МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Россия перед вызовами глобального и регионального развития

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильПолитическое управление и PR
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_ПУ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 53
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 53 53 53 53
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Заусаева Н.А.;Ст. преподаватель, Казанцев Д.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Россия перед вызовами глобального и регионального развития

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.04 Политология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Я.Ю. Шашкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Я.Ю. Шашкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью курса является формирование у студентов системных знаний о содержании внутренней и внешней политики России в условиях постоянной динамики современных вызовов глобального и регионального развития в политической пространстве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные тендеции и акторов процессов глобального и регионального развития, культурные особенности и традиции различных социальных групп сторонников и противников процесса глобализации; основные ресурсы и методы преодоления негативных факторов глобальньго и регионального развития в политическом пространстве
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать теоретические знания и правовые источники для характеристики российской политики в условиях согласования процессов глобализации и регионального развития в контексте мировой истории, ряда культурных традиций мира и этапов исторического развития России; выделять объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном и региональном уровнях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа российской внутренней и внешней политики в условиях современных вызовов глобального и регионального развития, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективныими тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном и региональном уровнях; навыками конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в условиях современных процессов глобализации и регионального развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Россия перед вызовами глобального и регионального развития
1.1. Россия как актор глобальной политики Лекции 3 2 УК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Россия как актор глобальной политики Сам. работа 3 8 УК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Глобализация и глобальные проблемы мирового развития Практические 3 4 УК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Глобализация и глобальные проблемы мирового развития Сам. работа 3 8 УК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Система и содержание глобальных проблем современности Лекции 3 2 УК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Система и содержание глобальных проблем современности Практические 3 4 УК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Система и содержание глобальных проблем современности Сам. работа 3 10 УК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Россия перед вызовами глобального развития Лекции 3 2 УК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Россия перед вызовами глобального развития Практические 3 4 УК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Россия перед вызовами глобального развития Сам. работа 3 9 УК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Региональный вектор политики России в современных условиях политического развития Лекции 3 2 УК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Региональный вектор политики России в современных условиях политического развития Практические 3 4 УК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Региональный вектор политики России в современных условиях политического развития Сам. работа 3 10 УК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Россия и интеграционные процессы в контексте глобального и регионального развития Практические 3 4 УК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Россия и интеграционные процессы в контексте глобального и регионального развития Сам. работа 3 8 УК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические, вопросы и задания к экзамену.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Литовченко А.А. РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Пряхин В.Ф. РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бек У. Что такое глобализация? : Ошибки глобализма - ответы на глобализацию. : Москва: Прогресс-Традиция, 2001 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э2 ООН www.un.org
Э3 Европейский Союз europa
Э4 НАТО www.nato.int
Э5 Совет Европы www.coe.int
Э6 Информационный центр Совета Европы в России www.coe.ru
Э7 Новости и аналитические обзоры www.unpan.org
Э8 Новости и аналитические обзоры www.reuters.com
Э9 Новости и аналитические обзоры (о будущем мирополитическом устройстве) www.worldcitizen.org
Э10 Россия перед вызовами глобального и регионального развития portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Россия перед вызовами глобального и регионального развития» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем нормативного знания о системе норм избирательного права и их роли в политической и избирательной системе РФ. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Россия перед вызовами глобального и регионального развития» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составит планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению глобальных проблем современности, как системы вызовов глобального и регионального развития. Внимание необходимо обратить на ресурсы и содержание внутренней и внешней политики современной Россиии в контексте всей совокупности вызовов политического развития глобального и региональнго уровней.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.