Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические знания в современном обществе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_ИЗвСО-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | 22 | 15 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 16 | 16 | 2 | 16 | 30 | 44 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 | 6 | 20 | 46 | 60 |
Сам. работа | 49 | 49 | 9 | 9 | 37 | 9 | 95 | 67 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 81 | 81 |
Итого | 108 | 108 | 72 | 72 | 72 | 72 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины Актуальные проблемы исторических исследований является знакомство магистрантов с современным уровнем развития исторической науки и формирование у них системы теоретических знаний в области проблематики исторических исследований. Задачи: – изложить исторический опыт периодизации всемирной истории; – продемонстрировать использование основных понятий, характеризующих время; – познакомить с современными разработками и методологическими проблемами; – подготовить к научно-исследовательской работе; – сформировать целостное научное представление о теоретических основаниях и практическом назначении периодизации всемирной истории; – изучить и проанализировать ключевые проблемы в области отечественного истории; – освоить ключевые этапы, особенности и последствия развития отечественной истории в XX столетии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-3 | способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Формы, способы, методы поиска информации по любой заданной теме; основные исторические понятия и термины; формы, способы, методы подготовки аналитической информации с учетом ее исторического контекста; теоретические концепции и направления современных исторических исследований. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Осмысливать , сопоставлять информацию , полученную из разных источников; грамотно использовать специальные исторические понятия и термины; использовать аналитическую информацию с учетом ее исторического контекста для принятия конкретных управленческих решений; применять полученные исторические знания в деятельности информационно- аналитических центров, государственных и общественных организаций |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Способностями профессионального делового общения; методиками применения конкретных знаний по историческим наукам при осуществлении экспертных и аналитических работ; навыками применения полученной в результате анализа исторического опыта информации для принятия конкретных управленческих решений; современными подходами и методиками исторического исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Периодизация как теоретический раздел истории. | ||||||
1.1. | Знакомство с содержанием и объемом учебной дисциплины, с ее целями и задачами. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Определение периодизации. Связь периодизации с хронологией. | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Периодизация в исторической науке: европейский опыт и некоторые методологические проблемы. | ||||||
2.1. | Древние попытки построения исторической хронологии (Шумер, Ассирия, Вавилон, Египет, Греция). Библейские концепции периодизации | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Выработка понятия «средней» истории. Новое и новейшее время, процесс установления их хронологических границ. | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Другие подходы к периодизации Всемирной истории. | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Обзор современных подходов к структурированию Всемирной истории. | ||||||
3.1. | Формирование и традиции при структурировании истории в зарубежной науке. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Специфика подходов к структурированию истории в отечественной науке. | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Онтологические и теоретические основания периодизации истории. Периодизация всемирной истории и культурно-хронологическая схема в археологии Евразии: проблемы соотношения и рационального структурирования. | ||||||
4.1. | Философские и научные требования к периодизациям. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Признание базисных положений для создания периодизации. | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Накопление сведений по древней и средневековой истории Сибири. Первые попытки обобщения археологических материалов и письменных свидетельств. | ||||||
5.1. | Процесс освоения Сибири. Бугровщичество. Сибирская коллекция Петра I. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Культурно-хронологические схемы изучения Сибири, разработанные в 1920–1930-х гг. Концепция С.А. Теплоухова. Предложения С.В. Киселева. | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 6. Современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая. | ||||||
6.1. | Послевоенные раскопки археологических памятников и создание предпосылок для новых концепций. | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
6.2. | Роль естественно-научных методов в получении объективной информации и перспективы дальнейших периодизационных разработок. | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 7. Модернизационные процессы и социальное развитие семьи в России периода империи (XVIII – начало XX в.). | ||||||
7.1. | Взаимосвязь развития семьи и общества.). | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
7.2. | Основные тенденции социального развития семьи. | Сам. работа | 1 | 7 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
7.3. | Влияние законодательных и культурных преобразований XVIII в. на семью. | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
7.4. | Формирование нового типа внутрисемейных отношений. | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
