МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Искусствоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма в индустрии моды
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_03_03_ДКвИМ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 90 63 90 63
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.иск., Нач. каф., Черняева И.В.

Рецензент(ы):
к.иск., Дир. инст., Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Искусствоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 г. № № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование у студентов представлений об основных этапах развития, направлениях и выдающихся представителях искусствоведения, его теоретических и методологических аспектах как фундаментальной основы теоретической реконструкции художественной культуры и искусства.
Задачи:
– изучение основных проблем, стоящих в центре внимания искусствоведения;
– освоение терминологического аппарата искусствоведения;
– представление основных тенденций развития теоретического и исторического искусствоведения;
– формирование и использование аппаратной систематики искусствоведения для анализа художественных явлений и процессов в их историко
- культурных, социокультурных, формально-стилевых, семиотических измерениях;
– о смысление актуальных проблем современного искусствоведени
Задачи курса:
- приобщение студентов к шедеврам отечественной культуры, лучшим образцам искусства второй половины XIX века;
- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов студентов;
- развитие навыка стилистического анализа художественных произведений, умения определять их роль и значение в культурно-историческом контексте развития искусства;
- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
- сохранение и передача новым поколениям традиций в сфере культуры и искусства;
- обеспечение условия для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования;
- формирование у студентов культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;
- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических ценностей и идеалов личности.
- ознакомить студентов с творчеством ведущих мастеров живописи, скульптуры и архитектуры России XVIII-первой половины XIX вв;
- развитие навыков стилистического анализа художественных произведений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способность использовать базовые знания по профессии в художественном проектировании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- знание содержания и основных этапов процесса формирования научных знаний в области истории искусства;
- знание форм и типов художественных культур, основных культурно-исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно-исторических эпох и типов мировой культуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.- определять место и значение художественных произведений в культурно-историческом контексте развития искусства;
- интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями;
- воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора;
- выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, сформировать личную позицию по отношению к произведениям искусства;
- воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость;
- уметь вести диалог в качестве активного слушателя, зрителя, исполнителя, художника, критика;
- находить и отбирать соответствующую информацию, углубляющую знание учебного материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владение методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач;
- владение принципами классификации художественных культур народов мира;
- владение знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства;
- владение необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров;
- самообразования в области искусства, внеаудиторного усвоения разделов курса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Искусствоведение как специальная наука об искусстве. Смыслы и ценности искусства.
1.1. Искусствоведение как специальная наука об искусстве Лекции 9 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Терминологический базис искусствоведения. Определения искусства. Сам. работа 9 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Природа и сущность искусства. Цели искусства. Лекции 9 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам на тему: Материя, вещество и материал в искусстве Практические 9 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Целостность и стуктура художественного образа. Сам. работа 9 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Исторический взгляд на произведение искусства Сам. работа 9 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Анализ визуального ряда художественных образов. Сам. работа 9 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам на тему:Формообразующие факторы искусств Практические 9 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Анализ принципов формирования больших художественных стилей в искусстве Сам. работа 9 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Категория стиля.Канон. Сам. работа 9 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Символ в искусстве Лекции 9 1 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам на тему: Смыслы и ценности искусства Практические 9 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Эстетический вкус и проблемы его формирования Сам. работа 9 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Современное искусство: виды и проблемы. Концептуальное искусство и дизайн.
2.1. Художественная критика. Критерии оценки эстетической ценности объектов дизайна Лекции 9 1 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Связи искусства с другими видами деятельности общества и человека Сам. работа 9 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам на тему: Сотрудничество деятелей искусства и дизайнеров Практические 9 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Великие дизайнеры ХХ века Сам. работа 9 5 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Концептуальное искусство и дизайн Лекции 9 1 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Примеры произведений концептуального искусства Сам. работа 9 6 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Современное искусство: виды и проблемы. Сам. работа 9 6 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам на тему: Пути сложения современного искусствознания. История науки как история ее методов Практические 9 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Мзучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Примеры магического и иллюзорного в искусстве. Сам. работа 9 6 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Современное искусство: методы исследования Лекции 9 1 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Мода и искусство: взаимодействие явлений Сам. работа 9 6 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам на тему: Специфические виды искусства: fashion-фотография Сам. работа 9 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам на тему: Специфические виды искусства: fashion-графика Сам. работа 9 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов А.А. История мировой культуры: учебное пособие М.: ФЛИНТА //ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Степанская, Тамара Михайловна; Нехвядович, Лариса Ивановна Введение в историю искусств: Учебное пособие Изд-во АлтГУ//ЭБС Алтайского государственного университета, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Н. О. Воскресенской Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов: -М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 biblioclub.ru
Л2.2 Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России: Учебное пособие Оренбург: Оренбургский государственный университет// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э2 2. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э3 3. История русского искусства: версия 2.0/ И.Э. Грабарь. - М.: БИЗНЕССОФТ, 2005. - 1о=эл.опт.диск (CD-ROM)/ - (Электронная библиотека)
Э4 4. Ссылка на web-страницу: Государственный художественный музей Алтайского края : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://muzei.ab.ru
Э5 5. Ссылка на web-страницу:Государственный Эрмитаж: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org
Э6 6. Ссылка на web-страницу: Русский музей:[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://rusmuseum.ru
Э7 Курс "Искусствоведение" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);

Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.