МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Живопись
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-5-2020
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 158
самостоятельная работа 247
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 1, 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 22,5 16 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 38 38 36 36 48 48 36 36 158 158
Сам. работа 34 34 108 108 60 60 45 45 247 247
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 108 108 108 108 432 432

Программу составил(и):
к.иск., доц., Гречнева Н. В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
Живопись

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. N 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Живопись» является формирование методов, средств и приёмов при создании живописного художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве, и повышения профессиональных знаний и умений в академической живописи.
Задачи:
-изучить различные виды и техники живописи;
-изучить принципы гармонизации цвета в живописной композиции;
-научить использовать методы и приемы цвето-ритмической организации пространства;
-обучить понятиям: локальный цвет, цветовые отношения, колорит, цветовая гармония;
другие средства и закономерности живописи на основе натурных постановок.
-научить моделированию пространства и объема посредством цвета и тона;
-развить художественно-образное мышление и творческое воображение.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью владеть основами академической живописи, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
ПК-1: способностью владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи, элементарными профессиональными навыками скульптора, современной шрифтовой культурой, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правила и приемы создания цветовой гармонии в живописном произведении; историю развития живописи, стилевые особенности, технику и технологию живописных работ,о декоративности и орнаментальности в живописи

3.2.Уметь:
3.2.1.Изображать объёмно – пространственную среду средствами академической живописи; анализировать цветовое состояние натуры и передавать в творческой работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками работы с натуры и по воображению;навыками передачи средствами живописи закономерностей создания цветового авыками передачи цветовогостроя и световоздушной среды.
Имеет навыки творческой работы на пленэре; навыки работы различными живописными материалами для создания выразительных образов в учебных и творческих работах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тематический натюрморт с драпировками
1.1. Спектральный круг и цветовые гармонии Практические 1 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Теплохолодность в живописи Практические 1 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Рефлексы в живописи Практические 1 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.4. Гризайль Практические 1 6 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.5. Учебный натюрморт в теплой гамме Практические 1 6 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.6. Учебный натюрморт в холодной гамме Практические 1 11 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.7. Учебный натюрморт с белым предметом Практические 1 12 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.8. Приемы работы акварелью и гуашью.Цветовой круг Сам. работа 1 12 ОПК-2, ПК-1 Л1.1
1.9. Этюды цветов Сам. работа 1 22
1.10. Зачет 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.1
1.11. Учебный натюрморт в контрастной цветовой гамме Практические 2 8 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.12. Живопись драпировки со встречно бегущими складками Практические 2 8 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.13. Приемы работы акварелью Сам. работа 2 40 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.14. Живопись овощей и фруктов Сам. работа 2 35 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.15. Приемы стилизации натюрморта Практические 2 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.16. Приемы работы гуашевыми красками Практические 2 8 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.17. Тематический натюрморт с введением двух - трёх драпировок разных по материальности Практические 2 8 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.18. Стилизация натюрморта Сам. работа 2 33 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.19. Натюрморт, состоящий из букета цветов в стеклянной посуде и цветной драпировки Практические 3 8 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.20. Натюрморт с введением в композицию драпировок с орнаментом Практические 3 8 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.21. Этюды тканей в складках Практические 3 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.22. Этюды цветов, разных по цветовой гамме Сам. работа 3 18 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.23. Этюды осенних листьев и деревьев Сам. работа 3 12 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.24. Преобразование цветов и листьев в условно - плоскостную форму Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.25. Этюды драпировок с орнаментом Сам. работа 3 20 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.26. Тематический натюрморт с атрибутами искусства и гипсовой головой Венеры Практические 3 16 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.27. Стилизация натюрморта Практические 3 12 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Живопись фигуры человека
2.1. Этюд женской головы на цветном фоне. Длительная постановка: женский портрет в головном уборе, на цветном фоне. Гуашь Практические 4 10 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Этюд пожилого человека с плечевым поясом на темном фоне. Акварель. Практические 4 10 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.3. Преобразование гипсового слепка античной головы - реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь. Практические 4 16 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.4. Преобразование портрета в - реалистического изображения в условно - плоскостную форму Сам. работа 4 20 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.5. Этюды женской и мужской полуфигуры. Акварель. Гуашь. Сам. работа 4 20 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.6. Этюды женской и мужской фигуры. Акварель, гуашь. Сам. работа 4 5 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.7. Экзамен 4 27 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложене
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коробейников, В.Н. Академическая живопись: учебное пособие Кемерово : КемГИК, 2016 https://e.lanbook.com/book/99302
Л1.2 Зубова И. С., Семизорова Л. Б. Натюрморт в родственной, родственно-контрастной и контрастной цветовой гамме: Учебная литература для ВУЗов Архитектон, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455493
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бесчастнов Н. П. Цветная графика: учебное пособие Гум.издательский центр "Владос", 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234837
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселева Н.Е. Натюрморт.Практикум подисциплине "Живопись":учебно-методическое пособие: учебное пособие АлтГУ, 2018 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4977
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.artsait.ru/ Энциклопедия русской живописи. url
Э2 http:// www. museum.ru/ Музеи России
Э3 http://www.liart.ru/ Российская государственная библиотека по искусству
Э4 http://artsandculture.google.com/ онлайн-доступ к экспонатам из 1200 музеев, галерей и других организаций в 70 странах
Э5 Курс на образовательном портале АлтГУ «Живопись» в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2217
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение живописи сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – этюды и длительные работы по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих художников-прикладников.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые этюды, более продолжительные работы. Также для того, чтобы изображения живописных предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении живописи необходимо изучить все виды живописных материалов, таких как акварель, гуашь, пастель и т.д., и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки живописной техники, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего художника прикладного искусства. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.