе правителю и отечеству. Как менялось в истории понимание служения и долга.
• Человек, строящий свой дом. История чувств и страстей частного человека, или почему для понимания истории интересен психологический портрет героя и его окружения.
• Человек религиозный. Своеобразие «народной религиозности» и усилия церкви в воспитании благочестивой паствы.
• Человек читающий. Что позволяет понять в истории изучение культуры чтения и частных библиотек.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445
Л1.2 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зиновьева, В.И. Отечественная история : учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208705
Л2.2 А.Н. Сахаров История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах: учебник М.: Проспект, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251751
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс на Moodle "Актуальные проблемы исторических исследований" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru/
Научная электронная библиотека eLibrary.ru https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.