МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология саморегуляции
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-12-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 130
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 130 130 130 130
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Волкова Т.Г.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психология саморегуляции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., доцент, к.психол.н.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, к.психол.н.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Психология саморегуляции» являются
- систематизация знаний студентов по проблеме психических состояний, развитие у слушателей представлений о психологической саморегуляции (ПСР) функционального состояния как системном явлении, о методах саморегуляции/самоуправления состоянием;
- практической целью обучения является формирование компетенций для практического освоения методических приемов и технологий обучения навыкам психологической саморегуляции состояния в целях профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний;
- формирование умений и навыков по разработке программ (психологических технологий), направленных на обучение приемам психической саморегуляции.
Задачи курса:
- предоставить слушателям научную информацию по проблеме разработки и применения методов психологической саморегуляции как способов профилактики неблагоприятных состояний в трудовой деятельности;
-обеспечить необходимую основу для практического освоения методических приемов обучения навыку саморегуляции состояния и базовых схем построения тренинговых программ, предназначенных для обучения ПСР;
- формирование интереса к практической деятельности психолога;
- формирование культуры профессионального самосохранения, развитие умения рефлексировать и самостоятельно корректировать свое поведение и неблагоприятные функциональные состояния;
-рассмотрение и отработка основных приемов и методов саморегуляции;
- формирование четкого представления о возможностях применения и ограничения использования методов и приемов саморегуляции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
ПК-14: способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о принципах психопрофилактического подхода к оптимизации функциональных состояний человека и профилактике профессионального стресса в трудовой деятельности;
- о теоретических и методологических основах саморегуляции в соответствии с темами курса и грамотно оперировать основными понятиями и терминами в области психологических исследований и разработки методов самоуправления и саморегуляции функционального состояния;
- об истории, современном состоянии и перспективных направлениях развития психологических исследований и прикладного применения методов психологической саморегуляции как направления стресс-менеджмента;
- о методохпсихологической саморегуляции функционального состояния, методических приемах, типах упражнений и характерных особенностей каждого из методов ПСР;
- о закономерностях динамики ФС в процессе применения средств психологической саморегуляции;

