МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дизайн парикмахерских работ
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильПарикмахерское искусство и дизайн прически
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДизП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Н.В. Францева

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, зав.кафедрой, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Дизайн парикмахерских работ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 N 1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.расширение и усовершенствование профессиональных навыков в области парикмахерских работ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-34: готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы композиции прически и технологический процесс создания;
основы имиджелогии и дизайн-проектирования образов в области парикмахерского искусства;
исторические и современные стили в одежде, прическе и макияже;
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать индивидуальный имидж, с учетом различных стилевых решений;
создавать целостные образные решения на основе реконструирования и авторской интерпретации традиционных образов;
разрабатывать авторские концептуальные дизайн-проекты в области парикмахерского искусства;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологией различных видов парикмахерских работ;
методикой дизайн-проектирования в области парикмахерского искусства;
технологией исполнения авторских дизайн-проектов в области парикмахерского искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы дизайна прически.
1.1. Общее понятие о дизайне. Сущность дизайна прически. Элементы и средства дизайна прически. Формообразование прически. Скульптурирование. Цветовой дизайн. Лекции 4 1 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л3.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.4, Л1.5
1.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 4 22 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л3.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.4, Л1.5
Раздел 2. Дизайн формы.
2.1. Анализ формы. Естественное положение. Проекции формы. Силуэт. Структура. Текстура. Скульптурная текстура. Свойства формы. Объем. Оси. Линии. Направления линий. прямые и изогнутые линии. Вогнутые и выгнутые линии. Глубина изгиба. Обратный изгиб. Пропорции изгиба. Скорость изгиба. Экспрессия линий. Углы. Лекции 4 1 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л3.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.4, Л1.5
2.2. Принципы дизайна. Повторение. Чередование. Прогрессия. Контраст. Дискорт. Баланс. Симметрия. Ассиметрия. Классические схемы геометрических форм причесок. Основные формы. Комбинирование форм. Практические 4 4 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л3.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.4, Л1.5
2.3. Принципы создания сложных форм причесок, особенности геометрии. Прически для креативных фото-, видео- съемок и конкурсов. Создание авангардных и фантазийных форм причесок. Создание объемных полых форм. Создание объемных каркасных конструкций в прическах. Формы объемных и каркасных причесок. Создание сложных форм и скульптур из волос. Создание дизайн-форм и моделирование прически из трессов и постижей. Альтернативное использование волос. Создание бумаги из волос. Практические 4 6 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л3.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.4, Л1.5
2.4. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 4 34 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л3.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.4, Л1.5
Раздел 3. Дизайн цвета.
3.1. Цветовой дизайн. Современные техники окрашивания волос. Тенденции в цветовом дизайне мировых школ. Принципы подбора цветовых сочетаний. Цветовые комбинации и методы окрашивания. Базовые схемы окрашивания: «Глобус», «Треугольник», «Три зоны», «Зигзаг», «Квадрат», «Кольцо», «Краевая». Эффекты воздействия цвета на форму.Объемное окрашивание волос 3d. Цветовые акценты. Контуринг. Выбор цвета с учетом стрижки и индивидуальных особенностей внешности клиента. Практические 4 4 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л3.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.4, Л1.5
3.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 4 32 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л3.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.4, Л1.5
3.3. Зачет по дисциплине Зачет 4 4 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л3.3, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л1.4, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеенко Е. Н. Основы стилистики в парикмахерском искусстве и декоративной косметике: учебное пособие: Учебное пособие Минск: РИПО, // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=463674&sr=1
Л1.2 Автор-составитель: Петровская В.А. Парикмахерское искусство : уроки мастерства: Учебное пособие Москва: Аделант. // ЭБС "Университетская бибиотека online", 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=241911&sr=1
Л1.3 Горчакова, В.Г. Имиджелогия: теория и практика : учебное пособие Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115022
Л1.4 Смирнова, И.В. Парикмахерское искусство: учебное пособие Ростов-на-Дону : Феникс, 2018 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486060
Л1.5 Арешко, О.М. Материаловедение в парикмахерском искусстве и декоративной косметике: учебное пособие Минск : РИПО, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487891
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Усанова, Алла Леонидовна Основы композиции в дизайне: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3557
Л2.2 Горчакова В. Г. Имидж. Искусство и реальность.: Учебное пособие Юнити-Дана,, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115024
Л2.3 Тюменев Ю. Я. , Стельмашенко В. И. , Вилкова С. А. Материалы для процессов сервиса в индустрии моды и красоты: учебное пособие: Учебное пособие Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» // ЭБС "Университетская бибиотека online", 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=452657&sr=1
Л2.4 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 https://e.lanbook.com/book/62975
Л2.5 Имиджелогия: Учебники и учебные пособия для ВУЗов УлГТУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=363227
Л2.6 Сложеникина, Н.С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2014 https://e.lanbook.com/book/63040.
Л2.7 Миронова Е. П. История прически: учебное пособие РИПО , 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487931
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
Л3.2 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3555
Л3.3 А. Л. Усанова История, теория и методология дизайн-проектирования: учеб.- метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4979
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и история дизайна http://design-theory.ru/
Э2 Парикмахерское искусство http://parikmaher.3dn.ru
Э3 Форум о парикмахерском деле http://parikmaher.parikmag.ru/index.php?act=idx
Э4 Виртуальная парикмахерская http://onlyhairs.сот/
Э5 Подбор причесок и аксессуаров по фото on-line http://online-test-ru.com/stilist2/?wmid=1216&subid=9659&pt=3
Э6 Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru
Э7 Электронная библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com
Э8 Электронная библиотечная система учебной и научной литературы http://www.Ibooks.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Женские стрижки и прически http://hair.loveinfo.ru/osnovnye.opredeleniya.html?&sitemap.
5. Домашний парикмахер - стрижки на дому, учебное пособие для начинающего и для профессионального парикмахера http://hairdressers-all.com/stylist/man-hairstyles-2.html.
6. Каталог парикмахера http://www.haircity.ru/.
7. Официальный сайт журнала «Долорес». Прически, косметика, мода. Специализированный журнал для профессионалов-парикмахеров, косметологов, визажистов http://www.iddolores.ru/.
8. Официальный сайт журнала «Стильные прически». Ежемесячный практичный журнал для молодых женщин, следящих за красотой http://prichesky.ru/.
9. http://hair.su/ Официальный сайт журнала «HAIR’S». Проект издательского дома Beauty Press.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
26Д учебная аудитория для практических работ парикмахерского искусства - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; столики с зеркалом для визажа; манекен учебный тренировочный «голова женская»100% натур. (10шт.); мойка парикмахерская «Байкал» с креслом Николь красный; раковина глубокая черная; сушуар Imagine; шипцы Sleek Expert Babyliss; бритва филировочная; весы для краски электронные черные; диффузор; зеркало заднего вида, увеличивающее; парик женский; плойка для волос; чемодан для парикмахера; фен; щипцы (мелкое гофре); девелопер; набор кистей для макияжа; набор расчесок в чехле; набор декоративной косметики
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование).
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.