МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Токсикологическая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 48 48 48 48
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Токсикологическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018г. №219)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.оксикологическая химия является специальной фармацевтической дисциплиной, занимающейся изучением свойств ядовитых и сильнодействующих веществ, поведением их в организме человека и трупе, разработкой способов выделения, методов определения токсических соединений и метаболитов в биологических объектах.
Овладение теоретическими и практическими основами токсикологической химии необходимыми провизору для последующей специализации в области судебно-химической экспертизы, клинической токсикологии, наркологии, криминалистики, клинической фармации и экологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов
ОПК-2 Способен применять знания о морфофункциональных особенностях, физиологических состояниях и патологических процессах в организме человека для решения профессиональных задач
ПК-2 Способен осуществлять фармацевтическое информирование и консультирование при отпуске и реализации лекарственных препаратов для медицинского применения и других товаров аптечного ассортимента
ПК-5 Способен осуществлять контроль поступающих в организацию лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Классификацию токсичных веществ в токсикологической химии, их физико-химические характеристики и механизмы токсичности.
Принципы биотрансформации токсичных веществ в организме, реакции вторичного метаболизма, способы консервирования биологического материала.
Правовые основы проведения судебно-химической экспертизы.
Методы изолирования токсичных веществ из объектов биологического и другого происхождения при проведении различных видов химико-токсикологического анализа.
Методы качественного и количественного определения токсических веществ различного происхождения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Составить схему проведения пробоподготовки традиционных и нетрадиционных биообъектов при исследовании на содержание токсичных веществ.
Составить схему исследования на содержание токсичных веществ при использовании и комбинации различных аналитических методов.
Интерпретировать результаты химико-токсикологического анализа по совокупности результатов различных методов исследования.
Четко формулировать типичные признаки отравления токсичными веществами различных групп.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Понятийно-терминологическим аппаратом токсикологической химии.
Выбора объектов исследования, способов изолирования, методов идентификации и количественного определения токсичных веществ для составления схемы химико-токсикологического анализа.
Изолирования, идентификации и количественного определения токсичных веществ в объектах химическими, физико-химическими и биохимическими методами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Общие вопросы химико-токсикологического анализа. Биохимическая токсикология
1.1. Введение в токсикологическую химию. Организация проведения судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.2. Введение в токсикологическую химию. Организация проведения судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.3. Введение в токсикологическую химию. Организация проведения судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации Сам. работа 4 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.4. Биохимическая токсикология Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.5. Биохимическая токсикология Практические 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.6. Биохимическая токсикология Сам. работа 4 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.7. Методология химико-токсикологического анализа Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.8. Методология химико-токсикологического анализа Практические 4 8 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.9. Методология химико-токсикологического анализа Сам. работа 4 7 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Химико-токсикологическое определение ксенобиотиков
2.1. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, изолируемых экстракцией и сорбцией. Лекарственные вещества Лекции 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.2. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, изолируемых экстракцией и сорбцией. Лекарственные вещества Сам. работа 4 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.3. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, изолируемых экстракцией и сорбцией. Лекарственные вещества Сам. работа 4 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.4. Аналитическая диагностика наркотических, психотропных и других одурманивающих веществ. Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.5. Аналитическая диагностика наркотических, психотропных и других одурманивающих веществ. Практические 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.6. Аналитическая диагностика наркотических, психотропных и других одурманивающих веществ. Сам. работа 4 12 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.7. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, изолируемых экстракцией и сорбцией. Пестициды. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.8. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, изолируемых экстракцией и сорбцией. Пестициды. Практические 4 8 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.9. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, изолируемых экстракцией и сорбцией. Пестициды. Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.10. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, изолируемых экстракцией и сорбцией. Пестициды. Практические 4 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.11. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, изолируемых экстракцией и сорбцией. Пестициды. Сам. работа 4 20 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.12. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, изолируемых дистилляцией. «Летучие яды». Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.13. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, изолируемых дистилляцией. «Летучие яды». Практические 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.14. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, изолируемых дистилляцией. «Летучие яды». Сам. работа 4 20 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.15. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, изолируемых экстракцией водой в сочетании с диализом. Лекции 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.16. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, изолируемых экстракцией водой в сочетании с диализом. Практические 4 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.17. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, изолируемых экстракцией водой в сочетании с диализом. Сам. работа 4 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.18. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, требующих особых методов изолирования. Соединения фтора. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.19. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, требующих особых методов изолирования. Соединения фтора. Лекции 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.20. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, требующих особых методов изолирования. Соединения фтора. Сам. работа 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.21. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, не требующих особых методов изолирования. Оксид углерода. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.22. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, не требующих особых методов изолирования. Оксид углерода. Практические 4 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.23. Химико-токсикологический анализ на группу веществ, не требующих особых методов изолирования. Оксид углерода. Сам. работа 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Еремин С.А., Калетин Г.И., Калетина Н.И. и др. / Под ред. Р.У. Хабриева, Н.И. Калетиной Токсикологическая химия. Аналитическая токсикология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2010 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Н. Батян, Г. Т. Фрумин, В. Н. Базылев Основы общей и экологической токсикологии: учеб. пособие СпецЛит, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Токсикологическая химия portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины изучается в течение 4 семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Лекция - это вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, с другой стороны, лекция - это способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов.
Практические занятия. Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционных тем. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения практических задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний, формирование практических умений и навыков. При подготовке к практическим занятиям следует использовать литературные источники, приведенные в списке рекомендованной литературы. Отвечать на вопросы и задания необходимо по существу, стремясь дать ясное и конкретное изложение ответа. Важно обосновывать выводы и приводимые заключения, приводить примеры, активно участвовать в обсуждении заданий. Особое внимание при подготовке к практическим занятиям следует обращать на некоторые нормативные документы и формы протоколов, регламентирующие химико-токсикологический анализ.
Самостоятельная работа студентов направлена на осмысление материала изучаемого курса, формирование осведомленности о современном состоянии науки, заключается в подготовке к занятиям и изучении учебной литературы. Контроль самостоятельной работы осуществляется на практических занятиях.
Текущий контроль формирования компетенций осуществляется посредством практических заданий и тестов.
К промежуточной аттестации в форме экзамена допускаются студенты, которые выполнили весь объём работы, предусмотренный учебной программой по дисциплине. На экзамене надо не только показать теоретические знания по дисциплине, но и уметь применить их при решении практических заданий. Экзамен проходят в традиционной форме по билетам и предусматривают устные ответы на вопросы и задания билета.