МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и актуальные проблемы социального познания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-2-2020
Часов по учебному плану 92
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 33
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 33 33 33 33
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 92 92 92 92

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология и актуальные проблемы социального познания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Выяснить структуру социологического знания;
2. Описать методологию социологического знания;
3. Научить формировать методологию исследования для выполнения ВКР.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3.1 Анализирует проблемы развития социальных явлений и процессов с использованием статистических процедур для обработки социологических данных;
ОПК-3.2 Содержательно интерпретирует данные и формулирует выводы и теоретические подходы для анализа и прогнозирования социальных явлений и процессов;
ОПК-3.3 Выявляет социально значимые проблемы и предлагает пути их решения на основе социологической теории и социологических методов исследования;
ОПК-3.4 Научно обосновывает постановку фундаментальных и прикладных социологических исследований для решения социально значимых проблем;
ОПК-3.5 Предлагает описательные, объяснительные и прогнозные модели социальных явлений и процессов на основе социологических теорий;
ОПК-3.6 Разрабатывает предложения по совершенствованию социологических концепций описания и объяснения социальных явлений и процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные (теоретические и прикладные) методы социологических исследований
специфику обобщения направлений современной социологической теории, методологии и методам социальных наук
3.2.Уметь:
3.2.1.составить программу конкретного социологического исследования
использовать анализ и синтез в профессиональной информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки использования новейшего отечественного и зарубежного опыта с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
по разработке аналитики в профессиональной сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Предметно-методологическая специфика социального знания. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Предметно-методологическая специфика социального знания. Практические 4 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Предметно-методологическая специфика социального знания. Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Полипарадигмальность и монизм современного социального знания. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения Практические 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Полипарадигмальность и монизм современного социального знания. Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Основные тенденции развития современного социального знания. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Основные тенденции развития современного социального знания. Практические 4 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Основные тенденции развития современного социального знания. Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Глобальное, национальное и региональное в современных социальных науках. Практические 4 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Глобальное, национальное и региональное в современных социальных науках. Сам. работа 4 3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Проблема отношения к современности в концепциях социального знания XX-XXI вв. Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Проявления кризиса и перспективы развития современной социологии. Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Этические проблемы современного социального познания. Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.15. Экзамен 4 27 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Понятие метода и методологии. Классификация методов в современной науке.
2. Особенности субъект-объектных отношений в социальном познании.
3. Предметно-методологические особенности социального познания.
4. Эмпирические и теоретические методы научного познания, их специфика в науках о человеке и обществе.
5. Отрасли современной науки, связь между ними.
6. Уровни и формы организации научного знания. Этапы научного поиска.
7. Роль описания, объяснения и предсказания в социальном познании.
8. Основные аспекты интерпретации и понимания в методологии социологической науки.
9. Проблема понимания, значения и смысла как центральная методологическая проблема гуманитарного познания. Трактовки социального смысла в социологии.
10. Соотношение социологического реализма и номинализма как проблема методологии.
11.Теория и концепция как формы организации научного знания.
12.Типы научности: их социокультурная детерминация, связь с научными картинами мира.
13. Формирование принципов классического естествознания в Новое время.
14. Трактовка закона в классической науке. Жесткий детерминизм.
15.Классический тип научности в социологии: общая характеристика, связь с позитивизмом.
16. «Варианты» реализации классического типа научности в социологии: физикализм, биологизаторство, социологизм.
17. Принципы позитивной науки по О. Конту.
18.Законы социальной эволюции в концепции Г. Спенсера.
19. Социологизм Э. Дюркгейма, его роль в развитии классической социологии.
20. Соотношение классических и неклассических элементов в социологии марксизма.
21.Социокультурные и естественнонаучные предпосылки возникновения неклассической социологии на рубеже ХIХ-ХХ веков.
22. Особенности неклассического типа научности. Релятивизм.
23. Понимающая социология М. Вебера как концепция неклассической науки.
24. Метод «отнесения к ценности» и принцип отказа от оценочных суждений как методологическая проблема неклассической социологии.
25. Неклассический характер «социологии жизни» Г. Зиммеля. Антиредукционизм.
26. «Человекоцентризм» как принцип неклассической социологии.
27. Виталистская социология, ее теоретико-методологические возможности.
28. Возникновение постнеклассического типа научности в 50-е - 60-е годы XX века.
29 Специфика постнеклассической трактовки бытия и форм его освоения человеком.
30. Связь и взаимные переходы неклассической и постнеклассической методологии в социологической науке.
31. Полипарадигмальность и монизм современного социального знания: состояние и перспективы развития.
32. Возможности метапарадигмального диалога и синтеза в современной социологии.
33. Тенденции развития социального познания в XX - начале XXI веков.
34. Влияние общеметодологических установок на организацию и проведение конкретных социологических исследований.
Типовые практические задания:
1. Приведите примеры форм достоверного, объективного знания, получаемых на эмпирическом уровне научного познания?
2. Заполните таблицу, используя по 2 примера в каждый столбец:
Отрасль гуманитарной науки Отрасль социальной науки Отрасль социогуманитарной науки

3. В каждом социальном институте (в том числе в науке) Р. Мертон выделял «жесткое ядро» и изменчивую сферу мотивации. Приведите пример современного социального института и покажите, что в нем является «жестким ядром», а что изменчивой сферой мотивации.
4. Составьте план предполагаемого социологического исследования на тему: «Управленческие практики как ресурс и барьер развития городских проектов».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко С. А. СОЦИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.2. НОВЫЕ И НОВЕЙШИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/396720
Л1.2 Кравченко С. А. СОЦИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.1. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. В. Осипов, Ф. Э. Шереги Социология науки и образования. Интеграция университетской науки и производства : учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018. www.biblio-online.ru/book/A186F61D-D328-4BE7-A88C-AF48480F5284
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 e.lanbook.com
Э2 e.lanbook.com
Э3 e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточняа аттестация
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.