МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Судебный и прокурорский контроль за деятельностью таможенных органов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 64
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 64 64 64 64
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, О.А. Блинова

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Н.И. Калашник

Рабочая программа дисциплины
Судебный и прокурорский контроль за деятельностью таможенных органов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Основной целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов базовых знаний в области таможенного права, в частности, по вопросам судебного и прокурорского контроля, подготовка к профессиональной деятельности в области юриспруденции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью применять теоретические знания для выявления правонарушений, своевременного реагирования и принятия необходимых мер к восстановлению нарушенных прав
ПСК-1.3 способностью к рассмотрению и разрешению дел посредством уголовного судопроизводства во всех судебных инстанциях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-8:методы и способы выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений соответствующими органами в области таможенного права; основные вопросы раскрытия и расследования преступлений; основные методики и тактики производства следственных действий на первоначальном и последующих этапах расследования, особенности судопроизводства по вопросам таможенного права.
ПСК-1.3.:задачи, функции, правовое положение участников уголовного судопроизводства; законодательство, регулирующее порядок рассмотрения и разрешения уголовных дел во всех судебных инстанциях, положения постановлений пленума Верховного Суда Российской Федерации;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-8:применять в профессиональной деятельности теоретические основы выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного права, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного права.
ПСК-1.3.:анализировать уголовно-правовые нормы и применять их в конкретном уголовном деле в конкретной судебной инстанции; аргументировать свою позицию по спорным вопросам;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-8: навыками применения приемов обнаружения, фиксации, изъятия следов преступления и преступника; основами тактики проведения всех следственных действий, использования в практической деятельности положений и методик расследования отдельных видов и групп преступлений; методиками организации раскрытия и расследования преступлений, выдвижения версий, определения направлений расследования, планирования следственных действий и иных мероприятий.
ПСК-1.3.:навыками самостоятельного анализа правовой ситуации и применяемых к ней правовых норм; навыками принятия решений, определяющих направление уголовного судопроизводства по конкретному делу в конкретной судебной инстанции; навыками ведения судебного заседания по конкретному делу в различных судебных инстанциях.



4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Роль и значение прокурорского и субного контроля за деятельностью таможенных органов
1.1. Роль и значение прокурорского и субного контроля за деятельностью таможенных органов Лекции 5 1 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Роль и значение прокурорского и субного контроля за деятельностью таможенных органов Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные направления осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
2.1. Основные направления осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов Лекции 5 1 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Основные направления осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов Практические 5 1 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Основные направления осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов Сам. работа 5 4 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Виды и содержание прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
3.1. Виды и содержание прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов Практические 5 1 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Виды и содержание прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Особенности прокурорского и судебного контроля за деятельностью должностных лиц таможенных органов
4.1. Особенности прокурорского и судебного контроля за деятельностью должностных лиц таможенных органов Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Прокурорский и судебный контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу
5.1. Прокурорский и судебный контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Прокурорский и судебный контроль за основными таможенными процедурами
6.1. Прокурорский и судебный контроль за основными таможенными процедурами Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. . Взаимодействие таможенных органов с органами суда и
7.1. . Взаимодействие таможенных органов с органами суда и Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Проблемы и пути совершенствования механизмов взаимодействие таможенных органов с органами суда и прокуратуры
8.1. Проблемы и пути совершенствования механизмов взаимодействие таможенных органов с органами суда и прокуратуры Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Цели и задачи судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенного контроля
9.1. Цели и задачи судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенного контроля Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Принципы осуществления судебного и прокурорского контроля
10.1. Принципы осуществления судебного и прокурорского контроля Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Предметы и объекты судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
11.1. Предметы и объекты судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие и сущность судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
2. Функции судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
3. Цели и задачи судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенного контроля
4. Принципы осуществления судебного и прокурорского контроля в таможенной сфере
5. Правовые основы реализации судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
6. Предметы и объекты судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
7. Специфика осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
8. Основные направления осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
9. Специфика осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью должностных лиц таможенных органов
10. Специфика осуществления судебного и прокурорского контроля за соблюдением законодательства в таможенной сфере
11. Взаимодействие таможенных органов с органами суда и прокуратуры.
12. Проблемы и пути совершенствования механизмов взаимодействие таможенных органов с органами суда и прокуратуры
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие и сущность судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
2. Функции судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
3. Цели и задачи судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенного контроля
4. Принципы осуществления судебного и прокурорского контроля в таможенной сфере
5. Правовые основы реализации судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
6. Предметы и объекты судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
7.Специфика осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
8. Основные направления осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
9. Специфика осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью должностных лиц таможенных органов
10. Специфика осуществления судебного и прокурорского контроля за соблюдением законодательства в таможенной сфере
11. Взаимодействие таможенных органов с органами суда и прокуратуры.
12. Проблемы и пути совершенствования механизмов взаимодействие таможенных органов с органами суда и прокуратуры
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев Таможенное право: [Электронный ресурс] М. : Проспект, 2015 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О.Г. Анохина Таможенное право : Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза [Электронный ресурс] Проспект, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471376 — Загл. с экрана.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная таможенная служба www.customs.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки правовой информации, применению полученных знаний при выполнении практических заданий и тестов. Работа с различными правовыми системами перемежается работой по теоретическим вопросам на семинарских занятиях.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных лекционных и практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.

Согласно учебному плану, изучение дисциплины завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». Оценка «зачтено» проставляется студенту, участвовавшему в рассмотрении теоретических вопросов, решении задач и прошедшему тестирование на оценку «удовлетворительно» и выше. В случае отсутствия оценок по данным оценочным средствам, полученных в течение всего срока освоения дисциплины, студенту необходимо подготовить вопросы на зачет, решить задачи и пройти тестирование.
Теоретические вопросы – это оценочное средство, при котором устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала. Готовиться к ответу на теоретические вопросы следует по планам семинарских занятий, выданных преподавателем или размещенном на университетском сайте. При этом необходимо учитывать лекционный курс, а также знакомиться с нормативными актами, материалами практики и научной литературой, рекомендованной к семинарам. Ответ на теоретические вопросы может быть устным и письменным, а также с использованием презентаций, в форме доклада. Критерии оценивания представлены во втором разделе ФОС.
Решение задач - проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.
Алгоритм решения задач включает в себя следующие этапы: 1) изучение конкретной ситуации (отношения), требующей правового обоснования или решения; 2) правовая оценка или квалификация этой ситуации (отношения); 3) поиск соответствующих нормативных актов и судебной практики; 4) толкование правовых норм, подлежащих применению; 5) принятие решения, разрешающего конкретную заданную ситуацию; 6) обоснование принятого решения, его формулирование в письменном виде; 7) проецирование решения на реальную действительность, прогнозирование процесса его исполнения, достижения тех целей, ради которых оно принималось. Сноски на нормативные акты в качестве обоснования своей позиции обязательны. Критерии оценивания представлены во втором разделе ФОС.
Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы «Moodle» или непосредственно на семинаре. На тестирование отводится 40 минут. Каждый вариант тестового вопроса предполагает 3-5 вариантов ответа, из которых необходимо выбрать правильный. Критерии оценивания представлены во втором разделе ФОС.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.