МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политические трансформации и инноватика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильПолитическое управление и PR. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_ПУ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос. н., доцент, Заусаева Наталья Александровна;Ст. преподаватель, Казанцев Дмитрий Анатольевич

Рецензент(ы):
к.пол. н., доцент, Асеева Татьяна Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Политические трансформации и инноватика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.04 Политология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Политическаие трансформации и инноватика» являются формирование у магистрантов целостного представления о политических трансформациях, их обусловленности, содержании, многообразии,осмыслении их в политических теориях, особенностях инновационных процессов в политической сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-3: Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание, природу социальных трансформаций, особенности политических трансформаций, их глобальную и региональную специфику, в том числе российскую; понятие, виды, особенности и основные характеристики политических инноваций; обусловленность трансформаций и инновационной деятельности эпохой модерна, связь трансформаций политических режимов, политических институтов с экономическими, культурными условиями.
3.2.Уметь:
3.2.1.предвидеть нестандартные ситуации в политических трансформациях, последствия принимаемых решений, формы ответственности за результаты принимаемых решений; выдвигать самостоятельные идеи и гипотезы о результатах политических трансформаций; выявлять обусловленность политических трансформаций социальными, экономическими и культурными предпосылками; обнаруживать связь между трансформационными процессами политического характера и тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.действовать в условиях политических трансформаций в нестандартных ситуациях, использовать инновационные методы оценки данных ситуаций; нести социальную и этическую ответственность за принимаемые решения; выдвигать инновационные идеи в решении политических проблем, формулировать гипотезы относительно их решения; определять цели профессиональной деятельности, учитывая трансформационный потенциал современного обществ, выбирать инновационные способы их достижения; выявлять экономические, социальные и культурные предпосылки политических трансформаций и их связь с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом; толерантного отношения к членам коллектива в своей профессиональной деятельности, способностью учитывать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, их динамику в условиях глобализации; руководить коллективом и использовать в своем руководстве знания о закономерностях политических трансформаций и инновационные способы организации коллективной деятельности в профессиональной сфере.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. От трансформаций к политическим трансформайиям
1.1. Актуализация проблемы социальных трансформаций в эпоху модерна Лекции 1 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
1.2. Актуализация проблемы социальных трансформаций в эпоху модерна Сам. работа 1 6 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
1.3. Понятие трансформации в социальных науках. Лекции 1 2 УК-5, ОПК-3 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.5
1.4. Понятие трансформации в социальных науках Сам. работа 1 4 УК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.5
1.5. Эволюция представлений о политических трансформациях. Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.5
1.6. Эволюция представлений о политических трансформациях в Новое время Сам. работа 1 4 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
1.7. Современные представления о политических трансформациях Сам. работа 1 6 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
Раздел 2. Теоретическое осмысление политических трансформаций
2.1. Демократизация и проблемы консолидации демократиив работе С. Хантингтона «Третья волна. Демократизация в конце XX века». Практические 1 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.4
2.2. С. Хантьингтон о проблемах консолидации и демократии Сам. работа 1 4 УК-5, ОПК-3
2.3. Теория «бесшумной революции» Р. Инглхарта в работе «Постмодерн. Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества». Практические 1 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.4. Теория "бесшумной революции"Р.Инглхарта Сам. работа 1 4 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.5. Институты и проблема их трансформаций в работе и Д. Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» Практические 1 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4
2.6. Д.Норт об институтах и проблеме их трансформации Сам. работа 1 4 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.4
2.7. Институты и проблема их трансформаций в работах Д. Асемоглу и Д. Робинсона «Экономические истоки диктатуры и демократии" Практические 1 2 УК-5, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.8. Д.Асемоглу и Д.Робинсон о проблеме трансформации институтов Сам. работа 1 4 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Политические трансформации на практике
3.1. Трансформации в современном политическом управлении Практические 1 2 УК-5, ОПК-3 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.2. Глобальные политические трансформации Практические 1 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4
3.3. Трансформации в современном политическом управлении Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.4. Политические трансформации в современной Европе Практические 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.5. Глобальные политические трансформации Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.6. Политические трансформации в современной Азии Практические 1 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.7. Политические трансформации в современной Африке и Латинской Америке Практические 1 2 УК-5, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.8. Политические трансформации в регионах мира Сам. работа 1 8 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.9. Особенности политических трансформаций в современной России Практические 1 2 УК-5, ОПК-3 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.5
3.10. Особенности политических трансформаций в современной России Сам. работа 1 6 УК-5, ОПК-3 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.5
Раздел 4. Политические инновации
4.1. Понятие, виды, особенности и основные характеристики политических инноваций Практические 1 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
4.2. Основные характеристики политических инноваций Сам. работа 1 6 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
4.3. Природа политических инноваций Практические 1 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
4.4. Природа политическиз инноваций Сам. работа 1 4 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
4.5. Особенности инновационного проектирования в политическом управлении Практические 1 2 УК-5, ОПК-3 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4
4.6. Особенности инновационного проектирования в политическом управлении Сам. работа 1 4 УК-5, ОПК-3 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы и задания к зачету.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС ПТиИ ++20.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алексеева, Т.А. Современная политическая мысль (XX-XXI вв.). Политическая теория и международные отношения: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2015
Л1.2 Соловьев, А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии : учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
Л1.3 Зеленская, Т.В. История стран Западной Европы и Америки в новейшее время: учебное пособие М.: Берлин : Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274113
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. М.В. Каргаловой Социальная Европа в ХХI веке : М. : Весь Мир, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229902
Л2.2 Алмонд, Г. Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах : М. : Мысль, 2014
Л2.3 под ред. Л. В. Сморгунова, А. В. Волковой Публичные ценности и государственное управление : М. : Аспект Пресс, 2014
Л2.4 Паниотова, Т.С. Культурная история Запада в контексте модернизации: (XIX - начало XXI в.): монография М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256731
Л2.5 Смолин, О.Н. Политический процесс в современной России : учеб. пособие М.: Проспект,, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационный сайт политических комментариев http://www.politcom.ru/
Э2 Электронная библиотека eLIBRARY.RU https://elibrary.ru/
Э3 Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" http://www.politnauka.org/
Э4 Университетская библиотека on-line http://www.biblioclub.ru
Э5 Публичная интернет-библиотека http//: www.public.ru
Э6 Фонд политических исследований http://www.indem.ru/
Э7 ЭБС Юрайт https://biblio-online.ru/
Э8 Российская национальная библиотека nlr.ru/
Э9 Политические трансформации и инноватика https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6543
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу "Политические трансформации и инноватика" проходят в форме лекций и семинарских занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о подходах к пониманию социальных трансформаций вообще и специфике политических трансформаций, их обусловленности наступившей эпохой модерна в развитии общества, содержании трансформационных процессов, осмыслении их отдельными политическими мыслителями ХХ века.
Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Семинарские занятия по курсу «Политические трансформации и инноватика» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется для рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составить планы ответов на вопросы семинарского занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу семинарского занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на семинарское занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинарах проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса "Политические трансформации и инноватика", формирования навыков инновационного мышления и исследовательской работы, умения применять теоретические знания на практике, в том числе в управленческой деятельности, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Она предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам семинарских занятий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к преподавателю, обеспечивающему лекционный курс или ведущему семинарские занятия в часы их консультаций.