Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.03. Искусство костюма и текстиля |
Профиль | Дизайн костюма в индустрии моды |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v54_03_03_ДКвИМ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 90 | 63 | 90 | 63 |
Итого | 108 | 81 | 108 | 81 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Целью дисциплины является формирование у студентов представлений об основных этапах развития, направлениях и выдающихся представителях искусствоведения, его теоретических и методологических аспектах как фундаментальной основы теоретической реконструкции художественной культуры и искусства. Задачи: – изучение основных проблем, стоящих в центре внимания искусствоведения; – освоение терминологического аппарата искусствоведения; – представление основных тенденций развития теоретического и исторического искусствоведения; – формирование и использование аппаратной систематики искусствоведения для анализа художественных явлений и процессов в их историко - культурных, социокультурных, формально-стилевых, семиотических измерениях; – о смысление актуальных проблем современного искусствоведени Задачи курса: - приобщение студентов к шедеврам отечественной культуры, лучшим образцам искусства второй половины XIX века; - формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов студентов; - развитие навыка стилистического анализа художественных произведений, умения определять их роль и значение в культурно-историческом контексте развития искусства; - подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования; - сохранение и передача новым поколениям традиций в сфере культуры и искусства; - обеспечение условия для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования; - формирование у студентов культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов; - реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических ценностей и идеалов личности. - ознакомить студентов с творчеством ведущих мастеров живописи, скульптуры и архитектуры России XVIII-первой половины XIX вв; - развитие навыков стилистического анализа художественных произведений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-3 | Способность использовать базовые знания по профессии в художественном проектировании |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - знание содержания и основных этапов процесса формирования научных знаний в области истории искусства; - знание форм и типов художественных культур, основных культурно-исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно-исторических эпох и типов мировой культуры; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - определять место и значение художественных произведений в культурно-историческом контексте развития искусства; - интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями; - воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора; - выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, сформировать личную позицию по отношению к произведениям искусства; - воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость; - уметь вести диалог в качестве активного слушателя, зрителя, исполнителя, художника, критика; - находить и отбирать соответствующую информацию, углубляющую знание учебного материала. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - владение методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач; - владение принципами классификации художественных культур народов мира; - владение знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства; - владение необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров; - самообразования в области искусства, внеаудиторного усвоения разделов курса. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Искусствоведение как специальная наука об искусстве. Смыслы и ценности искусства. | ||||||
1.1. | Искусствоведение как специальная наука об искусстве | Лекции | 9 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.2. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Терминологический базис искусствоведения. Определения искусства. | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Природа и сущность искусства. Цели искусства. | Лекции | 9 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам на тему: Материя, вещество и материал в искусстве | Практические | 9 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Целостность и стуктура художественного образа. | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Исторический взгляд на произведение искусства | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Анализ визуального ряда художественных образов. | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам на тему:Формообразующие факторы искусств | Практические | 9 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.9. | Анализ принципов формирования больших художественных стилей в искусстве | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.10. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Категория стиля.Канон. | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.11. | Символ в искусстве | Лекции | 9 | 1 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.12. | Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам на тему: Смыслы и ценности искусства | Практические | 9 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.13. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Эстетический вкус и проблемы его формирования | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Современное искусство: виды и проблемы. Концептуальное искусство и дизайн. | ||||||
2.1. | Художественная критика. Критерии оценки эстетической ценности объектов дизайна | Лекции | 9 | 1 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Связи искусства с другими видами деятельности общества и человека | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам на тему: Сотрудничество деятелей искусства и дизайнеров | Практические | 9 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Великие дизайнеры ХХ века | Сам. работа | 9 | 5 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Концептуальное искусство и дизайн | Лекции | 9 | 1 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Примеры произведений концептуального искусства | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Современное искусство: виды и проблемы. | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.8. | Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам на тему: Пути сложения современного искусствознания. История науки как история ее методов | Практические | 9 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.9. | Мзучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Примеры магического и иллюзорного в искусстве. | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.10. | Современное искусство: методы исследования | Лекции | 9 | 1 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.11. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Мода и искусство: взаимодействие явлений | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.12. | Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам на тему: Специфические виды искусства: fashion-фотография | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.13. | Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам на тему: Специфические виды искусства: fashion-графика | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Горелов А.А. | История мировой культуры: учебное пособие | М.: ФЛИНТА //ЭБС "Лань", 2016 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Степанская, Тамара Михайловна; Нехвядович, Лариса Ивановна | Введение в историю искусств: Учебное пособие | Изд-во АлтГУ//ЭБС Алтайского государственного университета, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. Н. О. Воскресенской | Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов: | -М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Скопинцева Т.Ю. | Теория и история культуры повседневности России: Учебное пособие | Оренбург: Оренбургский государственный университет// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Степанская Т.М. | Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 | elibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э2 | 2. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html | |||
Э3 | 3. История русского искусства: версия 2.0/ И.Э. Грабарь. - М.: БИЗНЕССОФТ, 2005. - 1о=эл.опт.диск (CD-ROM)/ - (Электронная библиотека) | |||
Э4 | 4. Ссылка на web-страницу: Государственный художественный музей Алтайского края : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://muzei.ab.ru | |||
Э5 | 5. Ссылка на web-страницу:Государственный Эрмитаж: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org | |||
Э6 | 6. Ссылка на web-страницу: Русский музей:[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://rusmuseum.ru | |||
Э7 | Курс "Искусствоведение" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |