МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление социально-экономическими процессами в регионе
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.06.01. Социологические науки
НаправленностьСоциальная структура, социальные институты и процессы
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость1 ЗЕТ
Учебный планz39_06_01_Соц-2-2020
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 15
контроль 9
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 15 15 15 15
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
доктор социологическх наук, профессор, Максимова Светлана Геннадьевна;кандидат социологических наук, доцент, Ноянзина Оксана Евгеньевна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Управление социально-экономическими процессами в регионе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.06.01 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №899)

составлена на основании учебного плана:
39.06.01 Социологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.рассмотреть базовые проблемы теории и практики государственного и муниципального управления социально-экономическими процессами, а также выработать умения и практические навыки формирования и обоснования управленческих решений на разных уровнях хозяйствования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6: способностью использовать механизмы прогнозирования и проектирования инновационного развития социальных систем
УК-1: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-5: способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
УК-6: способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие закономерности функционирования и развития социально-экономических систем и процессов, перечислять основные элементы структуры и свойства социальных, экономических систем и процессов, характеризовать специфику управления социальными и экономическими системами;
методы и механизмы прогнозирования и проектирования инновационного развития социальных систем
иметь устойчивые представление об объекте и предмете управления социально-экономическими процессами, ее месте в системе социологического знания, знать основные зарубежные концепции управления социально-экономическими процессами, перечислять подходы к управлению с позиций классического менеджмента, социологии, системного анализа, кибернетики, политологии, иметь представление об основных категориях управления социально-экономическими процессами, характеризовать объективную природу и сущность социально-экономических процессов;
знать содержание программы социологического исследования актуальных социальных проблем социальных и экономических систем, опознавать принципы формирования выборочной совокупности для исследования актуальных социальных проблем сообществ, назвать основные принципы разработки инструментария социологического исследования;
этические нормы преподавательской, научно-исследовательской и социальной деятельности.
способы и техники планирования и реализации задач профессионального и личностного развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать социально-экономические процессы, определять специфику социальных и экономических процессов как объекта социологического исследования, сравнивать и интерпретировать отечественные и зарубежные концепции управления социально-экономическими процессами, обосновывать применение различных концепций в организации и проведении прикладного исследования социально-экономических процессов, анализировать деятельность различных типов социальных процессов;
генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач
использовать социологические методы в зависимости от целей и задач исследования актуальных социальных проблем, диагностировать и анализировать возникающие проблемы, обосновывать применение того или иного метода сбора эмпирической информации в зависимости от типа исследуемого СЭП;
самостоятельно использовать методы и механизмы прогнозирования и проектирования инновационного развития социальных систем
планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития;
формулировать, транслировать этические нормы в профессиональной и социальной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки стратегии исследования закономерностей функционирования и развития социально-экономических процессов, навыками применения современной исследовательской методологии к изучению социальных процессов как объекта социологического исследования;
навыками планирования и реализации стратегии исследования особенностей развития и изменения социальных процессов, навыками разработки программы и методического инструментария исследования актуальных проблем сообществ, навыками применения социологической диагностики для анализа СЭП;
навыками генерации и продуцированию новые идеи при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
навыками разработки рекомендаций по преодолению социально-экономических проблем;
способностью использовать методы и механизмы прогнозирования и проектирования инновационного развития социальных систем
навыками следовать правовым и этическим нормам в преподавательской, научно-исследовательской, профессиональной деятельности;
навыками планирования и решения задач собственного профессионального и личностного развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи курса "Управление социально-экономическими процессами в регионе"
1.1. Предмет и задачи курса "Управление социально-экономическими процессами в регионе" Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Диалектика собственности, власти и управления
2.1. Диалектика собственности, власти и управления Практические 4 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Диалектика собственности, власти и управления Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Потребности, интересы, ценности и цели в системе управления социально-экономическими процессами
3.1. Потребности, интересы, ценности и цели в системе управления социально-экономическими процессами Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1
3.2. Потребности и интересы в системе управления социально-экономическими процессами Практические 4 1 Л1.1, Л2.1
3.3. Потребности и интересы в системе управления социально-экономическими процессами Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1
3.4. Ценности и цели в системе управления социально-экономическими процессами Практические 4 1 Л1.1, Л2.1
3.5. Ценности и цели в системе управления социально-экономическими процессами Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Объективные законы и принципы управления социально-экономическими процессами
4.1. Объективные законы и принципы управления социально-экономическими процессами Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Объективные законы управления социально-экономическими процессами Практические 4 1 Л1.1, Л2.1
4.3. Объективные законы управления социально-экономическими процессами Сам. работа 4 1 Л1.1, Л2.1
4.4. Принципы управления социально-экономическими процессами Практические 4 1 Л1.1, Л2.1
4.5. Принципы управления социально-экономическими процессами Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Формы управления социально-экономическими процессами
5.1. Государственная форма управления социально-экономическими процессами. Практические 4 1 Л1.1, Л2.1
5.2. Государственная форма управления социально-экономическими процессами. Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1
5.3. Формы общественного самоуправления. Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Эволюция научных школ управления социально-экономическими процессами
6.1. Эволюция научных школ управления социально-экономическими процессами Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
6.2. Эволюция научных школ управления социально-экономическими процессами Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лукашин Ю.П Прогнозирование социально-экономических процессов : учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, , 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472743
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Восканов М. Э. Теоретические аспекты управления социально-экономическими системами в условиях меняющейся институциональной среды: Научные монографии Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=443429
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
Э2 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
Э8 http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики
Э9 курс Управление социально-экономическими процессами в регионе https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4965
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий: Microsoft office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая аспиранту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Аспирантам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы,

УП: 39_06_01_Соц-2018.plx стр. 7
графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию аспиранты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Аспирантам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа аспиранта является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины аспирантам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Аспирантам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.