МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные направления политической науки
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильПолитическое управление и PR. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_ПУ-1-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 74
самостоятельная работа 151
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 8 8 18 18
Практические 28 28 28 28 56 56
Сам. работа 70 70 81 81 151 151
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
к.филос. н., доцент, Заусаева Наталья Александровна

Рецензент(ы):
д. филос. н., профессор, Широкова Марина Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Современные направления политической науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.04 Политология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Современные направления политической науки» являются формирование у магистрантов целостного представления о новых течениях, школах, теориях в политологии, проблемах, нашедших отражение в современной политологии, а также тенденциях развития современных политологических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ПК-2: Способен самостоятельно планировать и проводить исследования в сфере политической науки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные подходы политической философии к анализу политической жизни, взаимовлияние политической философии и социологии в процессе познания политического мира; общенаучную и политологическую терминологию, используемую в познании политического мира; особенности, механизмы, элементы и факторы политического познания, роль истины и теории в политическом познании¸ значение понимания в политике.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать абстрактное мышление для анализа и синтеза идей, принципов политической философии и социологии; работать с оригинальными философскими и социологическими текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями; давать оценку политическим явлениям, обнаруживать связь между политическими процессами и экономическими, культурными и социальными факторами, а также развитием политической системы в целом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа политико-философских концепций и парадигм с целью выявления новых тенденций в социальной и политической жизни для формирования успешной жизненной стратегии; навыками организации и планирования своей деятельности в соответствии с выявленными тенденциями; навыками обнаружения специфики подхода политической философии и социологии к изучению политических событий, процессов и явлений; навыками абстрактного мышления в процессе познания политического мира; навыками теоретизирования, использования общенаучной и политологической терминологии для понимания и познания политического мира.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в современную политическую науку
1.1. Предпосылки становления современной политической науки Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.2. Политическая философия как основа современной политической науки Сам. работа 1 6 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.3. Особенности развития политической науки в ХХ веке Лекции 1 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.4. Интерпретации политики: классика и современность Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.5. Бодрийяр об эволюции политики Практические 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.6. Современные мыслители о политике Сам. работа 1 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.7. Основные политологические школы в ХХ веке Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.8. Основные политологические школы ХХ века Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.9. Осбенности российской традиции в политике Практические 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3
1.10. Поведенческая школа и ее представители Сам. работа 1 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Теории деиократии Сам. работа 1 6 ПК-2 Л2.1, Л1.2
1.12. Идеология и современные политические теории Практические 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.13. Теории идеологии Сам. работа 1 6 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.14. Теории модернизации Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.3
1.15. Первые модернизационные теории Практические 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3
1.16. Теории демократии Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.2
1.17. Теории революции Практические 1 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.3
1.18. Теории революции Сам. работа 1 6 ОПК-3, ПК-2 Л1.3, Л2.2
1.19. Проблема свободы в политической науке Практические 1 2 ПК-2
1.20. Проблема справедливости в политической науке Практические 1 2 ОПК-3, ПК-2
1.21. Теории власти и государства Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-2
1.22. Теории власти Практические 1 2 ОПК-3, ПК-2
1.23. Теории власти Сам. работа 1 6 ОПК-3, ПК-2
1.24. Теории войны и насилия в политической науке Практические 1 4 ОПК-3, ПК-2
1.25. Теории войны и насилия Сам. работа 1 8 ПК-2
1.26. Философия ненасилия и ее значение Практические 1 2 ОПК-3, ПК-2
1.27. Государство в политической науке Практические 1 2 ОПК-3, ПК-2
1.28. Государство в политической науке Сам. работа 1 6 ОПК-3, ПК-2
1.29. Критика Л. Штраусом рационализма в политике Практические 1 2 ОПК-3
1.30. Критика штраусом рационализма в политике Сам. работа 1 6 ОПК-3
1.31. Человек в зеркале политической науки Практические 1 2 ОПК-3, ПК-2
Раздел 2. Политические направления в политической науке конца ХХ и начала ХХI века
2.1. Модерн в политическом измерении Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.2. Гиддент о модерне Практические 2 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.3. Рождение постмодерна Сам. работа 2 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.4. Ж. Бодрийяр Практические 2 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.5. Отечественные мыслители о модерне Практические 2 2 ОПК-3, ПК-2
2.6. Постомодернизм в России Сам. работа 2 2 ОПК-3, ПК-2
2.7. Модерн и постмодерн Сам. работа 2 8 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.8. Характеристика постмодерна в политике Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.9. Власть и государство в постмодерне Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.10. Феминизм Сам. работа 2 6 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.11. Феминистские направления в политической науке Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.12. Феминистские теории политики Практические 2 4 ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.3
2.13. Постмодернизм в Российской науке Сам. работа 2 7 ОПК-3, ПК-2
2.14. Политическая теория Сам. работа 2 6 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.15. Особенности познания в идеологиях и режимах Сам. работа 2 6 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.16. Синергетический подход в политике Практические 2 4 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.17. Синергетический подход и его потенциал Сам. работа 2 6 ОПК-3, ПК-2
2.18. Мультикультурализ Практические 2 2 ОПК-3, ПК-2
2.19. Неореакция и либертарианство Практические 2 2 ОПК-3, ПК-2
2.20. Неореакция и либертарианство Сам. работа 2 6 ОПК-3, ПК-2
2.21. Теория мультикультурализма Сам. работа 2 6 ОПК-3
2.22. Парадоксы в политической науке Сам. работа 2 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.23. Коммунитаризм Практические 2 4 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.24. Коммунитаризм Сам. работа 2 6 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.3
2.25. Новейшие теории демократии Практические 2 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3
2.26. Новейшие теории демократии Сам. работа 2 6 ОПК-3 Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.27. Проблема идентичности в политической науке Практические 2 4 ОПК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.3
2.28. Проблема идентичности Сам. работа 2 8 ОПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы и задания к зачету.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств находится в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС СНПН 20.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гаджиев, К.С. Введение в политическую философию : учебник Логос, 2004 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84688
Л1.2 Поздняков, Э.А Философия политики : М.: Весь Мир, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276915
Л1.3 Тощенко, Ж.Т., Бойков,В.Э., Волков, Ю.Е. и др. Политическая социология : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118661
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Желтов, М. В. Желтов Политическая социология: учеб. пособие Кемерово: [Кузбассвузиздат], 2006
Л2.2 Баркалов, В.Я. Методология политической науки : учеб. пособие Барнаул : Си-пресс, 2015 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1505
Л2.3 Алексеева, Т.А. Современная политическая мысль (XX-XXI вв.). Политическая теория и международные отношения: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Юрайт https://biblio-online.ru/
Э2 Университетская библиотека on-line http://www.biblioclub.ru
Э3 Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" http://www.politnauka.org/
Э4 Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/
Э5 Публичная интернет-библиотека http//: www.public.ru
Э6 Философский портал - гуманитарные науки и дисциплины, общественные науки и предметы http://www.philosophy.ru/lib/soc/
Э7 Виртуальный методический кабинет http://read.virmk.ru/p/POLITOLOGIA/ch_30.htm
Э8 Современные направления политической науки https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4754
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Политическая философия и социология» проходят в форме лекций и семинарских занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации об эволюции, состоянии и кризисных явлениях политической философии и социологии, их взаимобусловленности в интерпретации политических проблем и познании политического мира. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Семинарские занятия по курсу «Политическая философия и социология» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса и использовать полученные навыки при написании исследовательской работы (ВКР).
При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составит планы ответов на вопросы семинарского занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу семинарского занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на семинарское занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинарах проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях,публичные лекции, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам семинарских занятий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.