МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы теории литературы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Романова Екатерина Геннадьевна

Рецензент(ы):
к.ф.н., доц., Ковалев О.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы теории литературы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– знакомство обучающихся с теорией литературы как наукой;
– овладение основными понятиями и терминами теории литературы;
– формирование системы представлений о структуре и семантике художественного произведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности
ОПК-5 способностью ориентироваться в основных этапах и процессах развития зарубежной литературы и журналистики, использовать этот опыт в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и термины литературоведения, этапы и процессы развития истории и теории литературы
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать системой литературоведческих понятий, соотносить их с историей и теорией журналистики, использовать знания по теории литературы в практике профессиональной деятельности.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа и интерпретации художественного текста, ориентации в системе литературоведческих знаний.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть
1.1. Теория литературы как наука Лекции 1 2 ОПК-4, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Основная часть
2.1. Эстетические и познавательные начала в литературе как виде искусства Лекции 1 2 ОПК-4, ОПК-5 Л1.2, Л1.1
2.2. Литературное произведение Лекции 1 2 ОПК-4, ОПК-5 Л1.2, Л1.1
2.3. Художественная речь Лекции 1 2 ОПК-4, ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Литературные роды и жанры Сам. работа 1 6 ОПК-4, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.5. Литературный процесс Сам. работа 1 4 ОПК-4, ОПК-5 Л1.2, Л1.1
2.6. Внутренний мир произведения Практические 1 2 ОПК-4, ОПК-5 Л1.2, Л1.1
2.7. Персонаж Сам. работа 1 4 ОПК-4, ОПК-5 Л1.2, Л1.1
2.8. Художественная речь Сам. работа 1 4 ОПК-4, ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Литературные иерархии и репутации Сам. работа 1 4 ОПК-4, ОПК-5 Л1.2, Л1.1
2.10. Написание реферата Сам. работа 1 18 ОПК-4, ОПК-5
2.11. Подготовка к экзамену Сам. работа 1 18 ОПК-4, ОПК-5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложенный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Эсалнек А.Я. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения: Анализ художественного произведения: Практикум: М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Чернец Л.В., Хализев В.Е., Эсалнек А.Я., Бройтман С.Н., Чернец Л.В. Введение в литературоведение: учебник М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: учеб. пособие для филол. фак М.: Академия, 2002
Л2.2 Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы: учеб. пособие для вузов М. : Логос, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http:// www.filologia.su/literaturovedenie/
Э2 http://philologos.narod.ru/
Э3 Крус на Образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Поскольку курс читается студентам первого курса обучения, навыки восприятия лекции еще не наработаны в должном объеме, что необходимо учитывать преподавателю. Лектору важно фиксировать на доске все новые термины во избежание их искажения при записывании на слух.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

2. Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Значительную роль в курсе выполняют практические занятия, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия,прежде всего нееобходимо внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям теории литературы, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Ряд занятий сопровождается заданиями творческого плана, выполняя которые студент может в полной мере проявить свою индивидуальность. Такие задания вызывают сильный эмоциональный отклики, что способствует более основательному закреплению пройденного материала. Для выполнения заданий подобного типа возможно привлечение дополнительной литературы по усмотрению студента.
Практические занятия могут проводиться в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, различная работа с текстами произведений, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии. На занятиях, посвященных вопросам стиховедения, важно отработать на конкретных текстуальных примерах изученные принципы. Тексты для практических упражнений приведены ниже.
Практические занятия в ряде случаев могут поводиться в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений. Студенты должны учиться грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривать ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Данная форма работы направлена на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков, связанных с публичным обсуждением различных теоретических и практических вопросов, выработкой и отстаиванием собственной точки зрения.
Материал практических занятий напрямую не пересекается с содержанием лекций, дополняя тему курса, что позволяет всесторонне рассмотреть избранную проблему современного литературоведения, сопроводить репродуктивный материал самостоятельной работой и практическими упражнениями.
План каждого занятия сопровождается списком терминов, которые необходимо усвоить студенту при подготовке. При необходимости преподаватель может провести терминологический диктант, проверяющий их усвоение. В ходе диктанта студент своими словами дает определение указанным преподавателем терминам.
Общая цель проведения занятий – рассмотрение ключевых проблем современного литературоведения, формирование у студентов умения анализировать литературу, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию.
При выборе источников преподаватель руководствуется их доступностью, возможностью ознакомиться с разными точками зрения.

3. Самостоятельная работа
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.