МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политика в сфере информационной безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Шашкова Я.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Политика в сфере информационной безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины познакомить студентов с проблемами, связанными с развитием информационного общества, сформировать представление о месте и роли информационных войн в политической жизни и показать необходимость выработки политики в сфере информационной безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.17

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных
ПК-7 способностью к участию в проведении политических и избирательных кампаний, к использованию знаний о других видах политической мобилизации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.проблемы и угрозы, связанные с развитием информационного общества; подходы к пониманию безопасности, информационной безопасности; опыт зарубежных государств и РФ в обеспечении информационной безопасности; цель, особенности, основные направления ведения информационных войн; типовую модель информационной войны
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно оценивать и анализировать различные точки зрения в процессе изучения информационной безопасности; выявлять угрозы информационной безопасности; собирать и обрабатывать данные об информационных потоках и информационных войнах; противодействовать информационному воздействию при проведении информационных кампаний как формы политической мобилизации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного оценивания и анализа различных точек зрения в процессе изучения информационной безопасности; навыками выявления угроз информационной безопасности; навыками сбора и обработки данных об информационных потоках; навыками противодействия информационному воздействию при проведении информационных кампаний как формы политической мобилизации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное общество и информационные войны
1.1. Проблемы и угрозы, связанные с развитием информационного общества Лекции 8 2 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Проблемы и угрозы, связанные с развитием информационного общества Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Цель, особенности, основные направления ведения информационных войн. Противодействие информационному воздействию при проведении информационных кампаний как формы политической мобилизации Лекции 8 4 ПК-7 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Цель, особенности, основные направления ведения информационных войн. Противодействие информационному воздействию при проведении информационных кампаний как формы политической мобилизации Сам. работа 8 4 ПК-7 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Политика в сфере информационной безопасности
2.1. Информационная безопасность: определение и сущность. Международная информационная безопасность. Оценка и анализ различных точек зрения в процессе изучения информационной безопасности; выявление угроз информационной безопасности; сбор и обработка данных об информационных потоках Лекции 8 2 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Информационная безопасность: определение и сущность. Международная информационная безопасность. Оценка и анализ различных точек зрения в процессе изучения информационной безопасности; выявление угроз информационной безопасности; сбор и обработка данных об информационных потоках Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Государственная политика РФ в сфере информационной безопасности Практические 8 2 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Государственная политика РФ в сфере информационной безопасности Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Политика США в обеспечении информационной безопасности Практические 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.3
2.6. Политика США в обеспечении информационной безопасности Сам. работа 8 6 ПК-1 Л1.1, Л2.3
2.7. Политика Франции в обеспечении информационной безопасности Практические 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.3
2.8. Политика Франции в обеспечении информационной безопасности Сам. работа 8 6 ПК-1 Л1.1, Л2.3
2.9. Политика Германии в обеспечении информационной безопасности Практические 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.3
2.10. Политика Германии в обеспечении информационной безопасности Сам. работа 8 8 ПК-1 Л1.1, Л2.3
2.11. Политика Канады в обеспечении информационной безопасности Практические 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.3
2.12. Политика Канады в обеспечении информационной безопасности Сам. работа 8 8 ПК-1 Л1.1, Л2.3
2.13. Политика Китая в обеспечении информационной безопасности Сам. работа 8 8 ПК-1 Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в отдельном приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нестеров, Сергей Александрович Информационная безопасность: Учебник и практикум/ Нестеров С.А.: М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/44CE6B76-7554-4E65-BC10-D7F267D88DD0
Л1.2 Бехманн, Готтхард Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний: Москва : Издательская группа "Логос", 2010 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бухарин, Сергей Николаевич Методы и технологии информационных войн/ С. Н. Бухарин, В. В. Цыганов: М. : Академ. Проект, 2007 15 экземпляров
Л2.2 Цыганов, В.В. Информационные войны в бизнесе и политике. Теория и методология/ В. В. Цыганов, С. Н. Бухарин: М. : Академ. Проект, 2007 7 экземпляров
Л2.3 Галатенко, В. А. Основы информационной безопасности: Курс лекций : учебное пособие/ В.А. Галатенко.- Изд. 3-е.- : Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э2 электронный каталог библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э3 электронный каталог Российской государственной библиотеки www.rsl.ru
Э4 электронная библиотека диссертаций diss.rsl.ru
Э5 портал журнала «Полис» www.politstudies.ru
Э6 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э7 портал Российской ассоциации политической науки www.rapn.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Политика в сфере информационной безопасности» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания о теоретических подходах к пониманию информационного общества, информационных войн и их составляющих элементов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия по курсу «Политика в сфере информационной безопасности» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на нем и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Для формирования необходимых навыков предусмотрен анализ Доктрины информационной безопасности РФ, позволяющий на конкретном примере комплексно показать все составные части политики в сфере информационной безопасности на примере РФ, также необходимо обратить внимание на международную политику в сфере обеспечения международной информационной безопасности.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическом занятии проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы, которые позволяют облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов, позволяющие полноценно подготовиться к практическим занятиям и зачету.