Закреплена за кафедрой | Кафедра вычислительной техники и электроники |
---|---|
Направление подготовки | 10.04.01. Информационная безопасность |
Профиль | Информационная безопасность банковских и финансовых систем |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 10_04_01_ИБ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 98 | 98 | 98 | 98 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники
Протокол от 08.06.2020 г. № 10-2019/20
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.
1.1. | Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию современных методов биометрической защиты информации: • основных видов биометрических признаков; • базовых методов предварительной обработки признаков и их классификации для решения задачи моделирования субъектов при их идентификации и верификации; • методов оценки метрик качества работы для выбора и улучшения сцществующих и проектируемых систем биометрической защиты. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | способностью к самостоятельному обучению и применению новых методов исследования профессиональной деятельности |
ПК-1 | способностью анализировать направления развития информационных (телекоммуникационных) технологий, прогнозировать эффективность функционирования, оценивать затраты и риски, формировать политику безопасности объектов защиты |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы работы современных систем биометрической защиты информации оценки устойчивости биометрических систем к атакам основные подходы к построению биометрических систем основные математические методы применительно к задачам биометрической защиты информации математические основы функционирования систем обработки и передачи биометрической информации методы математической обработки биометрических данных |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | оценивать показатели качества работы биометрических систем самостоятельно строить простые биометрические алгоритмы предварительной обработки, анализа, классификации биометрических данных на примере открытых данных числовые методы для оценки качества работы биометрических систем защиты информации обосновывать принципы организации технического, программного и информационного обеспечения биометрической защиты |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения современных подходов к построению биометрических систем базовым инструментарием предварительной обработки и классификации биометрических шаблонов навыками написания кода на языках высокого уровня для задач биометрической защиты методами проведения численного эксперимента при обучении математических моделей в биометрии |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в методы биометрии | ||||||
1.1. | Общая структура биометрической системы; Основные задачи биометрии (идентификация, верификация); Критерии биометрических параметров; Гибридные биометрические методы; Основные биометрические параметры (лицо, радужная оболочка); Основные биометрические параметры (голос, отпечатки пальцев); Поведенческие биометрические параметры | Лекции | 1 | 6 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.3 |
1.2. | Выбор открытой базы данных биометрических данных | Практические | 1 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2 |
1.3. | Общая структура биометрической системы; Основные задачи биометрии (идентификация, верификация); Критерии биометрических параметров; Гибридные биометрические методы; Основные биометрические параметры (лицо, радужная оболочка); Основные биометрические параметры (голос, отпечатки пальцев); Поведенческие биометрические параметры | Сам. работа | 1 | 20 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.3 |
Раздел 2. Выбор и оценка качества биометрических показателей | ||||||
2.1. | Виды ошибок в биометрических системах. Кривые РХПУ; Качество работы биометрических систем. Понятие отрицательной аутентификации; Идентификация по порогу, идентификация при помощи ранжирования; Оценки КЛД(m) и КЛОД(m) в базовом («простом») приближении; Точные оценки КЛД(m) и КЛОД(m); Статистики ранговых отношений. Функция массы ранговой вероятности; Тестирование биометрической системы. Технологическая и сценарная оценки; Выбор биометрических параметров | Лекции | 1 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3 |
2.2. | Обзор существующих методов извлечения признаков по выбранному биометрическому показателю | Практические | 1 | 8 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3 |
2.3. | Методы классификации для задачи верификации/идентификации пользователя | Практические | 1 | 8 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3 |
2.4. | Виды ошибок в биометрических системах. Кривые РХПУ; Качество работы биометрических систем. Понятие отрицательной аутентификации; Идентификация по порогу, идентификация при помощи ранжирования; Оценки КЛД(m) и КЛОД(m) в базовом («простом») приближении; Точные оценки КЛД(m) и КЛОД(m); Статистики ранговых отношений. Функция массы ранговой вероятности; Тестирование биометрической системы. Технологическая и сценарная оценки; Выбор биометрических параметров | Сам. работа | 1 | 26 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3 |
Раздел 3. Регистрация пользователей в биометрических системах | ||||||
3.1. | Регистрация субъектов в биометрической системе. Модель зоопарка; Регистрация как обучение системы; Методы интеграции биометрической информации. Булево комбинирование; Методы интеграции биометрической информации. Уровень распределений степеней принадлежности | Лекции | 1 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3 |
3.2. | Регистрация субъектов в биометрической системе. Модель зоопарка; Регистрация как обучение системы; Методы интеграции биометрической информации. Булево комбинирование; Методы интеграции биометрической информации. Уровень распределений степеней принадлежности | Сам. работа | 1 | 26 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3 |
Раздел 4. Специальные вопросы биометрической защиты информации | ||||||
4.1. | Оценка доверительных интервалов величин сходства. Метод бутстрапа; Доверительные интервалы в оценке КЛД и КЛОД; Крупномасштабные приложения биометрических систем; Атаки на биометрическую систему. Основные виды; Атаки презентацией. Методы обнаружения спуфинга | Лекции | 1 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3 |
4.2. | Реализация и обучение модельной классифицирующей системы на основе выбранного подхода и найденных данных | Практические | 1 | 8 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3 |
4.3. | Оценка доверительных интервалов величин сходства. Метод бутстрапа; Доверительные интервалы в оценке КЛД и КЛОД; Крупномасштабные приложения биометрических систем; Атаки на биометрическую систему. Основные виды; Атаки презентацией. Методы обнаружения спуфинга | Сам. работа | 1 | 26 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
В Приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
В Приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
В Приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Вихман В.В. | Биометрические системы контроля и управления доступом в задачах защиты информации: учебно-методическое пособие | Издательство НГТУ // ЭБС "Консультант студента", 2016 | www.studentlibrary.ru |
Л1.2 | Бирюков А.А. | Информационная безопасность: защита и нападение 2-е изд.: | "ДМК Пресс" // ЭБС "Лань", 2017 | e.lanbook.com |
Л1.3 | Брюхомицкий Ю.А. | Биометрические технологии идентификации личности: Учебное пособие | Издательство ЮФУ // ЭБС "Консультант студента", 2017 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека. | |||
Э2 | www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека. | |||
Э3 | www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека. | |||
Э4 | www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека. | |||
Э5 | www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ». | |||
Э6 | www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана. | |||
Э7 | www.intuit.ru/ Образовательный сайт | |||
Э8 | www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы | |||
Э9 | www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы» | |||
Э10 | www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы | |||
Э11 | Биометрические методы защиты информации | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная); Open Office, http://www.openoffice.org/license.html Python c расширениями PIL, Py OpenGL, https://docs.python.org/3/license.html FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses DjVu reader, http://djvureader.org/ Scilab, http://www.scilab.org/en/scilab/license | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
001вК | склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
408К | лаборатория программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности; лаборатория криптографических методов защиты информации - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компью-теры: модель Компьютер Парус 945 MSI PDualCore E2140/512Mb+1024/HDD80Gb/DVD-ROM/LCD17" LG/KM - 11 единиц; мо-ниторы: марка Samsung - 3 единицы; системный блок CTR Office Celeron 2533 MHz - 3 шт.; Аппаратные средства аутентификации пользователя: элек-тронные ключи Guardant Code (4 шт.); электронный ключ Guardant Time (1 шт.); электронные ключи Guardant Stealth (3 шт.); электронные ключи Alad-din eToken PRO (10 шт.). Программно-аппаратные комплексы защиты инфор-мации: Программно-аппаратный ком-плекс «Соболь» Версия 3.0 RU.403008570.501410.001; Программно-аппаратный комплекс «Соболь» Версия 2.1 УВАЛ 00030-58-01; система защиты информации «Secret Net 2000» версии 4.0 (автономный вариант). Комплекс проекционного оборудования для препо-давателя - проектор мультимедийный "Optoma W402", проектор мультимедиа "BenQ MP626 DLP". |
Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. - бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины; - обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений. Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе - руководствоваться графиком самостоятельной работы; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - подготовку к экзамену необходимо проводить по экзаменационным теоретическим вопросам - при подготовке к экзамену параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию. |