7.5. | Семья и государство. | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
7.6. | Развитие образования и изменение отношения к детям. | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 8. Формирование территории и национальный состав населения Российской империи в XIX в. | ||||||
8.1. | Терминология. Понятие «колония», «окраина», «диаспоры». | Практические | 1 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
8.2. | Рост территории России в конце XVIII – XIX вв. | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
8.3. | Терминология. Понятие «колония», «окраина», «диаспоры». | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
8.4. | Национальный состав населения Российской империи. Диаспоры (немецкая, еврейская и др.). | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
8.5. | Экзамен | 1 | 27 | |||
Раздел 9. Управление и социально-экономическое развитие национальных окраин. Национально-освободительное движение. | ||||||
9.1. | Региональные особенности управления национальных окраин. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
9.2. | Неравномерность экономического развития национальных окраин. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
9.3. | Теория формирования национальных элит. Национально-освободительное движение. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 10. Историография проблемы «Россия – многонациональная империя». | ||||||
10.1. | Историография проблемы «Россия – многонациональная империя». | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
10.2. | Дореволюционная демократическая историография. | Практические | 2 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
10.3. | Эмигрантская историография. Советская историография. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
10.4. | Дореволюционная официальная историография. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
10.5. | Современная историография | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 11. Модернизационные процессы и кризис имперской государственности в России. | ||||||
11.1. | Модернизационные процессы и кризис имперской государственности в России. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
11.2. | Кризис имперской идентичности. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
11.3. | Кризис системы управления империей. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
11.4. | Революционная смута 1917 г. как следствие кризиса империи. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
11.5. | Территориальный распад Российской империи. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 12. Вопросы индустриализации России 2-й пол. XIX – начала XX в. в отечественной историографии. | ||||||
12.1. | Вопросы индустриализации России 2-й пол. XIX – начала XX в. в отечественной историографии. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
12.2. | Дореволюционная историография. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
12.3. | Советская историография. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
12.4. | Вопросы индустриализации России 2-й половины XIX – начала XX в. в современной историографии. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 13. Столыпинская аграрная реформа: современные подходы к изучению. | ||||||
13.1. | Столыпинская аграрная реформа: современные подходы к изучению. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
13.2. | Проблема аграрного кризиса. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
13.3. | Основные положения столыпинского аграрного законодательства. Оценка в современной историографии целей, итогов и значения реформы. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 14. Предпосылки революционного кризиса 1917 года: современные трактовки. | ||||||
14.1. | Социально-экономические, политические и ментальные предпосылки революции. | Сам. работа | 2 | 1 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
14.2. | Проблема альтернатив Октябрьской революции 1917 г. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
14.3. | Экзамен | 2 | 27 | |||
Раздел 15. Теория модернизации и история России ХХ – начала ХХI вв. | ||||||
15.1. | Модернизационная парадигма мировой истории и Россия. | Лекции | 3 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
15.2. | Условия, тип, особенности и этапы российской модернизации: оценки современной историографии. | Практические | 3 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 16. Большевистский дискурс российской модернизации: выбор стратегии и тактики экономических преобразований в первое десятилетие советской власти. | ||||||
16.1. | Большевистский дискурс российской модернизации: выбор стратегии и тактики экономических преобразований в первое десятилетие советской власти. | Практические | 3 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
16.2. | От революционной атаки на мировой капитал к политике мирного сосуществования. | Практические | 3 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 17. Социалистическая индустриализация: модернизационный прорыв и его особенности. | ||||||
17.1. | Курс на ускоренную индустриализацию и «бешеные» темпы экономического роста. | Практические | 3 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
17.2. | Курс на ускоренную индустриализацию и «бешеные» темпы экономического роста. | Сам. работа | 3 | 5 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
17.3. | Сталинский неонэп. Причины, этапы, методы, источники, итоги, «цена» и последствия социалистической индустриализации | Лекции | 3 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 18. Развитие ВПК и попытки модернизации советской экономики в условиях «холодной» войны. | ||||||
18.1. | Развитие ВПК и попытки модернизации советской экономики в условиях «холодной» войны. | Практические | 3 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
18.2. | Военно-промышленный комплекс как основа советской экономики. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
18.3. | Реформы А.Н. Косыгина. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 19. Мировой экономический кризис и Россия: исторический шанс модернизационного перехода. | ||||||
19.1. | Причины современного мирового экономического кризиса. | Лекции | 3 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
19.2. | Завершение модернизационного перехода в России как возможность и последствие преодоления кризиса. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
19.3. | Экзамен | Экзамен | 3 | 27 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы: 1. Определение периодизации. Периодизация как процедура структурирования истории и систематизация знаний. Социальная и политическая значимость периодизации. 2. Основные понятия, характеризующие время (эра, эпоха, период, век, время, этап, стадия, фаза, веха, событие, момент), и их соотношение. 3. Критерии и реальные закономерности для периодизационных и культурно-хронологических схем. Периодизация как отражение уровня развития исторической науки. Европоцентризм в истории 4. Древние попытки построения исторической хронологии (Шумер, Ассирия, Вавилон, Египет, Греция). Библейские концепции периодизации (пророк Даниил, Августин Блаженный). 5. Жан Боден и его принцип деления истории на древнюю, среднюю и новую. Формирование исторического сознания в эпоху Возрождения. Деятельность гуманистов в области создания светской истории. Использование понятия «античность». 6. Труды историков-просветителей XVIII в. Упорядочение сведений и создание историй. Роль археологии в познании древней истории. 7. Выработка понятия «средней» истории. Место Средневековья в современной системе исторических знаний. Новое и новейшее время, процесс установления их хронологических границ 8. Разные подходы к периодизации Всемирной истории. Формирование и традиции при структурировании истории в зарубежной науке. 9. Специфика подходов к структурированию истории в отечественной науке. 10. Философские и научные требования к периодизациям. Методология построения обоснованной периодизации. Археологическая периодизация общего плана и дробного членения. Ее роль, возможности и недостатки. 11. Характеристика системы структурирования истории: эпоха–период– время–культура–этап. 12. Археологические данные как основа деления дорусской истории Сибири. Исследования В.В. Радлова, Г.Н. Потанина, Д.А. Клеменца и др. Их взгляды на развитие народов Сибири. 13. Культурно-хронологические схемы изучения Сибири, разработанные в 1920–1930-х гг. 14. Послевоенные раскопки археологических памятников и создание предпосылок для новых концепций. «Древняя история Южной Сибири» С.В. Киселева и разработка М.П. Грязновым культурно-хронологической схемы для истории племен Верхнего Приобья. 15. Формирование современных представлений на динамику южно-сибирских и западно-сибирских культур раннего железного века и средневековья. 16. Исследования на Укоке и периодизация древних культур этого региона. «История Республики Алтай». Современная культурно-хронологическая схема истории развития древних и средневековых народов Алтая 17. Основные тенденции социального развития семьи в России периода империи. 18. Формирование территории и национальный состав населения Российской империи в XIX в. 19. Управление и социально-экономическое развитие национальных окраин. Национально-освободительное движение. 20. Историография проблемы «Россия – многонациональная империя». 21. Предпосылки революционного кризиса 1917 года: современные трактовки. 22. Столыпинская аграрная реформа: современные подходы к изучению. 23. Модернизационные процессы и кризис имперской государственности в России. 24. Большевистский дискурс российской модернизации: выбор стратегии и тактики экономических преобразований в первое десятилетие советской власти. 25. Социалистическая индустриализация: модернизационный прорыв и его особенности. 26. Развитие ВПК и попытки модернизации советской экономики в условиях «холодной» войны. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
• Человек на политическом Олимпе. Как, отвечая на вопросы, поставленные исследователями «новой персональной истории», современный читатель может точнее и глубже понять историю правителя и историю государственного управления. • Человек на службе правителю и отечеству. Как менялось в истории понимание служения и долга. • Человек, строящий свой дом. История чувств и страстей частного человека, или почему для понимания истории интересен психологический портрет героя и его окружения. • Человек религиозный. Своеобразие «народной религиозности» и усилия церкви в воспитании благочестивой паствы. • Человек читающий. Что позволяет понять в истории изучение культуры чтения и частных библиотек. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева | История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445 |
Л1.2 | под ред. В. Н. Разгона | История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Зиновьева, В.И. | Отечественная история : учебное пособие | Томск : Эль Контент, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208705 |
Л2.2 | А.Н. Сахаров | История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах: учебник | М.: Проспект, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251751 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Курс на Moodle "Актуальные проблемы исторических исследований" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru/ Научная электронная библиотека eLibrary.ru https://elibrary.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |