МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политика и гендер
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филос. н., доцент, Заусаева Наталья Александровна

Рецензент(ы):
д. филос. н., профессор, Широкова Марина Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Политика и гендер

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Политика и гендер" являются формирование у студентов представления о гендерном измерении политической жизни, соотношении понятий "феминизм" и "гендер", проблеме гендерного неравенства и ее основных интерпретациях, специфике проявления гендерного неравенства в различных странах и России, отражении гендерной проблематики в политической философии, социологии, политической философии и новых идеологиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9: способностью давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом
ПК-2: владением навыками участия в исследовательском процессе, способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные формы отражения гендерной проблематики в политическом, социальном, культурном и экономическом контекстах; особенности проявления феминизма в социальной, культурной и экономической сфере, связь эволюции феминизма с закономерностями развития политической систем; природу и эволюцию гендерной проблематики в мире и России; особенности исследования в гендерной сфере.
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять гендерную проблематику и ее проявление в экономической, социальной, культурной сфере; обнаруживать влияние гендерных различий на развитие политической системы; участвовать в исследованиях гендерного вопроса, готовить материал по этой проблематике для публикаций и выступлений на научных мероприятиях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками исследования влияния политических, экономических, культурных, социальных условий, тенденций развития политической системы на гендерные и феминистские проблемы; обобщения гендерных и феминистских тенденций в современных обществах; навыками участия в исследованиях гендерного вопроса; навыками обобщения результатов исследования в публикациях и выступлениях научного характера.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблема гендера
1.1. Постановка проблемы "гендера" и ее отражение в политике Лекции 6 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Постановка проблемы "гендера" и ее отражение в политике Сам. работа 6 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Гендерное неравенство. Позиция Д. Батлер Практические 6 2 ОПК-9, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Д. Батлер о гендерной проблеме Сам. работа 6 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Междисциплинарный характер гендерной проблематики Лекции 6 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Проблема гендера в политической философии Практические 6 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.1
1.7. Гендерная проблематика в политической социологии Практические 6 2 ОПК-9 Л1.2, Л2.1
1.8. Проблема гендера в политической философии Сам. работа 6 4 ОПК-9 Л1.2, Л2.1
1.9. Гендерная проблематика в политической социологии Сам. работа 6 4 ОПК-9, ПК-2 Л1.2, Л2.1
1.10. Гендер и постмодернизм Сам. работа 6 4 ОПК-9 Л1.1, Л2.1
1.11. Гендер и постмодернизм Практические 6 2 ОПК-9, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Гендер и феминизм
2.1. Феминизм как явление Лекции 6 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Эволюция феминизма Практические 6 2 ПК-2 Л1.2, Л2.1
2.3. Современные виды феминизма Практические 6 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Эволюция феминизма Сам. работа 6 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.5. Современные виды феминизма Сам. работа 6 4 ОПК-9, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.6. Феминизм и гендер: общее и особенное Практические 6 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Феминизм и гендер Сам. работа 6 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Особенности гендерной проблемы в политике
3.1. Гендерные отношения в развитых странах Лекции 6 2 ОПК-9 Л1.2, Л2.1
3.2. Гендерное неравенство в странах второго и третьего мира Практические 6 2 ОПК-9, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Гендерное неравенствов развитых странах Сам. работа 6 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Гендерное неравенство в странах второго и третьего мира Сам. работа 6 6 ПК-2 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС ПиГ 20.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зуйкова, Е.М. Феминология и гендерная политика : учебник М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450795
Л1.2 Петрова, Р.Г. Гендерология и феминология : учеб. пособие М. : Дашков и К, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Батурин, В.К Философия: учебник для бакалавров М, : Юнити-Дана, 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426490
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1.http://www.politcom.ru/ -информационный сайт политических комментариев http://www.politcom.ru/
Э2 Электронная библиотека eLIBRARY.RU https://elibrary.ru/
Э3 Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" http://www.politnauka.org/
Э4 ЭБС Юрайт https://biblio-online.ru/
Э5 Публичная интернет-библиотека http//: www.public.ru
Э6 Университетская библиотека on-linе http://www.biblioclub.ru
Э7 Российская национальная библиотека nlr.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу "Политика и гендер" проходят в форме лекций и семинарских занятий. Во время лекций студенту предлагается необходимый объем обязательной к усвоению информации о сущности проблемы гендера в политике, о понятиях "гендерные роли" и "гендерное неравенство", о междисциплинарном характере гендерной проблематики, об основных подходах к пониманию феминизма, о специфике гендерных отношений в развитых странах.
Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Семинарские занятия по курсу «Политика и гендер» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса, сформировать навыки анализа гендерной проблематики и ее включенности в политическую повестку дня.
При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется для рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составить планы ответов на вопросы семинарского занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу семинарского занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на семинарское занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинарах проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем. Использование электронных ресурсов позволит привлечь актуальный материал, иллюстрирующий гендерную проблему и особенности феминистского движения.
Для более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам семинарских занятий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.