МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политический экстремизм

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Шашкова Я.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Политический экстремизм

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.полит.н., профессор Я.Ю. Шашкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.полит.н., профессор Я.Ю. Шашкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является знакомство студентов с политическим экстремизмом в современной России, закрепление у них навыка анализа политических процессов в локальных кейсах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9 способностью давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом
ПК-2 владением навыками участия в исследовательском процессе, способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику политического экстремизма и его проявления в России; опыт законодательного регулирования противодействия политическому экстремизму; предмет и задачи курса; сущность экстремизма, политического экстремизма; причины возникновения политического экстремизма; соотношение понятий «экстремизм», «политический экстремизм»; формы политического экстремизма
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять характерные черты политического экстремизма в России; исследовать соотношение экстремизма и политического экстремизма, выделять причины политического экстремизма
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью выявления характерных черт политического экстремизма в России; навыками оценки законодательного регулирования противодействия политическому экстремизму, навыками выявления причин возникновения политического экстремизма в контексте с экономическим, социальным, культурным контекстом; навыками исследования соотношения экстремизма и политического экстремизма, выделения причин и форм политического экстремизма; способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступлениях на научных мероприятиях по актуальным проблемам, связанным с деятельностью экстремистских организаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы курса
1.1. Предмет и задачи курса. Сущность экстремизма, политического экстремизма.Соотношение понятий. Участие в исследовательском процессе, подготовка научных текстов для публикации по тематике политического экстремизма Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Предмет и задачи курса. Сущность экстремизма, политического экстремизма.Соотношение понятий. Участие в исследовательском процессе, подготовка научных текстов для публикации по тематике политического экстремизма Сам. работа 8 10 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Причины возникновения политического экстремизма Лекции 8 4 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Причины возникновения политического экстремизма Сам. работа 8 6 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Формы политического экстремизма Лекции 8 4 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Формы политического экстремизма Сам. работа 8 6 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Политический экстремизм в современной России
2.1. Исследования политического экстремизма в локальных кейсах, позволяющие давать характеристику и оценку событиям, связанным с деятельностью экстремистских организаций, выявляя их связь с экономическими, социальными, культурными причинами. Политический экстремизм в Чечне и Дагестане Практические 8 4 ОПК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Исследования политического экстремизма в локальных кейсах, позволяющие давать характеристику и оценку событиям, связанным с деятельностью экстремистских организаций, выявляя их связь с экономическими, социальными, культурными причинами. Политический экстремизм в Чечне и Дагестане Сам. работа 8 8 ОПК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Политический экстремизм в Ингушетии и Кабардино-Балкарии Практические 8 2 ОПК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Политический экстремизм в Ингушетии и Кабардино-Балкарии Сам. работа 8 2 ОПК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Политический экстремизм в Северной Осетии Практические 8 4 ОПК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Политический экстремизм в Северной Осетии Сам. работа 8 8 ОПК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Российский опыт законодательного регулирования противодействия политическому экстремизму Практические 8 4 ОПК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Российский опыт законодательного регулирования противодействия политическому экстремизму Сам. работа 8 8 ОПК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Политический экстремизм в современном мире: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Антонян, Юрий Миранович Экстремизм и его причины: Москва : Издательская группа "Логос", 2014 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Арчаков, М. К. Политический экстремизм: сущность, проявления, меры противодействия : монография / М. К. Арчаков ; под науч. ред. Ю. А. Ермакова.: М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/66585ADE-390B-4D4C-AA8F-98525A93F216.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э2 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э3 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э4 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э5 ЭУМК "Политический экстремизм" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Политический экстремизм» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания о соотношении понятий «экстремизм», «политический экстремизм»; о причинах возникновения политического экстремизма, формах политического экстремизма. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия по курсу «Политический экстремизм» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на нем и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Важно уделить внимание исследованию политического экстремизма в локальных кейсах, а именно рассмотреть политический экстремизм на примерах республик Северного Кавказа, что позволит дать характеристику и оценку событиям, связанным с деятельностью экстремистских организаций, при этом выявить влияние экономической, социальной, культурной составляющей на возникновение политического экстремизма. Важно уделить внимание и российскому опыту законодательного регулирования противодействия политическому экстремизму.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическом занятии проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы, которые позволяют облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов, позволяющие полноценно подготовиться к практическим занятиям и зачету.