МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология миграции

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 32
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 32 32 32 32
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель, Суртаева О.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология миграции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. формирование у студентов представлений о социально-экономических причинах и последствиях миграции населения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
ПК-9 Готовностью к поддержке актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные определения и понятия, связанные с миграцией населения;
теории и классификации миграции, области социологического изучения миграции;
основные факторы, тенденции и закономерности миграционных процессов на международном и национальном уровнях;
источники информации о мигрантах и особенности их учета;
способы выявления проблем в молодежной среде в контексте миграции населения; специфику выработки органиазционных решений в области труда, досуга, предпринимательства, способы реализации молодежных инициатив в контексте социологии миграции
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем миграции и для идентификации потребностей и интересов различных групп мигрантов;
оценивать социально-экономические, демографические и геополитические последствия миграционных процессов для отдающих и принимающих сообществ в различных условиях, в том числе с учетом фактора неопределенности;
использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
принимать органиазционные решения для изучения актуальных социальных проблем миграции и для идентификации потребностей и интересов различных групп мигрантов
формулировать актуальные и востребованные инициативы в молодежной среде в контексте социологии миграции
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками критической оценки источников статистической информации о занятости, безработице и миграции;
навыками выступления с актуальными и востребованными инициативами в молодежной среде;
анализом механизмов и моделей миграции и миграционного поведения;
реализации актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде в контексте социологии миграции, используя для решения значимых профессиональных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. основы социологии миграций
1.1. Миграция как объект социологического анализа. Социология миграции в структуре социологического знания. Междисциплинарность в изучении миграции. Области социологического изучения миграции. Лекции 3 4 ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.2. Становление и развитие научных знаний о миграции. Миграционные законы Э. Равенштейна. Основы социологического подхода к изучению миграции. Подходы к определению сущностных характеристик и критериев миграции населения как социального явления: миграция Лекции 3 4 ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.3. Социологический подход к типологизации миграционных процессов. Классификации миграции. Теоретико-концептуальные модели миграции: теория «притяжения-выталкивания», культурологическая, ассимиляционная и этносоциологическая теории. Причины, факторы и функции миграции. Социологические теории миграции. Лекции 3 4 ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.4. Социальный феномен миграции в истории человеческого сообщества. Миграционные тенденции в мире и России за последние 20 лет. Миграция в условиях глобализации: масштабы, модели, тенденции, противоречия. Лекции 3 4 ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.5. Показатели миграции населения. Размеры миграции абсолютные и относительные. Прибытие и выбытие мигрантов. Чистая миграция, неттомиграция или сальдо миграции. Валовая миграция или брутто-миграция. Характеристики миграционных потоков на основе демографических, социальных, профессиональных, половозрастных показателей. Миграционные потоки и когорты Практические 3 10 ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.6. Источники информации о миграции населения: миграционные карты, пограничный контроль, регистры населения, выборочные обследования, переписи населения. Система обязательной прописки (опыт Советского Союза и России). Введение паспортной системы и регистрации по месту жительства. Регистрация по месту постоянного проживания и временного пребывания в России. Органы и службы регистрации мигрантов. Практические 3 10 ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.7. Системы сбора данных по типам мигрантов. Измерение денежных переводов. Проблема учета и сопоставления статистических данных по миграции в различных странах мира. Количественные и качественные методы исследования миграции. Особенности проведения опросов и интервью с мигрантами. Практические 3 4 ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.8. Причины миграции. Интенсивность миграционной мобильности населения в разных социальных группах: мера заданности миграционной мобильности социальным происхождением, образованием, социальным статусом, национальностью и т.д. Особенности в миграционном поведении мужчин и женщин Сам. работа 3 20 ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.9. Личностные установки и предпочтения в сознании и поведении потенциальных мигрантов. Ожидания индивидов и социальных групп от смены места жительства. Влияние миграции на изменения социального статуса индивида или группы (изменение рода занятий, социального положения, ролевых функций и т.д.) на новом месте жительства. Сам. работа 3 10 ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.10. Социально-экономические и демографические последствия миграции для отдающих и принимающих сообществ Демографические последствия миграции. Сальдо миграции. Влияние миграции на численность населения Сам. работа 3 2 ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бритвина, И. Б. Миграция и эффективность массовой коммуникации: учебно-методическое пособие Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ионцев, В. А. Международная миграция населения и демографическое развитие: М., 2014 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс Социология миграции portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативные правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.