МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СП-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 184
контроль 12
Виды контроля по курсам
зачеты: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 12 12 8 8 20 20
Сам. работа 128 128 56 56 184 184
Часы на контроль 4 4 8 8 12 12
Итого 144 144 72 72 216 216

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3: готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-4: способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику использования методов проведения социологических исследований правовой жизни человека и общества
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать предложения по совершенствовванию методов проведения социологических исследований и подготовке на основе этих исследований документации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками обобщения материала, полученного в ходе теоретического и эмпирического исследования в области социологии
права, для принятия решений по совершенствованию правовой сферы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Обязательные атрибуты и аппарат научного исследования: общая характеристика. Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
1.2. Обязательные атрибуты и аппарат научного исследования: общая характеристика. Сам. работа 1 28 Л2.1, Л1.1
1.3. Новые методы исследования в социологии. Изменение научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
1.4. Постановка научной проблемы и выбор темы научного исследования. Сам. работа 1 36 Л2.1, Л1.1
1.5. Структурирование квалификационной научной работы. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Структурирование квалификационной научной работы. Сам. работа 1 28 Л2.1, Л1.1
1.7. Актуальность темы квалификационной научной работы. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Актуальность темы квалификационной научной работы. Сам. работа 1 36 Л2.1, Л1.1
1.9. Организация работы с научной литературой. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
1.10. Организация работы с научной литературой. Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1
1.11. Степень изученности научной проблемы. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.12. Степень изученности научной проблемы. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1
1.13. Методология в научном исследовании. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1
1.14. Построение гипотез научного исследования. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.15. Построение гипотез научного исследования. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1
1.16. Структурирование первой главы квалификационной научной работы. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1
1.17. Работа над содержанием первой главы квалификационной научной работы. Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
1.18. Работа над содержанием первой главы квалификационной научной работы. Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.1
1.19. Организация и проведение апробации основных теоретических положений квалификационной научной работы. Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
1.20. Организация и проведение апробации основных теоретических положений квалификационной научной работы. Сам. работа 2 3 Л2.1, Л1.1
1.21. Определение заданий для научно-исследовательской практики. Сам. работа 2 5 Л2.1, Л1.1
1.22. Концепции современной социологии города. Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
1.23. Концепции современной социологии права. Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.1
1.24. Основные направления научно-исследовательского поиска в современной социологии права. Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.1
1.25. Актуальные проблемы социологии права. Практические 2 1 Л2.1, Л1.1
1.26. Актуальные проблемы социологии права. Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
1.27. Социология права и развитие социологической науки. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1
1.28. Зачет 1 4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы:
1. Процедуры научного исследования. Процесс научного творчества. Индивидуализация научного исследования.
2. Определение обязательных атрибутов научного исследования. Факультативные атрибуты научного исследования.
3. Этапы научного исследования.
4. Специфика исследования в социологии, в социологии права.
5. Понятие научной проблемы. Проблема и псевдопроблема. Проблема и проблематика. Проблематизация социальной реальности.
6. Описание научной проблемы. Предполагаемые пути и возможности решения научной проблемы.
7. Классификация научных проблем. Научная проблема и концепция.
8. Понятие квалификационной научной работы. Виды квалификационных научных работ. Магистерская диссертация: специфика квалификационной научной работы.
9. Понятие структуры квалификационной научной работы. Структура магистерской диссертации.
10. Элементы структуры магистерской диссертации.
11. Понятие актуальности темы научной работы. Факторы, влияющие на актуальность исследования.
12. Актуальность и противоречия в решении научной проблемы. Актуальность и научный факт.
13. Признаки актуальности квалификационной научной работы.
14. Задачи изучения научной литературы. Использование справочной литературы. Словарно-энциклопедическая литература.
15. Реферирование научной литературы: цитирование, составление плана, формулирование тезисов.
16. Конспект научного источника: простой, сложный, сводный конспекты. План сводного конспекта.
17. Библиографическое описание научного источника.
18. Тематический подбор литературы: систематический, предметный, алфавитный каталоги.
19. Сопоставление научных теорий и концепций.
20. Способы изучения научной проблемы.
21. Обобщение данных о степени изученности научной проблемы.
22. Заключение о состоянии изученности научной проблемы.
23. Понятие методологии в научном исследовании.
24. Процедурные характеристики исследовательской методологии.
25. Методологическая часть исследования: определение исследовательских подходов, описание методов сбора и методов анализа данных. Программа научного исследования, общие требования, выбор темы и проблемы.
26. Уровни и структура методологии научного исследования. Предмет и объект социального исследования.
27. Основные отечественные работы по методологии и методам социологического исследования.
28. Цель, задачи, выдвижение рабочей гипотезы социологического исследования.
29. Понятие гипотезы научного исследования, виды гипотез. Отличие гипотезы от аксиом и постулатов.
30. Доказывание гипотезы научного исследования. Статистическая гипотеза.
31. Способы теоретического обоснования гипотезы. Проверяемость гипотезы.
32. Гипотеза и динамика развития теории.
33. Роль первой главы квалификационной научной работы.
34. Структура первой главы, формулировка заглавий. Логика первой главы.
35. Теоретико-методологические основания в первой главе.
36. Основные подходы в изучении феномена или проблемы.
37. Формулировки основных положений первой главы.
38. Логика научного исследования в первой главе.
39. Анализ противоречий в содержании первой главы.
40. Оформление источников в первой главе.
41. Понятие апробации основных положений квалификационной научной работы.
42. Способы апробации. Роль научных мероприятий в развитии знания.
43. Виды и формы научных мероприятий. Формы участия в научных мероприятиях.
44. Подготовка сообщений и докладов. Обсуждение сообщений и докладов.
45. Роль научно-исследовательской практики в подготовке магистра. Цели и задачи научно-исследовательской практики.
46. Этапы проведения научно-исследовательской практики. Роль руководителя практики.
47. Описание хода научно-исследовательской практики.
48. Анализ и обобщение итогов научно-исследовательской практики.
Типовые практические задания:
1. Сформулируйте объект и предмет предполагаемого исследования на тему «Роль общественных организаций в защите прав потребителей».
2. Определите, какой научный методологический подход будет наиболее адекватным при исследовании проблематики социальных прав человека и гражданина? Ответ аргументируйте.
3. Предложите вариант темы возможного социологического научного исследования, если перед исследователем поставлена цель провести анализ взаимодействия правоохранительных органов и органов власти в борьбе с коррупцией.
4. Предложите сему описания состояния разработанности проблемы в научной работе.
5. В журнале «Социологические исследования» выходит традиционная рубрика «Социология права. Девиантное поведение». Приведите аргументы для объяснения того, почему в этом названии рубрики девиантное поведение выделяется специально?
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС-2018 НИС.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012, 2012 https://e.lanbook.com/book/84564
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573356
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы
Э2 1. www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ);
Э3 2. www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э4 3. www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э5 4. www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал);
Э6 5. www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э7 6. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э8 7. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э9 8. www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России»)
Э10 9. www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»);
Э11 10. www.garant.ru (СПС «Гарант»).
Э12 2. Электронные библиотечные системы:
Э13 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э14 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э15 Курс в Moodle "Научно-исследовательский семинар" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1642
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Промежуточная аттестация
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.