МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в искусстве костюма и текстиля

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планv54_03_03-ХПКпр-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 23
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 23 23 23 23
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доцент, Бацына О.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в искусстве костюма и текстиля

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 г. № № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать понимание современных информационных технологий как основного средства и инструмента в проектной деятельности. Составить представление о программном обеспечении профессиональной деятельности. Раскрыть специфику проектирования костюма и текстиля в условиях универсальных графических программ. Выработать практические навыки реализации комплекса задач проектирования с помощью компьютерных информационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе
ОПК-4 Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
ОПК-5 Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
ПК-7 Способность использовать современные и информационные технологии в сфере художественного проектирования изделий текстильной и легкой промышленности
ПК-8 Готовность изучать научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опытов профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы работы в коллективе
методы устранения конфликтов в коллективе
базовое программное обеспечение
стандартное программное обеспечение для профессиональной проектной деятельности
особенности выполнения работ с использованием компьютерных информационных технологий
особенности проектирования объектов с использованием компьютерных информационных технологий
особенности применения компьютерных информационных технологий в швейной промышленности
особенности применения компьютерных информационных технологий на различных этапах решения задач швейной отрасли
информационные ресурсы по тематике профессиональной деятельности
отечественные и зарубежные информационные системы по тематике профессиональной деятельности
графические программы общего и специального назначения
функциональные возможности современных графических программ
3.2.Уметь:
3.2.1.решать совместные задачи
вести совместные разработки коллективных проектов
осуществлять управление информационными ресурсами
средтвами информационных технологий осуществлять управление информацией, в т.ч. в глобальных компьютерных сетях
решать задачи, связанные с поиском, хранением и использованием информации
решать задачи, связанные с информационной поддержкой всех областей дизайна
решать задачи, связанные с проектированием костюма средствами компьютерных информационных технологий
решать задачи связанные с различными этапами и стадиями проектирования костюма средствами компьютерных информационных технологий
ставить и решать задачи по обработке стандартных данных
ставить и решать задачи по обработке данных различного типа
создавать художественные и технические эскизы средствами компьютерных технологий
создавать технические чертежи конструкции моделей средствами компьютерных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.коммуникативными способностями
способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере
навыками работы на персональном компьютере
навыками профессиональной работы на персональном компьютере и специализированных к задачам дизайна компьютерных системах
технологиями работы с информацией
владения современными информационными техноглогиями
методами и приемами работы с компьютерной техникой и программным обеспечением
методами и приемами творческой работы на компьютерной технике, специализированной на научно-творческие поиски в дизайне
навыками работы в сети Интернет
навыками использования возможностей локальных и глобальной сети Интернет для решения профессиональных задач
компьютерного проектирования рисунков и орнаментов
компьютерное проектирование формы и элементов костюма

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в информационные технологии
1.1. Информационное общество. Понятие информация и информационная технология. История развития информационных технологий. Классификации информационных технологий. Виды информационных технологий. Лекции 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 5 4 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Проектирование объектов с использованием компьютерных информационных технологий
2.1. Применение компьютерных информационных технологий в швейной промышленности. Лекции 5 1 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Характеристика средств обеспечения. Техническое обеспечение. Программное обеспечение. Лекции 5 1 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 5 4 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Функциональные возможности современных универсальных графических программ
3.1. Функциональные возможности современных универсальных графических программ Лекции 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.2. Выполнение графической симуляции фактуры материала. Практические 5 1 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.3. Разработка орнаментального решения ткани с использованием набора фигур и простых манипуляций. Практические 5 1 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.4. Разработка монокомпозиции для орнаментального решения ткани. Практические 5 1 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.5. Разработка орнаментального решения ткани с преобразованием первоначального элемента. Практические 5 1 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.6. Разработка орнаментального решения ткани с изменением структуры организации мотивов. Практические 5 1 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.7. Выполнение подбора и изменения колористического решения материала. Практические 5 1 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.8. Разработка эскизов моделей с использованием графического редактора. Практические 5 1 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.9. Решение задач по преобразованию первоначальных элементов модели с помощью набора функциональных команд. Практические 5 1 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.10. Решение задач по художественному оформлению проектируемых объектов. Практические 5 1 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.11. Решение задач по разработке презентации с включением проектируемых объектов. Практические 5 1 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.12. Построение базовой конструкции модели одежды. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.13. Приемы конструктивного моделирования одежды. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.14. Формирование пакета конструкторской документации на модель. Практические 5 2 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.15. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 5 15 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.16. Экзамен 5 27 ОК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-7, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. Н. Турлюн, Н. В. Францева Компьютерные технологии в искусстве костюма и текстиля. Коллаж в Adobe Photoshop [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.2 Лаврентьев А. Н. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.3 Григорьева, И.В. Компьютерная графика : Учебное пособие М. : Прометей// ЭБС «Университетская библиотека online», 2014, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Р.Г. Хисматов, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев, Н.Ф. Тимербаев Современные компьютерные технологии [Электронныйй ресурс]: учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Л. Н. Турлюн Компьютерные технологии в изобразительном искусстве [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle" Информационные технологии в искусстве костюма и текстиля" portal.edu.asu.ru
Э2 Ссылка на лекции по информационным системам. [Электронный ресурс]. http://chaliev.ru/ise/lections-ise- zo.php
Э3 Ссылка на on-line-книгу: Проектирование автоматизированных информационных систем sheiko28.narod2.ru
Э4 Ссылка на web-страницу: Информационные технологии (IT).[Электронный ресурс]. URL: http://itru.info/
Э5 Официальный сайт журнала «Легкая промышленность. Курьер» www.lp-magazine.ru
Э6 Портал легкой промышленности legport.ru
Э7 Официальный сайт ОАО Рослегпром www.roslegprom.ru
Э8 Информационный портал легкой промышленности www.legprominfo.ru
Э9 Информационно-аналитический портал текстильной отрасли www.ivtextile.ru
Э10 Официальный сайт Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности www.cniishp.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.