МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История (история России, всеобщая история)
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое моделирование и информационные технологии. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_ПМиИ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Иванова Н.П.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История (история России, всеобщая история)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018г. №9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые исторические понятия, фактологию применительно к конкретным историческим эпохам;
основные понятия учебной дисциплины, хронологию и периодизацию исторического процесса, движущие силы истории (в России и на мировой арене), имена исторических деятелей и памятники культуры;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать базовыми историческими понятиями и терминами; определять уникальное и сходное в развитии культуры и исторического процесса; оценивать значение важнейших достижений культуры;
осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию изучаемой дисциплины; формулировать собственную обоснованную позицию по важнейшим историческим сюжетам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом учебной дисциплины, навыками работы с историческими источниками, ведения дискуссии по спорным вопросам исторической науки;
методами работы с исторической литературой; навыками анализа и оценки крупнейших исторических явлений и процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс «История»
1.1. Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Основные подходы к изучению истории человечества Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Раздел 2. Истоки и основные типы цивилизаций в древности и средневековья
2.1. Истоки и основные типы цивилизаций в древности Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Средневековье как этап всемирной истории. Основные цивилизационные регионы. Место России в мировой цивилизации. Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Древние цивилизации восточного типа Практические 1 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Древние цивилизации западного типа Практические 1 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Культура средневековой Японии Сам. работа 1 6 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Славяне в системе древних цивилизаций. Проблемы славянского этногенеза. Образование древнерусского государства Сам. работа 1 6 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Язычество древних славян. Проблемы выбора государственной религии. Крещение Руси. Сам. работа 1 6 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Цивилизация Древней Руси Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в.
3.1. Расцвет Древнерусского государства. Западная Европа и Киевская Русь в период феодальной раздробленности Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.2. «Монголо-татарское иго» Сам. работа 1 4 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Объединение русских земель и создание единого государства в XIV-XV вв. Сам. работа 1 3 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Правление Ивана IV Грозного: реформы Избранной Рады и политика опричнины. Практические 1 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Смутное время в истории России. Сам. работа 1 6 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Культура эпохи Возрождения Сам. работа 1 6 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Раздел 5. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации.
5.1. Западная и восточная цивилизации в XV—XVII веках Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.2. Модернизация России в конце XVII - начале XVIII в. Сам. работа 1 6 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.3. Реформы Петра I Практические 1 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.4. XVIII век в западноевропейской и российской истории: модернизация и просвещение. Особенности российской модернизации XVIII века Сам. работа 1 6 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации.
6.1. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке Россия и мир в XIX в. Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
6.2. Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в. Сам. работа 1 6 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
6.3. Либеральные реформы Александра II: причины и предпосылки, «цепная реакция реформ». Сам. работа 1 6 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
6.4. Развитие России второй в XIX века Сам. работа 1 6 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 7. Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI веках.
7.1. Место XX века во всемирно-историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза — глобальная общепланетарная цивилизация Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
7.2. Первая мировая война Практические 1 4 УК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.3
7.3. Развитие России в первой половине XX века Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
7.4. Вторая мировая война (1939-1945 гг.) Практические 1 4 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
7.5. Развитие России в второй половине XX века Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
7.6. Развитие России в второй половине XX века Сам. работа 1 5 УК-5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Полный перечень оценочных средств, в т.ч.банк тестовых вопросов, планы практических заданий и др. представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1463, примеры размещены в приложениии.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445
Л1.2 Кириллов, В. В. История России : учебное пособие для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, , 2016 www.biblio-online.ru/book/2403A02B-BA75-4C85-AD78-982A9E6AAB57
Л1.3 Орлов, А.С. Основы курса истории России : учебник : М. : Проспект, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251759
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К. А. Пожарская, Н. Ю. Колокольцева История: Россия и мир: учеб. пособие для бакалавров непрофильных направлений подготовки: Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1186
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Э2 Сайт Российской национальной библиотеки http://www.nlr.ru/
Э3 Образовательный сайт «Российская история» http://sunapse.ru/rushistory/index.html
Э4 История (история России, всеобщая история) для ФМиИТ 2019-2020 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1463
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1463

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Более подробные методические рекомендации по подготовке к различным видам занятий, при освоении дисциплины и видам контроля (в том числе балльно-рейтинговая система оценивания) представлены на едином образовательном портале АГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1463.

Примеры методических рекомендаций:

Курс построен на сочетании двух форм деятельности (аудиторная и дистанционная). Аудиторно проводятся лекции и семинарские занятия, дистанционно организована самостоятельная работа студентов, в том числе некоторые формы контроля (тесты on-line, лекции on-line). Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов по дисциплине позволяет учитывать обе формы и отслеживать успеваемость студентов в ходе освоения дисциплины. Она включает несколько обязательных категорий заданий Лекции (on-line), Семинары (аудиторно), Тесты (on-line), Итоговый тест (on-line).

Категория ЛЕКЦИИ (on-line) состоит из 5 лекций (их можно быстро открыть через закладку с левой стороны экрана "Элементы курса" - Лекции), за каждую из которых можно набрать максимум 2 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум 11 баллов, максимум - 22. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все лекции на 2 балла, вы автоматически набираете 22 балла.

Лекция представляет собой текст лекции и несколько вопросов тестового типа (8-10), помещенных между отдельными вопросами/подтемами лекции. Прочитав один фрагмент лекции, вы с легкостью сможете ответить на вопросы следующие за ним, т.к. вопросы связаны с этой подтемой. При правильном ответе на все вопросы лекции вы набираете максимальный балл - 2. Обратите внимание, что в ответах может быть несколько правильных ответов (множественный выбор), если вы не указываете хотя бы один из правильных ответов, то ответ считается неправильным. Внимательно читайте текст лекции, чтобы правильно отвечать на вопросы.

В лекциях выставлено ограничение: баллы за лекцию начисляются только, если вы ответили минимум на 3 вопроса правильно, во-вторых, если вы проходили лекцию не менее 20 минут. На прохождение одной лекции отводится 1 час. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за лекцию попадает средняя между выполненными попытками.

Категория СЕМИНАРЫ (аудиторно) состоит из 8 семинаров, за каждый из которых можно набрать максимум 3 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум - 9 баллов, максимум - 18 баллов. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все семинары на 3 балла, вы автоматически наберете 18 баллов.

Рекомендации по подготовке к семинарам:

При подготовке к семинарским занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы семинарского занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– разбиться на группы (3-5 человек), каждой группе подготовить развернутый ответ на один из вопросов темы;
– совместно с группой продумать развернутый ответ на выбранный вопрос темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы, интернет ресурсы.

Категория ТЕСТЫ состоит из 10 тестов , за каждый из которых можно набрать максимум 4 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум 20 баллов, максимум - 40. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все тесты на 4 балла, вы автоматически набираете 40 баллов.

Перед прохождением тестов настоятельно рекомендуется познакомиться с материалами лекций, семинаров, интернет-ресурсами, ссылки на которые представлены в курсе и иными материалами, выложенными в курсе по теме конкретного теста.
Тест представляет собой 10 тестовых заданий разного типа (выбор одиночный или множественный, вопросы на соответствие, верно/неверно, вписать ответ). На прохождение одного теста обычно отводится 10 минут. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за конкретный тест попадает средняя между выполненными попытками. ВАЖНО! При повторной попытке вопросы в тесте могут измениться, выставлен параметр случайный выбор вопроса.

Категория ИТОГОВЫЙ ТЕСТ состоит из 1 теста, за который можно набрать минимум 5 баллов, максимум - 10.

Итоговый тест состоит из 30 вопросов разных тем курса (случайный выбор вопроса из разных тем), на выполнение которых отводится 30 минут. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за итоговый тест попадает средняя между выполненными попытками. ВАЖНО! При повторной попытке вопросы в тесте могут измениться (!!!), выставлен параметр случайный выбор вопроса.

Методические рекомендации по подготовке к ЗАЧЕТУ:

Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий. Необходимо учесть, что выполнение заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные разделы учебников, учебных пособий и научные работы. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время при подготовке непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Оценка (зачтено/не зачтено) может быть получена студентом по результатам текущего и рубежного рейтингового контроля. В случае несогласия с полученной оценкой студент может прийти на устный зачет, ответить вопросы билета. При этом итоговая оценка будет складываться из трех составляющих:

Итоговой оценки (зачет/не зачет) за работу в системе Moodle (по всем видам контроля).
Оценки (зачет/не зачет) за ответ на первый вопрос билета.
Оценки (зачет/не зачет)за ответ на второй вопрос билета.


На зачете требуется ответить на два вопроса. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 40 минут, на ответ - 20 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.