3.2.Уметь:
3.2.1.- планировать и реализовывать эмпирические исследования по изучению причин снижения работоспособности, динамики функционального состояния и развития стрессовых состояний в труде;
- обосновать необходимость применения психопрофилактических методов и средств с целью оптимизации функционального состояния;
- ориентироваться в области психопрофилактических и психокоррекционных методов, применяемых с целью самоуправления функциональным состоянием человека;
- уметь осуществлять диагностику и самодиагностику психических состояний;
- оценивать эффективность психопрофилактических программ саморегуляции состояния.
- основные организационные формы внедрения прикладных программ ПСР;
- учитывает специфику профессиональной деятельности психолога в области прикладной разработки, адаптации и организационных особенностей внедрения методов ПСР в структуру службы психологической поддержки персонала организаций;
- умеет планировать и реализовывать основные этапы программы обучения ПСР при подготовке и проведении тренинга по обучению ПСР;
- применять принципы разработки проектов организации центров психологической саморегуляции и релаксации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владения основными методами и приемами, отдельными техниками диагностики, профилактики и коррекции функциональных состояний;
- навыки работы с первоисточниками в области психологии и смежных дисциплин;
- по разработке программ (психологических технологий), направленных на обучение приемам психической саморегуляции.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы психической саморегуляции
1.1. Методы внешнего воздействия на функциональное состояние и методы психологической саморегуляции. Виды психической саморегуляции. Лекции 4 2 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.2. Основные типы психической саморегуляции: саморегуляция деятельности (поведения) субъекта и саморегуляция актуального состояния субъекта. Практические 4 2 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.3. Виды психической саморегуляции. Аутогенная тренировка (история, источники аутогенной тренировки (АТ), принципы методики аутогенной тренировки, индивидуально- психологические особенности человека и АТ). Низшая и высшая ступени АТ. Медитация. Эффекты медитации. Классификация техник медитации. Психомышечная тренировка. Идеомоторная тренировка. Визуомоторная тренировка поведения. Йога как один из видов ПСР. Биологическая обратная связь (БОС). Янтры и мантры. Сам. работа 4 2 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.4. Понятие психической саморегуляции (ПСР). Понятия «управление», «самоуправление», «саморегулирование». Основные классификации методов непосредственного воздействия на состояние человека. Практические 4 4 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.5. Медитация. Эффекты медитации. Классификация техник медитации. Психомышечная тренировка. Сам. работа 4 4 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
Раздел 2. Практические аспекты психической саморегуляции
2.1. Навыки психической саморегуляции как внутренний ресурс.Формирование внутренних средств самоуправления своим состоянием как основная особенность методов психологической саморегуляции. Активность субъекта по отношению к оказываемому воздействию - необходимое условие эффективного использования методов психологической саморегуляции. Сам. работа 4 10 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.2. Нервно-мышечная релаксация (НМР). Сам. работа 4 10 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.3. Разработка новых методик аутогенной тренировки: модификации классического варианта АТ, расширение набора соответствующих приемов саморегуляции. Сам. работа 4 6 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.4. Идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция образов. Аутогенная тренировка (АТ Сам. работа 4 4 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.5. Основные феномены, сходство эффектов реального и мыслен¬ного воспроизведения движений. Использование образов и «сюжетных картин» как средства оптимизации функционального состояния. Сам. работа 4 4 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.6. Формирование специфического состояния сниженного бодрствования - состояния релаксации - в качестве основного фактора изменения функционального состояния при использовании методов ПСР. Характеристика специфических черт состояния релаксации, определяющих его принципиальное отличие от других состояний сниженного бодрствования. Пути применения идеомоторной тренировки в профессионально-прикладной практике: использова¬ние техники как относительно самостоятельного метода снижения мышечного тонуса и достижения состояния. Разработка методик аутогенной тренировки: модификации классического варианта АТ, расширение набора соответствующих приемов саморегуляции. Сам. работа 4 4 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
Раздел 3. Стресс и технологии ресурсосбережения
3.1. Оптимизация функционального состояния и работоспособности работающего человека как раздел психопрофилактического направления. Соотношение и содержание понятий «психопрофилактика» и «психокоррекция». Сам. работа 4 2 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
3.2. Психопрофилактика прпофессионального стресса, основные направления стресс-менеджмента. Сам. работа 4 10 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
3.3. Проблема профессионального стресса. Понятие психотехнологии. Факторы динамического равновесия психических ресурсов человека: экстенсивный и преодолевающий типы поведения. Сам. работа 4 10 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
3.4. Психотехнологии ресурсосбережения. Сам. работа 4 20 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
3.5. Анализ состояния релаксации как энергетического «антипода» стресса. Понятие о формировании психологических навыков самоуправления своим состоянием. Основные особенности состояния релаксации и возможности их использования для психопрофилактики профессионального стресса. Психотехнологии ресурсосбережения. Сам. работа 4 16 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
Раздел 4. Прикладные программы психологической саморегуляции функциональных состояний
4.1. Комплексы психологической релаксации и саморегуляции (КПР) – базовые центры по обучению и применению методов ПСР в организациях. Принципы проектирования и организации КПР в современных условиях функционирования организаций разных форм собственности, типа и уровня развития. Методическое обеспечение работы КПР. Лекции 4 2 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
4.2. Технология обучения навыкам ПСР и организации тренингов ПСР. Принципы подготовки инструкторов, методистов-психологов для работы в КПР. Требования к функциональному дизайну КПР. Внешние способы коррекции неблагоприятных состояний. Сам. работа 4 6 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
4.3. Понятие о сеансе психологической само-регуляции. Центральные и вспомогательные средства и приемы самоуправления состоянием. Целевая направленность тренингов по обучению приемам психологической саморегуляции (ПСР). Сам. работа 4 10 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
4.4. Оптимизация режима труда и отдыха. Основные приемы саморегуляции состояний. Роль психологической подготовки к деятельности. Специализированная гимнастика. Нервномышечная релаксация. Роль функциональной музыки на производстве. Сам. работа 4 4 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.3
4.5. Типы обучающих программ: использование принципиально разных приемов самовоздействия на каждом сеансе психологической саморегуля¬ции; последовательное обучение разным типам приемов. Сам. работа 4 4 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
4.6. Методическое обеспечение работы КПР. Технология обучения навыкам ПСР и организации тренингов ПСР. Анализ опыта работы реально действующих КПР. Проблема оценки эффективности процесса обучения приемам саморегуляции. Понятие об актуальной, пролонгированной и отсроченной эффективности обучения. Методы диагностики и оценки навыков психологической саморегуляции. Разработка комплексной программы обучения навыкам ПСР. Профессионально-прикладное направление адаптации программ ПСР. Сам. работа 4 4 ПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3
4.7. Зачет 4 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные контрольные вопросы по дисциплине «Психология саморегуляции»

1. Состояние как психическое явление (сущность и функции, детерминанты, непрерывность состояний, структура состояния).
2. Понятие «функциональное состояние» и виды фунциональных состояний.
3. Проблема психологической диагностики функциональных состояний.
4. Методы диагностики функциональных состояний.
5. Понятие психической саморегуляции (ПСР).
6. Виды психической саморегуляции.
7. Формы организации обучения навыкам ПСР.
8. Психопрофилактический подход к проблеме стресс-менеджмента и оптимизации функционального состояния.
9. Общая характеристика методов психологической саморегуляции как направления профилактики и коррекции профессионального стресса.
10. Классификации методов непосредственного воздействия на функциональное состояние человека.
11. Формирование внутренних средств самоуправления своим состоянием как основная особенность методов психологической саморегуляции.
12. Характеристика специфических черт состояния релаксации. Гипотезы о характере связи данного состояния с переходными фазами от сна к бодрствованию.
13. Терминологические особенности описания состояний релаксации.
14. Возможности использования релаксационных состояний для оптимизации неблагоприятных функциональных состояний в стрессовых условиях труда.
15. Профессионально-прикладные возможности использования феномена повышенной внушаемости и самовнушаемости в процессе переживания состояний релаксации.
16. Нервно-мышечная релаксация. История возникновения и формирования метода.
17. Принципы построения упражнений по методике нервно-мышечной релаксации и непосредственные эффекты их использования.
18. Аутогенная тренировка. Содержание и история становления метода.
19. Механизм действия аутогенной тренировки.
20. Направления разработки новых методик аутогенной тренировки.
21. Идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция образов.
22. Пути применения идеомоторной тренировки в профессионально-прикладной практике.
23. Психомышечная тренировка.
24. Использование образов и «сюжетных картин» как средства оптимизации функционального состояния.
25. Медитация. Эффекты медитации. Классификация техник медитации.
26. Йога как один из видов ПСР.
27. Янтры и мантры.
28. Биологическая обратная связь (БОС). Виды БОС.
29. Психотехнологии ресурсосбережения.
30. Технология постановки цели.
31. Технология планирования.
32. Технология пошагового продвижения.
33. Технология успешной жизнедеятельности.
34. Технология самоконструирования в пространстве психологического времени.
35. Технология создания позитивного переживания достижения.
36. Психотехнические приемы работы с иррациональными идеями.
37. Роль психологической подготовки к деятельности. Оптимизация режима труда и отдыха.
38. Специализированная гимнастика.
39. Роль функциональной музыки на производстве.
40. Общие особенности и принципиальные различия методов ПСР.
41. Принципы построения комплексных программ обучения приемам психологической саморегуляции.
42. Рекомендации по индивидуализации приемов ПСР с целью повышения эффективности обучения навыкам психологической саморегуляции.
43. Понятие о сеансе психологической саморегуляции функционального состояния.
44. Проблема оценки эффективности процесса обучения приемам саморегуляции.
45. Методы диагностики и оценки навыков психологической саморегуляции.
46. Роль ведущего тренинги ПСР в процессе обучения навыкам саморегуляции состояния.
47. Соотношение уровней оценки эффективности комплексных программ обучения навыкам ПСР. Актуальный, пролонгированный, отсроченный эффекты тренинга ПСР.
48. Сравнительная эффективность методов ПСР в оптимизации функционального состояния.
49. Психологические требования к оформлению КПР в зависимости от задач функционирования КПР.
50. Вспомогательные средства в составе тренингов ПСР: функциональная музыка, аудио-визуальные воздействия.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Концепции психической саморегуляции
2. Психотехники саморегуляции
3. Психотехнологии ресурсосбережения.
4. Прикладные аспекты саморегуляции.
5. Прикладные программы обучения психологической саморегуляции.
5.3. Фонд оценочных средств
фонд оценочных средст представлен в прикрепленном файле
Тест на знание базовых дидактических единиц по курсу (Примеры заданий)
1.Понятие «Саморегуляция» в буквальном переводе с латинского языка (regular) означает:
1. регуляция
2. приводить в порядок
3. подчинять определенному правилу
4. налаживать
5. регулировать

2. В широком смысле психологическая саморегуляция означает один из уровней регуляции ……… субъекта, для которого характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности.

3. Саморегуляция это…..
1. непроизвольное подчинение содержания психической деятельности и поведения целям и задачам
2. произвольное подчинение содержания психической деятельности и поведения целям и задачам
3. непроизвольное и произвольное подчинение содержания психической деятельности и поведения целям и задачам

4. Сущность психической саморегуляции сводится к двум основным умениям:
1. регулировать свою психику постоянно
2. активизировать свою психику, когда надо
3. контролировать свою психику иногда
4. успокаивать свою психику, когда это необходимо

5. Психическое состояние это ……….. своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением к этому содержанию.
1. специфическое
2. эмоциональное
3. временное
4. устойчивое
5. поведенческое

6. Психические состояния отличаются:
1. плохой и хорошей окраской
2. в соответствии с возрастными особенностями
3. по половому признаку
4. выраженной индивидуальной особенностью

7. Психические состояния подразделяются на две группы:
1. состояния напряжения и расслабления
2. состояния ситуативные и личностные
3. состояния гармоничные и конфликтные

8. К ситуативным психическим состояниям относятся:
1. общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида
2. конфликтные психические состояния
3. оптимальные и кризисные состояния
4. состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения
5. психические состояния нарушенного сознания

9. К устойчивым психическим состояниям личности относятся:
1. конфликтные психические состояния
2. оптимальные и кризисные состояния
3. состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения
4. психические состояния нарушенного сознания
5. пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость)
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ Психология саморегуляции: практикум : учеб. пособие для студентов спец. "Психология" Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/904
Л1.2 М. М. Решетников. — ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ. ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ СТУПЕНИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/5E5D0B41-E3BC-4EE3-BE7C-099E49F6F4EC
Л1.3 Моросанова В.И. Самосознание и саморегуляция поведения: учебное пособие М. : Ин-т психологии РАН, 2007 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86570
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ, Рубцовский ин-т (фил.) Психология самосознания: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1012
Л2.2 Рамендик Д. М. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/246A13BC-61FE-4449-B76C-94171D28E3E9
Л2.3 под ред. Г. С. Никифорова. Диагностика здоровья. Психологический практикум: практикум СПб. : Речь, 2007 http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=search?menu_POISK3=%E7%EE%EE%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF&m
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие ВЛАДОС, 2016 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691022203.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Базы данных:
Э2 ? ЭБС "Университетская библиотека online".
Э3 ? on-line к базе данных ВИНИТИ РАН.
Э4 Интернет-ресурсы:
Э5 1. http://www.sciencemag.org/cgi/collection/psychology - на английском
Э6 2. http://www.springerlink.com/humanities-social-sciences-and-law/books/ - на английском и немецком
Э7 3. http://elibrary.ru/titles.asp - на английском
Э8 4. http://www.psy.msu.ru/illusion/
Э9 5. http://azps.ru/
Э10 6. www.voppsy.ru - Сайт журнала «Вопросы психологии», архив публикаций за 1980-1995г., аннотации публикаций до 2005г..
Э11 7. http://psylist.net/praktikum/
Э12 8. http://old.pirao.ru/index.html
Э13 9. http://psi911.com
Э14 10. http://trening.net.ua
Э15 Курс в Moodle Психология саморегуляции https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=151 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=151
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Базы данных:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

6. www.voppsy.ru - Сайт журнала «Вопросы психологии», архив публикаций за 1980-1995г., аннотации публикаций до 2005г..
Курс в Moodle Психология саморегуляции https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=151

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
бсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.