МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тренинг-адаптация к обучению и проживанию в России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-4-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 126
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 126 126 126 126
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Тренинг-адаптация к обучению и проживанию в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение основ теории и практики адаптации личности к проживанию в России в рамках тренинга.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 владением навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов
ПК-16 владением необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать: основы эффективной адаптации проживания и обучения в России за счет формирования оптимальных межкультурных связейоптимальных
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь: использовать навыки ускоренной и успешной адаптации к проживанию и обучению в России на практике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть: навыками саморегуляции в процессе успешной адаптации проживания в России

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы тренинга-адаптации к обучению и проживанию в России.
1.1. Проблема адаптации личности и ее психологическая структура Лекции 1 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Этапы адаптации проживания личности в другой стране Лекции 1 4 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.3. Оптимизация адаптации проживания и обучения в другой стране Лекции 1 4 ОК-3 Л1.2, Л2.1
1.4. Национальная специфика коммуникаций в России Лекции 1 4 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.5. Методы эффективного вербального и невербального общения в России Лекции 1 4 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.6. Тренинг навыков успешной адаптации к проживанию и обучению в России Практические 1 34 ОК-3, ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Рефлексия. Отработка полученных на занятиях навыков Сам. работа 1 34 ОК-3, ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Эффективные невербальные коммуникации с учетом национальных особенностей проживания в России/Пр/ Сам. работа 1 40 ОК-3, ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Эффективные вербальные коммуникации с учетом национальных особенностей проживания в Сам. работа 1 30 ОК-3, ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Методы, методики и техники саморегуляции в адаптационном процессе. Сам. работа 1 22 ОК-3, ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте теоретические основы процесса адаптации к проживанию личности в другой стране?
2. Назовите основные проблемы адаптации личности иностранца к проживанию и обучению в России?
3. Назовите основные этапы адаптации человека к проживанию в другой стране?
4. Опишите социокультурные особенности проживания в России?
5. Найдите общее и специфическое в проживании человека в России и других странах?
6. В чем суть межличностного общения в России?
7. Выделите основные проблемы коммуникации иностранцев при проживании и обучении в России?
8. Какова суть тренинга в улучшении адаптации личности к проживанию в другой стране?
9. В чем заключается возрастание значимости общения в жизни современного общества?
10. Опишите основные компоненты невербального общения?
11. Выделите основные особенности невербального общения в России ?
12. Найдите общее и специфическое в невербальном общении в России и других странах?
13. Назовите цели и задачи тренинга адаптации личности к обучению и проживанию в России?
14. Что значит общение по принципу « здесь и теперь»?
15. В чем заключается принцип персонификации высказываний в тренинге?
16. В чем заключается принцип акцентирования языка чувств в тренинге?
17. Что значит принцип активности в тренинге?
18. В чем заключается принцип доверительного общения в тренинге.
19. В чем заключается принцип конфиденциальности в тренинге?
20. Назовите основные методы, методики и техники формирования эффективного невербального общения?
21. Назовите основные методы, методики и техники формирования эффективного вербального общения?
22. Что такое ассертивное общение?
23. Назовите основные методы, методики и техники формирования эффективного ассертивного межличностного общения?
24. Назовите основные методы, методики и техники формирования антистрессового общения и образа жизни?
25. Назовите основные методы, методики и техники формирования саморегуляции в общении?
26. Опишите свои личные, уникальные способы саморегуляции и повышения эффективности адаптации к проживанию и обучению в России.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Теория и практика тренинговой работы по адаптации личности в стране Вашего проживания.
2. Обзор основных технологий социально-психологического тренинга.
4. Особенности проведения тренингов с вынужденными мигрантами.
5. Социально-психологические аспекты тренинговой работы с молодежью.
6. Особенности социально - тренинговой деятельности с людьми зрелого возраста.
7. Тренинги обучения навыкам быть счастливым. Плюсы и ограничения.
8. Специализированные тренинги по адаптации к проживанию в другой стране.
9. Анти стресс- тренинг. Его особенности и преимущества.
10. Специфика тренингов саморегуляции.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений : учеб. пособие СПб.: Питер, 2011
Л1.2 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации : учеб. пособие М.: Аспект Пресс, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций М.: Эксмо, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 тренинг-адаптация к проживанию и обучению в россии Л.1.1. Дрожжина Д.С. Адаптация иностранных студентов: дискуссия о методологии.Электронный ресурс. Данные с экрана https://universitas.hse.ru/data/2014/01/10/1341074388/адаптация%20иностранных%20студентов.pdf
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.