МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление социально-экономическими процессами в регионе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.06.01. Социологические науки
НаправленностьСоциальная структура, социальные институты и процессы
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость1 ЗЕТ
Учебный планz39_06_01_Соц-4-2020
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 15
контроль 9
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 15 15 15 15
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
доктор социологическх наук, профессор, Максимова Светлана Геннадьевна;кандидат социологических наук, доцент, Ноянзина Оксана Евгеньевна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Управление социально-экономическими процессами в регионе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.06.01 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №899)

составлена на основании учебного плана:
39.06.01 Социологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.рассмотреть базовые проблемы теории и практики государственного и муниципального управления социально-экономическими процессами, а также выработать умения и практические навыки формирования и обоснования управленческих решений на разных уровнях хозяйствования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-5 способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
УК-6 способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
ОПК-6 способностью использовать механизмы прогнозирования и проектирования инновационного развития социальных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие закономерности функционирования и развития социально-экономических систем и процессов, перечислять основные элементы структуры и свойства социальных, экономических систем и процессов, характеризовать специфику управления социальными и экономическими системами;
методы и механизмы прогнозирования и проектирования инновационного развития социальных систем
иметь устойчивые представление об объекте и предмете управления социально-экономическими процессами, ее месте в системе социологического знания, знать основные зарубежные концепции управления социально-экономическими процессами, перечислять подходы к управлению с позиций классического менеджмента, социологии, системного анализа, кибернетики, политологии, иметь представление об основных категориях управления социально-экономическими процессами, характеризовать объективную природу и сущность социально-экономических процессов;
знать содержание программы социологического исследования актуальных социальных проблем социальных и экономических систем, опознавать принципы формирования выборочной совокупности для исследования актуальных социальных проблем сообществ, назвать основные принципы разработки инструментария социологического исследования;
этические нормы преподавательской, научно-исследовательской и социальной деятельности.
способы и техники планирования и реализации задач профессионального и личностного развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать социально-экономические процессы, определять специфику социальных и экономических процессов как объекта социологического исследования, сравнивать и интерпретировать отечественные и зарубежные концепции управления социально-экономическими процессами, обосновывать применение различных концепций в организации и проведении прикладного исследования социально-экономических процессов, анализировать деятельность различных типов социальных процессов;
генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач
использовать социологические методы в зависимости от целей и задач исследования актуальных социальных проблем, диагностировать и анализировать возникающие проблемы, обосновывать применение того или иного метода сбора эмпирической информации в зависимости от типа исследуемого СЭП;
самостоятельно использовать методы и механизмы прогнозирования и проектирования инновационного развития социальных систем
планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития;
формулировать, транслировать этические нормы в профессиональной и социальной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки стратегии исследования закономерностей функционирования и развития социально-экономических процессов, навыками применения современной исследовательской методологии к изучению социальных процессов как объекта социологического исследования;
навыками планирования и реализации стратегии исследования особенностей развития и изменения социальных процессов, навыками разработки программы и методического инструментария исследования актуальных проблем сообществ, навыками применения социологической диагностики для анализа СЭП;
навыками генерации и продуцированию новые идеи при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
навыками разработки рекомендаций по преодолению социально-экономических проблем;
способностью использовать методы и механизмы прогнозирования и проектирования инновационного развития социальных систем
навыками следовать правовым и этическим нормам в преподавательской, научно-исследовательской, профессиональной деятельности;
навыками планирования и решения задач собственного профессионального и личностного развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи курса "Управление социально-экономическими процессами в регионе"
1.1. Предмет и задачи курса "Управление социально-экономическими процессами в регионе" Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Диалектика собственности, власти и управления
2.1. Диалектика собственности, власти и управления Практические 4 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Диалектика собственности, власти и управления Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Потребности, интересы, ценности и цели в системе управления социально-экономическими процессами
3.1. Потребности, интересы, ценности и цели в системе управления социально-экономическими процессами Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1
3.2. Потребности и интересы в системе управления социально-экономическими процессами Практические 4 1 Л1.1, Л2.1
3.3. Потребности и интересы в системе управления социально-экономическими процессами Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1
3.4. Ценности и цели в системе управления социально-экономическими процессами Практические 4 1 Л1.1, Л2.1
3.5. Ценности и цели в системе управления социально-экономическими процессами Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Объективные законы и принципы управления социально-экономическими процессами
4.1. Объективные законы и принципы управления социально-экономическими процессами Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Объективные законы управления социально-экономическими процессами Практические 4 1 Л1.1, Л2.1
4.3. Объективные законы управления социально-экономическими процессами Сам. работа 4 1 Л1.1, Л2.1
4.4. Принципы управления социально-экономическими процессами Практические 4 1 Л1.1, Л2.1
4.5. Принципы управления социально-экономическими процессами Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Формы управления социально-экономическими процессами
5.1. Государственная форма управления социально-экономическими процессами. Практические 4 1 Л1.1, Л2.1
5.2. Государственная форма управления социально-экономическими процессами. Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1
5.3. Формы общественного самоуправления. Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Эволюция научных школ управления социально-экономическими процессами
6.1. Эволюция научных школ управления социально-экономическими процессами Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
6.2. Эволюция научных школ управления социально-экономическими процессами Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лукашин Ю.П Прогнозирование социально-экономических процессов : учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, , 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Восканов М. Э. Теоретические аспекты управления социально-экономическими системами в условиях меняющейся институциональной среды: Научные монографии Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс Управление социально-экономическими процессами в регионе portal.edu.asu.ru
Э2 http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики
Э3 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
Э4 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э7 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э8 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э9 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий: Microsoft office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая аспиранту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Аспирантам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы,

УП: 39_06_01_Соц-2018.plx стр. 7
графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию аспиранты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Аспирантам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа аспиранта является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины аспирантам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Аспирантам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.