МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Специальный инструмент
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость24 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-234-2020
Часов по учебному плану 864
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 704
контроль 76
Виды контроля по курсам
экзамены: 1, 2, 3, 4, 5
диф. зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 3 4 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 12 12 12 12 12 12 12 12 84 84
Сам. работа 135 135 114 114 78 78 258 258 119 119 704 704
Часы на контроль 9 9 18 18 18 18 18 18 13 13 76 76
Итого 180 180 144 144 108 108 288 288 144 144 864 864

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Специальный инструмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.воспитание высококвалифицированных музыкантов, подготовленных к активной исполнительской, педагогической и просветительской деятельности
формирование умения грамотно, технически совершенно, стилистически точно, художественно-выразительно исполнить сольную программу
приобретение, совершенствование профессиональных и исполнительских навыков и умений
развитие навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-16: способностью исполнять публично сольные концертные программы, состоящие из музыкальных произведений различных жанров, стилей, эпох
ПК-1: способностью демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания
ПК-21: готовностью к изучению и овладению основным педагогическим репертуаром
ПК-25: способностью анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные жанры и художественные стили произведений
основные задачи исполнения произведения на эстраде
акустические возможности инструмента
основной педагогический репертуар и уровни его постижения
профессиональную терминологию
основные характеристики стилеобразования в музыке
3.2.Уметь:
3.2.1.передать средствами музыкального языка замысел автора произведения
демонстрировать артистизм, достигать необходимой свободы самовыражения
освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями
сопоставлять собственное видение произведения у обучающихся с существующими образцами
анализировать исполнительские интерпретации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.необходимыми исполнительскими средствами и приемами
возможностью достигать свободы самовыражения
приемами концентрации внимания
способами и методами подготовки к концертному выступлению и преодоления эстрадного волнения
методами наглядного показа произведений из проходимого репертуара
знанием истории создания произведения, его места в наследии композитора
способностью осуществлять результативную педагогическую работу в условиях образовательной организации
приемами стилистического анализа в музыке

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Подготовка к концертному выступлению в 1 семестре
1.1. Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. Практические 1 10 ПК-1, ПК-21 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. Практические 1 8 ПК-16, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.3. Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. Практические 1 8 ПК-1, ПК-21 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.4. Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. Практические 1 10 ПК-16, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.5. Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения (произведения из примерного репертуарного списка). Сам. работа 1 135 ПК-1, ПК-25 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Подготовка к концертному выступлению во 2 семестре.
2.1. Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. Практические 2 3 ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. Практические 2 3 ПК-16, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. Практические 2 3 ПК-1, ПК-21 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.4. Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. Практические 2 3 ПК-1, ПК-21 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.5. Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения(произведения из примерного репертуарного списка). Сам. работа 2 114 ПК-1, ПК-25 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Подготовка к концертному выступлению в 3 семестре. Совершенствование профессиональных навыков.
3.1. Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. Практические 3 2 ПК-16, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.2. Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. Практические 3 2 ПК-1, ПК-21 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.3. Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. Практические 3 1 ПК-16, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.4. Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. Практические 3 1 ПК-1, ПК-21 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.5. Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения(произведения из примерного репертуарного списка). Сам. работа 3 39 ПК-1, ПК-25 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Подготовка к концертному выступлению в 4 семестре. Совершенствование профессиональных навыков.
4.1. Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. Практические 3 2 ПК-16, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.2. Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. Практические 3 2 ПК-1, ПК-21 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.3. Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. Практические 3 1 ПК-16, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.4. Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. Практические 3 1 ПК-1, ПК-21 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.5. Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения (произведения из примерного репертуарного списка). Сам. работа 3 39 ПК-1, ПК-25 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 5. Подготовка к концертному выступлению в 5 семестре.
5.1. Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. Практические 4 2 ПК-16, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.2. Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. Практические 4 2 ПК-1, ПК-21 Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.3. Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. Практические 4 1 ПК-16, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.4. Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. Практические 4 1 ПК-1, ПК-21 Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.5. Концерты. Работа над сольной партией, изучение оркестрового сопровождения в ходе репетиционной работы. Практические 4 1 ПК-16, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.6. Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения (произведения из примерного репертуарного списка). Сам. работа 4 129 ПК-1, ПК-25 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 6. Подготовка к концертному выступлению в 6 семестре.
6.1. Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. Практические 4 2 ПК-16, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
6.2. Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. Практические 4 1 ПК-1, ПК-21 Л2.1, Л3.1, Л1.1
6.3. Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. Практические 4 1 ПК-16, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
6.4. Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. Практические 4 1 ПК-1, ПК-21 Л2.1, Л3.1, Л1.1
6.5. Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения (произведения из примерного репертуарного списка). Сам. работа 4 129 ПК-1, ПК-25 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 7. Подготовка к концертному выступлению в 7 семестре.
7.1. Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. Практические 5 2 ПК-16, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
7.2. Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. Практические 5 2 ПК-1, ПК-21 Л2.1, Л3.1, Л1.1
7.3. Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. Практические 5 1 ПК-16, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
7.4. Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. Практические 5 1 ПК-16, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
7.5. Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения (произведения из примерного репертуарного списка). Сам. работа 5 60 ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 8. Подготовка к концертному выступлению в 8 семестре.
8.1. Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. Практические 5 2 ПК-16, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
8.2. Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. Практические 5 2 ПК-1, ПК-21 Л2.1, Л3.1, Л1.1
8.3. Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. Практические 5 1 ПК-16, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
8.4. Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. Практические 5 1 ПК-1, ПК-21 Л2.1, Л3.1, Л1.1
8.5. Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения (произведения из примерного репертуарного списка). Сам. работа 5 59 ПК-1, ПК-25 Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=461212
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/517A7676-048F-4D77-A0DD-6C3EF8FA03EB
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Цыпин Г.М. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МУЗЫКА И ДРУГИЕ ИСКУССТВА. Монография: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/10C0A103-6DFD-4984-896A-83528E6A8016
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://notes.tarakanov.net/
Э3 http://www.notarhiv.ru/
Э4 Курс "Специальный инструмент" в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4215
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Актовый зал Д концертный зал Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важнейшей целью занятий по специальному инструменту является понимание главного – свободного овладения инструментом, позволяющего воплощать художественный замысел произведения и доносить его до слушателей. Работа в должна быть направлена на постижение и творческое воплощение содержания, формы и стиля изучаемых произведений, овладение многообразными средствами художественного мастерства. Стремясь к наиболее совершенному исполнению, постоянно развивая виртуозную технику, постигая пути и методы овладения приемами игры на инструменте, нужно понимать музыкально-исполнительскую технику как средство воплощения художественно-исполнительского замысла. Воспитание художественной и технической сторон музыкально-исполнительского мастерства следует осуществлять в их неразрывном единстве.
Плодотворность этой работы в значительной мере связана и с развитием творческой инициативы, развитием навыков самостоятельной работы, чувства ответственности, сознательной дисциплины и воли к преодолению трудностей, умения обобщать приобретаемые знания, навыки и применять их на практике.
Основная форма аудиторной работы – урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу преподавателя и студента над музыкальным произведением, рекомендации преподавателя относительно способов самостоятельной работы. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, но также во многом обусловлена сложившимися в процессе занятий отношений ученика и педагога. Аудиторные занятия, как правило, сочетают словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
Занятия строятся на основе последовательно разработанной программы обучения. Последовательность изучения репертуара и его объем зависит от степени музы-кальной одаренности, специальной подготовки и индивидуальных особенностей студента. В репертуар следует включать сочинения, различные по стилю, жанру и форме. Основное место должна занимать классическая музыка - лучшие произведения отечественных и зарубежных композиторов. На старших курсах внимание должно быть уделено освоению художественных и технических особенностей современной музыки. Отбор произведений требует особенной тщательности, по возможности каждое сочинение должно быть художественно-ценным, увлекательным, педагогически целесообразным и должно выполнять определенную воспитательную роль (то есть способствовать формированию нравственных идеалов и эстетического вкуса). Помимо произведений, изучаемых детально, необходимо проходить часть репертуара в порядке ознакомления. Указанные в ФОС репертуарные списки не являются исчерпывающими и дают возможность для проявления личной инициативы.
Важную роль в формировании художественного мастерства и профессионального становления призвана сыграть исполнительская и преддипломная практика. При составлении репертуарного плана следует предусмотреть использование ряда произведений в исполнительской практике.
Для исправления неправильных навыков и ликвидации пробелов начального периода обучения, следует в использовать инструктивный материал (гаммы, этюды). Целесообразно пересмотреть при необходимости постановочные моменты с целью обеспечения существенного прогресса в овладении инструментом. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от содержания и характера учебных задач, для решения которых используется тот или иной этюд. Здесь может быть и доведение исполнения этюда до возможной степени законченности и использование его в плане ознакомления. Работа над качеством звучания, интонацией, ритмом, динамикой в равной мере необходима при изучении как художественного материала, так и учебно-вспомогательного и должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания студента.
В период обучения большое значение имеет организация самостоятельной работы . Развитие самостоятельного музыкального мышления и умение без посторонней помощи подготовить произведение к исполнению является одной из центральных задач музыкального воспитания.