Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 50 | 50 | 50 | 50 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Профессор, д.п.н.Шашкова Я.Ю.
1.1. | целью дисциплины «Профессиональная модель политолога» является формирование у студентов целостного представления о возможных сферах деятельности выпускника по специальности "политология", предварительное знакомство с политикой, ее интерпретациями, политической наукой и ее современными достижениями, спецификой формирования политологического образования в России. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-5 | способностью к высокой мотивации по выполнению профессиональной деятельности, стремлением к повышению своей квалификации |
ПК-3 | владением методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок, составления библиографических обзоров, рефератов, разделов научно-аналитических отчетов по результатам научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | цели деятельности политолога в различных профессиональных сферах; способы и особенности самообразования и повышения квалификации в различных сферах профессиональной деятельности политолога; методики политологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок, составления библиографических обзоров, рефератов, разделов научно-аналитических отчетов по результатам научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы в области профессиональной деятельности политолога. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | вычленять основные мотивационные цели в различных сферах профессиональной деятельности политолога, выбирать наиболее эффективные способы самообразования и институциональные формы повышения квалификации в многообразных сферах профессиональной деятельности политолога, выявлять особенности самообразования и повышения квалификации в различных сферах возможной профессиональной деятельности политолога; выбирать наиболее эффективные методики политологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок, составления библиографических обзоров, рефератов, разделов научно-аналитических отчетов по результатам научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы в различных сферах профессиональной деятельности политолога. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | высокой мотивации по выполнению профессиональной деятельности политолога; самообразования и повышения квалификации в различных сферах профессиональной деятельности политолога, в том числе, при переходе от одной профессиональной сферы к другой; применения методик политологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок, составления библиографических обзоров, рефератов, разделов научно-аналитических отчетов в качестве результатов научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы в различных сферах профессиональной деятельности политолога. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Эволюция представлений о политике | ||||||
1.1. | Основные этапы формирования представлений о политике. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-3 | Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3 |
1.2. | Современные подходы к пониманию политики | Практические | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-3 | Л2.3, Л1.4, Л1.2 |
1.3. | Основные этапы формирования представлений о политике | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л2.3, Л1.4, Л1.3 |
1.4. | Современные подходы к апониманию политики | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-5, ПК-3 | Л2.3, Л1.4, Л1.2 |
Раздел 2. Эволюция представлений о предмете политической науки | ||||||
2.1. | Предмет политической науки в истории политической мысли и современности. | Лекции | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Ч. Мерриам о будущем науки о политике в работе «Новые аспекты политики» | Практические | 2 | 2 | ОПК-5 | Л2.3, Л1.1, Л1.4 |
2.3. | Основные американские политологические школы. | Практические | 2 | 2 | ОПК-5 | Л2.3, Л1.4, Л1.2 |
2.4. | Основные идеи работы Ч. Мерриама "Новые аспекты политики" | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-5, ПК-3 | Л2.3, Л1.4, Л1.2 |
2.5. | Основные политологические школы в европейских странах. | Практические | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-3 | Л1.4, Л1.2, Л2.2 |
2.6. | Основные политологические школы в европейскимх странах | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-3 | Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2 |
2.7. | Основные американские политологические школы | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-5, ПК-3 | Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Профессиональные политики | ||||||
3.1. | Профессиональные политики в зеркале политической мысли ХХ века. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-3 | Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
3.2. | Политические мыслители Хх века о профессиональных политиках. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-5, ПК-3 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
3.3. | Типы и свойства профессиональных политиков. | Практические | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
3.4. | Типы и свойства профессиональных политиков | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 4. Место политолога в системе профессиональной подготовки в области политической науки. | ||||||
4.1. | Требования к специалистам в области политической науки. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
4.2. | Профессии в области политики. | Практические | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
4.3. | Роль известных политологов политике и политической науке | Практические | 2 | 2 | ОПК-5, ПК-3 | Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2 |
4.4. | Профессии в области политики и их профессиональные стандарты. | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-5 | Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
4.5. | Роль известных политологов в политике и политической науке | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-5 | Л1.4, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические и тестовые задания, вопросы и задания к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | К. С. Гаджиев | Политология: учебник | М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E |
Л1.2 | Вылегжанин, Д.А. | Введение в политическую имиджелогию : Учебное пособие | М.: Флинта, 2014 | |
Л1.3 | Цвык В.А. | Профессиональная этика: основы общей теории : учеб. пособие | М. : РУДH, , 2012 | |
Л1.4 | Пугачев В,П. | Введение в политологию: Учебник для вузов | М.: Аспект Пресс, 2007 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Профессиональная этика и служебный этикет : / под ред. В.Я. Кикоого. : учебник | М. : Юнити-Дана, 2015 | ||
Л2.2 | Камардина, А.А. | Профессиональная этика : учебное пособие | Оренбург : Оренбургский государственный университет, ,2013 | |
Л2.3 | И. А. Василенко | Политология: учебник | М.: Юрайт, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Информационный сайт политических комментариев | www.politcom.ru | ||
Э2 | Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" | www.politnauka.org | ||
Э3 | Информация о российских и мировых событиях в режиме реального времени. | lenta.ru | ||
Э4 | Публичная интернет-библиотека | http//: www.public.ru | ||
Э5 | Публичная интернет-библиотека | http//: www.public.ru | ||
Э6 | Электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э7 | Сайт гильдии политконсультантов | izbass.ru | ||
Э8 | Центр Социологического и Политологического Образования | www.sociology.ru | ||
Э9 | Профессиональная модель политолога | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Аудиторные занятия со студентами по дисциплине «Профессиональная модель политолога» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации об эволюции представлений о политике и этапах формирования политической науки, о предмете политической науке и ее содержании, о представлениях о профессиональных политиках, сформировавшихся в ХХ веке, о требованиях к специалисту в области политической науки, сформулированных Б. Жувенелем на конгрессе МАПН в 1964 г. Изучение курса начинается с самой общей проблемы - политики, которая рассматривается как объект изучения политической науки, сфера политической жизни, которая будет средой действия будущего политолога и объектом его изучения. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия по дисциплине «Профессиональная модель политолога» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал и приобрести навыки участия в дискуссии при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и практические задания будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме практического занятия и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составит планы ответов на практические задания данного занятия. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинарах проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем. Особое внимание при изучении данной дисциплины следует уделить работам о политике основоположников современной политической науки - Ч. Мерриама и М. Вебера. Последний впервые обобщил представления о политиках и о специалистах в области политической науки, сформулировал принципы познания политики и преподавания политической науки. С целью более глубокого усвоения изучаемой дисциплины, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам практических занятий. В частности, в ходе изучения дисциплины студенту предлагается подготовить небольшой доклад для обсуждения на практическом занятии занятии об одной из политологических школ ХХ века. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. |