Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 34 | 34 | 34 | 34 |
Сам. работа | 126 | 126 | 126 | 126 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.
1.1. | Изучение основ теории и практики адаптации личности к проживанию в России в рамках тренинга. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11 |
ОК-3 | владением навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов |
ПК-16 | владением необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знать: основы эффективной адаптации проживания и обучения в России за счет формирования оптимальных межкультурных связейоптимальных |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь: использовать навыки ускоренной и успешной адаптации к проживанию и обучению в России на практике |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть: навыками саморегуляции в процессе успешной адаптации проживания в России |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы тренинга-адаптации к обучению и проживанию в России. | ||||||
1.1. | Проблема адаптации личности и ее психологическая структура | Лекции | 1 | 4 | ОК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Этапы адаптации проживания личности в другой стране | Лекции | 1 | 4 | ОК-3, ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Оптимизация адаптации проживания и обучения в другой стране | Лекции | 1 | 4 | ОК-3 | Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Национальная специфика коммуникаций в России | Лекции | 1 | 4 | ОК-3, ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Методы эффективного вербального и невербального общения в России | Лекции | 1 | 4 | ОК-3, ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Тренинг навыков успешной адаптации к проживанию и обучению в России | Практические | 1 | 34 | ОК-3, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Рефлексия. Отработка полученных на занятиях навыков | Сам. работа | 1 | 34 | ОК-3, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Эффективные невербальные коммуникации с учетом национальных особенностей проживания в России/Пр/ | Сам. работа | 1 | 40 | ОК-3, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Эффективные вербальные коммуникации с учетом национальных особенностей проживания в | Сам. работа | 1 | 30 | ОК-3, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Методы, методики и техники саморегуляции в адаптационном процессе. | Сам. работа | 1 | 22 | ОК-3, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.1. Контрольные вопросы и задания 1. Раскройте теоретические основы процесса адаптации к проживанию личности в другой стране? 2. Назовите основные проблемы адаптации личности иностранца к проживанию и обучению в России? 3. Назовите основные этапы адаптации человека к проживанию в другой стране? 4. Опишите социокультурные особенности проживания в России? 5. Найдите общее и специфическое в проживании человека в России и других странах? 6. В чем суть межличностного общения в России? 7. Выделите основные проблемы коммуникации иностранцев при проживании и обучении в России? 8. Какова суть тренинга в улучшении адаптации личности к проживанию в другой стране? 9. В чем заключается возрастание значимости общения в жизни современного общества? 10. Опишите основные компоненты невербального общения? 11. Выделите основные особенности невербального общения в России ? 12. Найдите общее и специфическое в невербальном общении в России и других странах? 13. Назовите цели и задачи тренинга адаптации личности к обучению и проживанию в России? 14. Что значит общение по принципу « здесь и теперь»? 15. В чем заключается принцип персонификации высказываний в тренинге? 16. В чем заключается принцип акцентирования языка чувств в тренинге? 17. Что значит принцип активности в тренинге? 18. В чем заключается принцип доверительного общения в тренинге. 19. В чем заключается принцип конфиденциальности в тренинге? 20. Назовите основные методы, методики и техники формирования эффективного невербального общения? 21. Назовите основные методы, методики и техники формирования эффективного вербального общения? 22. Что такое ассертивное общение? 23. Назовите основные методы, методики и техники формирования эффективного ассертивного межличностного общения? 24. Назовите основные методы, методики и техники формирования антистрессового общения и образа жизни? 25. Назовите основные методы, методики и техники формирования саморегуляции в общении? 26. Опишите свои личные, уникальные способы саморегуляции и повышения эффективности адаптации к проживанию и обучению в России. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Теория и практика тренинговой работы по адаптации личности в стране Вашего проживания. 2. Обзор основных технологий социально-психологического тренинга. 4. Особенности проведения тренингов с вынужденными мигрантами. 5. Социально-психологические аспекты тренинговой работы с молодежью. 6. Особенности социально - тренинговой деятельности с людьми зрелого возраста. 7. Тренинги обучения навыкам быть счастливым. Плюсы и ограничения. 8. Специализированные тренинги по адаптации к проживанию в другой стране. 9. Анти стресс- тренинг. Его особенности и преимущества. 10. Специфика тренингов саморегуляции. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ильин Е.П. | Психология общения и межличностных отношений : учеб. пособие | СПб.: Питер, 2011 | |
Л1.2 | Богомолова Н.Н. | Социальная психология массовой коммуникации : учеб. пособие | М.: Аспект Пресс, 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Крысько В.Г. | Социальная психология: курс лекций | М.: Эксмо, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | тренинг-адаптация к проживанию и обучению в россии | Л.1.1. Дрожжина Д.С. Адаптация иностранных студентов: дискуссия о методологии.Электронный ресурс. Данные с экрана https://universitas.hse.ru/data/2014/01/10/1341074388/адаптация%20иностранных%20студентов.pdf | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ www.e-library.ru - Научная электронная библиотека http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн» http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион» Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/ Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/ Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |