Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.06.01. Социологические науки |
Направленность | Социальная структура, социальные институты и процессы |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 1 ЗЕТ |
Учебный план | z39_06_01_Соц-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 15 | 15 | 15 | 15 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 36 | 36 | 36 | 36 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | рассмотреть базовые проблемы теории и практики государственного и муниципального управления социально-экономическими процессами, а также выработать умения и практические навыки формирования и обоснования управленческих решений на разных уровнях хозяйствования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: ФТД.В |
УК-1 | способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях |
УК-5 | способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности |
УК-6 | способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития |
ОПК-6 | способностью использовать механизмы прогнозирования и проектирования инновационного развития социальных систем |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | общие закономерности функционирования и развития социально-экономических систем и процессов, перечислять основные элементы структуры и свойства социальных, экономических систем и процессов, характеризовать специфику управления социальными и экономическими системами; методы и механизмы прогнозирования и проектирования инновационного развития социальных систем иметь устойчивые представление об объекте и предмете управления социально-экономическими процессами, ее месте в системе социологического знания, знать основные зарубежные концепции управления социально-экономическими процессами, перечислять подходы к управлению с позиций классического менеджмента, социологии, системного анализа, кибернетики, политологии, иметь представление об основных категориях управления социально-экономическими процессами, характеризовать объективную природу и сущность социально-экономических процессов; знать содержание программы социологического исследования актуальных социальных проблем социальных и экономических систем, опознавать принципы формирования выборочной совокупности для исследования актуальных социальных проблем сообществ, назвать основные принципы разработки инструментария социологического исследования; этические нормы преподавательской, научно-исследовательской и социальной деятельности. способы и техники планирования и реализации задач профессионального и личностного развития. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать социально-экономические процессы, определять специфику социальных и экономических процессов как объекта социологического исследования, сравнивать и интерпретировать отечественные и зарубежные концепции управления социально-экономическими процессами, обосновывать применение различных концепций в организации и проведении прикладного исследования социально-экономических процессов, анализировать деятельность различных типов социальных процессов; генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач использовать социологические методы в зависимости от целей и задач исследования актуальных социальных проблем, диагностировать и анализировать возникающие проблемы, обосновывать применение того или иного метода сбора эмпирической информации в зависимости от типа исследуемого СЭП; самостоятельно использовать методы и механизмы прогнозирования и проектирования инновационного развития социальных систем планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития; формулировать, транслировать этические нормы в профессиональной и социальной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками разработки стратегии исследования закономерностей функционирования и развития социально-экономических процессов, навыками применения современной исследовательской методологии к изучению социальных процессов как объекта социологического исследования; навыками планирования и реализации стратегии исследования особенностей развития и изменения социальных процессов, навыками разработки программы и методического инструментария исследования актуальных проблем сообществ, навыками применения социологической диагностики для анализа СЭП; навыками генерации и продуцированию новые идеи при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; навыками разработки рекомендаций по преодолению социально-экономических проблем; способностью использовать методы и механизмы прогнозирования и проектирования инновационного развития социальных систем навыками следовать правовым и этическим нормам в преподавательской, научно-исследовательской, профессиональной деятельности; навыками планирования и решения задач собственного профессионального и личностного развития. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и задачи курса "Управление социально-экономическими процессами в регионе" | ||||||
1.1. | Предмет и задачи курса "Управление социально-экономическими процессами в регионе" | Лекции | 4 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Диалектика собственности, власти и управления | ||||||
2.1. | Диалектика собственности, власти и управления | Практические | 4 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Диалектика собственности, власти и управления | Сам. работа | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Потребности, интересы, ценности и цели в системе управления социально-экономическими процессами | ||||||
3.1. | Потребности, интересы, ценности и цели в системе управления социально-экономическими процессами | Лекции | 4 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Потребности и интересы в системе управления социально-экономическими процессами | Практические | 4 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
3.3. | Потребности и интересы в системе управления социально-экономическими процессами | Сам. работа | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.4. | Ценности и цели в системе управления социально-экономическими процессами | Практические | 4 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
3.5. | Ценности и цели в системе управления социально-экономическими процессами | Сам. работа | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. Объективные законы и принципы управления социально-экономическими процессами | ||||||
4.1. | Объективные законы и принципы управления социально-экономическими процессами | Лекции | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | Объективные законы управления социально-экономическими процессами | Практические | 4 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
4.3. | Объективные законы управления социально-экономическими процессами | Сам. работа | 4 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
4.4. | Принципы управления социально-экономическими процессами | Практические | 4 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
4.5. | Принципы управления социально-экономическими процессами | Сам. работа | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 5. Формы управления социально-экономическими процессами | ||||||
5.1. | Государственная форма управления социально-экономическими процессами. | Практические | 4 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
5.2. | Государственная форма управления социально-экономическими процессами. | Сам. работа | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
5.3. | Формы общественного самоуправления. | Сам. работа | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 6. Эволюция научных школ управления социально-экономическими процессами | ||||||
6.1. | Эволюция научных школ управления социально-экономическими процессами | Лекции | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
6.2. | Эволюция научных школ управления социально-экономическими процессами | Сам. работа | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС прилагается |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС прилагается |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лукашин Ю.П | Прогнозирование социально-экономических процессов : учебное пособие | Москва ; Берлин : Директ-Медиа, , 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Восканов М. Э. | Теоретические аспекты управления социально-экономическими системами в условиях меняющейся институциональной среды: Научные монографии | Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | курс Управление социально-экономическими процессами в регионе | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики | |||
Э3 | http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных | |||
Э4 | http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН | |||
Э5 | http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер | |||
Э6 | http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ | |||
Э7 | http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет | |||
Э8 | http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека | |||
Э9 | http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий: Microsoft office. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
511Д | лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц. |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая аспиранту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Аспирантам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, УП: 39_06_01_Соц-2018.plx стр. 7 графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию аспиранты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Аспирантам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа аспиранта является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины аспирантам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Аспирантам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |