МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнополитология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Шашкова Я.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Этнополитология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «Этнополитология» является формирование этнополитических знаний в процессе политического управления, а также организация работы в коллективах с учетом культурных, этнических и конфессиональных различий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-3: владением методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок, составления библиографических обзоров, рефератов, разделов научно-аналитических отчетов по результатам научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объект, предмет, базовые категории, методы и функции, основные направления и концепции этнополитологии; специфику российской школы этнополитологии и национальной сферы общества; сущность этнополитики; зарубежный и отечественный опыт этнополитики; политический статус этноса и формы этнического самоопределения; особенности национального государства; особенности этнополитического конфликта; теорию и практику национализма; сущность и специфику национальных и националистических движений; современные тенденции развития межэтнических взаимоотношений на международном уровне
3.2.Уметь:
3.2.1.прогнозировать обострение этнополитических процессов в коллективе и, если это необходимо, формировать толерантность в нем на конкретных примерах; анализировать этнополитические явления для выделения причин той или иной этнополитической ситуации, путей их развития и последствий; подбирать необходимый справочный материал для выявления специфики этнополитических процессов современности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками прогноза обострения этнополитических процессов в коллективе и, если это необходимо, навыками формирования толерантности в нем на конкретных примерах; навыками анализа этнополитических явлений для выделения причин той или иной этнополитической ситуации, путей их развития и последствий; навыками подбора необходимого справочного материала для выявления специфики этнополитических процессов современности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы этнополитологии
1.1. Этнополитология как наука. Прогноз обострения этнополитических процессов в коллективе и формирование толерантности в нем на конкретных примерах Лекции 5 4 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Основные направления и концепции этнополитологии Практические 5 2 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Основные направления и концепции этнополитологии Сам. работа 5 2 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Российская школа этнополитологии Практические 5 2 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Российская школа этнополитологии Сам. работа 5 2 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Национальная сфера общества Практические 5 2 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Национальная сфера общества Сам. работа 5 4 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Этнополитика и национальное государство
2.1. Этнополитика: определение, предмет, управленческие задачи, модели Лекции 5 4 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Зарубежный опыт этнополитики Практические 5 2 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Зарубежный опыт этнополитики Сам. работа 5 4 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Этнополитика в истории России и на современном этапе Практические 5 2 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Этнополитика в истории России и на современном этапе Сам. работа 5 4 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Политический статус этноса. Формы этнического самоопределения Лекции 5 4 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Политический статус этноса. Формы этнического самоопределения Практические 5 2 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Политический статус этноса. Формы этнического самоопределения Сам. работа 5 2 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Национальное государство Практические 5 2 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.10. Национальное государство Лекции 5 2 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.11. Национальное государство Сам. работа 5 4 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Национализм и национальные движения, современные этнополитические процессы
3.1. Теория и практика национализма Практические 5 2 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Теория и практика национализма Сам. работа 5 4 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Национальные движения. Предпосылки возникновения национальных движений. Роль национальных движений в современном мире Практические 5 4 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Национальные движения. Предпосылки возникновения национальных движений. Роль национальных движений в современном мире Сам. работа 5 2 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Этнополитические конфликты Лекции 5 2 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Этнополитические конфликты Сам. работа 5 4 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.7. Анализ причин этнополитических явлений ситуаций, путей их развития и последствий; подбор необходимого справочного материала для выявления специфики этнополитических процессов современности. Анализ этнополитического конфликта. Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.8. Анализ причин этнополитических явлений ситуаций, путей их развития и последствий; подбор необходимого справочного материала для выявления специфики этнополитических процессов современности. Анализ этнополитического конфликта. Сам. работа 5 7 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.9. Этничность и глобализация Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.10. Этничность и глобализация Сам. работа 5 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.11. Итоговые вопросы Экзамен 5 27 ОК-6, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к экзамену.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены

5.3. Фонд оценочных средств
ФОС находится в отдельном приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС Этнополитология.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ачкасов, Валерий Алексеевич Этнополитология: Учебник для бакалавров/ Ачкасов В.А.- 2-е изд.: М. : Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/book/7989B2CF-D1BF-4495-B9C0-F0FD3DDACE39/etnopolitologiya
Л1.2 Шабаев, Ю. П. Этнополитология/ Ю.П. Шабаев; А.П. Садохин: Москва : Юнити-Дана, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118362
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мнацаканян, Мкртич Оганесович Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: учеб. пособие для вузов/ М. О. Мнацаканян: М. : ЮНИТИ- [ДАНА], , 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114543
Л2.2 Шелистов, Ю. И. Этнополитология/ Ю.И. Шелистов.- : Москва : Директ-Медиа, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230993
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru
Э2 университетская библиотека on-line http://www.biblioclub.ru
Э3 электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com
Э4 Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова http://uwh.lib.msu.su/
Э5 ЭБС Юрайт https://biblio-online.ru/
Э6 Киреева О.С. Этнополитология https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6626
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Этнополитология» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о теоретико-методологических основах этнополитологии, об определении, предмете, управленческих задачах, моделях этнополитики; о политическом статусе этноса, формах этнического самоопределения, об условиях возникновения национального государства и современных тенденциях его развития, об этнополитическом конфликте. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Этнополитология» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с его планом, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к нему следует просмотреть соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на поставленные вопросы. На практическом занятии, прежде всего, важно выяснить основные направления и концепции этнополитологии в зарубежном и российском аспекте. Что позволит соотнести такие понятия как "этнос", "этническая общность", "нация". В этой связи, актуально выделить национальную сферу общества и проанализировать, что представляют собой национальное сознание, самосознание, выявить их структуру.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическом занятии проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста. Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. Они содержат различные статистические, научные и методические материалы по различным аспектам этнополитологии, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов.