МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рисунок
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-5-2020
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 345
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 1, 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 22,5 16 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 12 12 18 18 12 12 18 18 60 60
Сам. работа 60 60 54 54 132 132 99 99 345 345
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144 144 144 432 432

Программу составил(и):
к.иск., доц., Гречнева Н.В.

Рецензент(ы):
к. иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Рисунок

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Рисунок» является формирование методов, средств и приёмов при создании художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве, и повышения профессионального качественного уровня учебных работ студентов.
Задачи:
-Обучить законам изобразительной грамоты;
-обучить законам линейно - воздушной перспективы;
-изучить техники тонального и линейного рисунка;
-научить применть техники и технологии изобразительных материалов;
-научить фактурному изображению и методу рисунка по памяти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и перерабатывать их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о способах построения и передачи пластики форм об организации пространства средствами линейного, светотеневого, тонального рисунка
3.2.Уметь:
3.2.1.умеет использовать инструментарий для достижения наибольшей выразительности при решении творческих задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы различными рисовальными материалами для создания выразительных образов в рисунке; свободного использования графических средств выразительности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Линейная и воздушная перспектива
1.1. Линейно – конструктивное построение гипсового куба, цилиндра, конуса и шара Практические 1 6 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Линейно – конструктивное построение 2-3 бытовых предметов, имеющих в основе конструкции формы геометрические тела (коробка, бидон, яйцо) Практические 1 6 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Линейно-конструктивное построение простых предметов быта(кружка, коробка, книга) Сам. работа 1 20 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Тональный рисунок учебного натюрморта из простых предметов быта на светлом фоне Сам. работа 1 20 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Преобразование предметов быта в условно-знаковую форму Сам. работа 1 20 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Зачет 1 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Конструкция предмета и цветотоновые отношения
2.1. Понятия «свет», «полусвет», «полутень, «собственная и падающая тень», «блик», «рефлекс». Принципы построения теней. Линейно – конструктивное построение 2 – 3 геометрических предметов с введением тона (Тональный рисунок) Практические 2 8 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Рисунок простого гипсового орнамента (розетки или трилистника). Светотеневая проработка модели Практические 2 10 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Рисование учебного натюрморта из 3-4 предметов быта с включение драпировки Сам. работа 2 20 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Рисование интерьера Сам. работа 2 14 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Преобразование натюрморта в условно-стилизованное изображение Сам. работа 2 20 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Зачет 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Рисование натюрморта
3.1. Этапы работы над натюрмортом. Рисунок натюрморта с двумя бытовыми предметами, гипсовым орнаментом и драпировкой Практические 3 6 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом на дальнем плане Сам. работа 3 32 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Риунок разнохарактерных предметов быта Сам. работа 3 34 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Рисование интерьера Сам. работа 3 22 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Преобразование натюрморта в условно-стилизованное изображение Сам. работа 3 44 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Натюрморт с гипсовым орнаментом, стеклянной посудой и керамической кружкой. Передача материальности разнохарактерных предметов (передача фактурности) Практические 3 6 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Преобразование натюрморта – реалистического изображения в знаковую форму Сам. работа 4 33 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.8. Натюрморт с гипсовым орнаментом, чучелом птицы и драпировкой (работа мягкими материалами в различных графических техниках) Практические 4 18 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.9. Преобразование натюрморта – реалистического изображения в знаковую форму Сам. работа 4 36 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.10. Рисунок натюрморта в интерьере комнаты Сам. работа 4 30 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.11. Зачет 3 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.12. Экзамен 4 27 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
См. в приложении
Приложения
Приложение 1.   54.03.02. ДПИ и НП ОПК 1.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казарин Сергей Николаевич Академический рисунок: учебное наглядное пособие Кемеровский государственный институт культуры, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487671
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Гордон; [пер. с англ. Е. Зайцевой]. Рисунок: техника рисования фигуры человека в движении: Классическая библиотека художника М. : ЭКСМО //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2002 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/4269
Л2.2 Бесчастнов, Н.П. Сюжетная графика : учебное пособие Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116588
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3559
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская государственная библиотека по искусству http://www.liart.ru/
Э2 Музеи России http://www.museum.ru/mus/
Э3 Колосенцева А.Н. Учебный рисунок. https://e.lanbook.com/books/11057?page=12&limit=10&category_pk=11057&foundRows=1
Э4 Курс на образовательном портале "Рисунок для ХПК" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2086
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение рисунку сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – наброски и зарисовки по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении рисунку необходимо изучить все виды графических материалов, таких как тушь, карандаш, сангина, соус и т.д., и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.