Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 09.06.01. Информатика и вычислительная техника |
Направленность | Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 09_06_01_ИВиТ_Мат_ моделир-23-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 153 | 153 | 153 | 153 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 252 | 252 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой к.т.н., профессор Хворова Л.А.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Управляемые системы» являются: освоение современных математических моделей, методов, информационных технологий по актуальному направлению прикладной и индустриальной математики, формирующие способности к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно- исследовательской деятельности в области профессиональной деятельности; владения методологией теоретических и экспериментальных исследований, математическими методами, вычислительной техникой и информационными технологиями в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования и создания комплексов программ; к разработке новых методов исследования и их применению в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в сфере науки, техники, технологии и педагогики; представлять на высоком научном уровне полученные результаты в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в научных публикациях, на симпозиумах и конференциях, в том числе в преподавательской деятельности; к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях. К целям относится подготовка аспирантов по основным разделам программы кандидатского экзамена специальности 05.13.10–Управление в социальных и экономических системах – технические науки. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
УК-1 | способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях |
ОПК-3 | способностью к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области профессиональной деятельности |
ПК-1 | владением методологией теоретических и экспериментальных исследований, математическими методами, вычислительной техникой и информационными технологиями в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования и создания комплексов программ |
ПК-2 | способностью к разработке новых методов исследования и их применению в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в сфере науки, техники, технологии и педагогики |
ПК-3 | способностью представлять на высоком научном уровне полученные результаты в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в научных публикациях, на симпозиумах и конференциях, в том числе в преподавательской деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Методологию, методику организации научных исследований и совокупность методов исследований в области профессиональной деятельности. Основы методологии теоретических и экспериментальных исследований в выбранной области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования и создания комплексов программ. Комплекс базовых методов теоретических и экспериментальных исследований в выбранной области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования и создания комплексов программ. Требования, эффективные приемы и особенности представления результатов математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в устной и письменной форме в научных публикациях, на симпозиумах и конференциях, в том числе в преподавательской деятельности. Уровень и примеры современных научных достижений в области применения теории управления. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять на практике методологию, методику организации научных исследований и совокупность методов исследований в области профессиональной деятельности. Анализировать альтернативные варианты и осуществлять личностный выбор методологии теоретических и экспериментальных исследований в выбранной области научных исследований. Обосновывать выбор эффективных методов теоретических и экспериментальных исследований в выбранной области научных исследований. Выбирать эффективные и следовать основным нормам, принятым в научном общении при представлении результатов математического моделирования, системного анализа, проектирования комплексов программ в устной и письменной форме в научных публикациях, на симпозиумах и конференциях, в том числе в преподавательской деятельности. Генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Способностью к разработке новых методов исследования, критериями выбора методов и их применению в самостоятельной научно- исследовательской деятельности в области профессиональной деятельности. Приемами и технологиями, а также навыками критического анализа и оценки современных научных достижений в области методологии математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем. Приемами и технологиями, а также навыками критического анализа методов исследования и их применения в области моделирования природных процессов и социально-экономических систем и области технологий создания комплексов программных средств. Навыками критической оценки эффективности различных методов и технологий научной коммуникации при представлении результатов математического моделирования, системного анализа, проектирования комплексов программ. Методиками и практикой критического анализа и оценки современных научных достижений теории управления, в том числе в междисциплинарных областях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие вопросы теории управления социально-экономическими системами | ||||||
1.1. | Предмет теории управления | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
1.2. | Управленческие отношения и понятие организационного управления | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ПК-2, УК-1 | Л2.3, Л1.3, Л1.2 |
1.3. | Управление в сложных системах | Практические | 4 | 4 | ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
1.4. | Основные структуры и методы управления социально-экономическими системами | Практические | 4 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л2.2 |
1.5. | Системный подход к решению социальных и экономических проблем управления. Понятие функций управления и их классификация. Общество как социально-экономическая система. Основы теории активных систем | Сам. работа | 4 | 32 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
Раздел 2. Информационные технологии в системах управления СЭС | ||||||
2.1. | Понятие информации, ее свойства и характеристики | Лекции | 4 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2 |
2.2. | Понятие эффективности управления | Лекции | 4 | 4 | ПК-2, ПК-3, УК-1 | Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2 |
2.3. | Методы получения и обработки информации для задач управления СЭС | Практические | 4 | 4 | ПК-1, ПК-3, УК-1 | Л1.1, Л1.3, Л2.2 |
2.4. | Многопользовательские информационные системы | Практические | 4 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.2 |
2.5. | Вычислительная техника и программные средства в управлении СЭС. Метод моделирования и его использование в исследовании и проектировании систем управления. Управление в сложных системах. Системы поддержки принятия решений | Сам. работа | 4 | 30 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Математические основы, модели и методы управления СЭС | ||||||
3.1. | Методы исследования операций и область их применения | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ПК-2, УК-1 | Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Постановка задач математического программирования | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.3 |
3.3. | Задачи линейного программирования | Практические | 4 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.3 |
3.4. | Модели и численные методы безусловной оптимизации | Практические | 4 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.5. | Нелинейные задачи математического программирования. Задачи стохастического программирования. Методы и задачи дискретного программирования. Метод динамического программирования. Предмет и основные понятия теории игр. Постановка задач принятия решений. Методы многокритериальной оценки альтернатив | Сам. работа | 4 | 30 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1 | Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 4. Механизмы управления в СЭС | ||||||
4.1. | Основы теории проектирования организационных механизмов | Лекции | 4 | 6 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
4.2. | Понятия активных систем и механизмов их функционирования | Лекции | 4 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.4 |
4.3. | Управление проектами | Практические | 4 | 6 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1 | Л1.1, Л2.3, Л1.3 |
4.4. | Специфика проектно ориентированных организаций | Практические | 4 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л1.3 |
4.5. | Управление трудовыми ресурсами в организационных системах. Математические модели мотивации персонала СЭС. Задачи и методы финансового анализа | Сам. работа | 4 | 61 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.3 |
4.6. | Экзамен | 4 | 27 | ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Петрова А.Г., Оскорбин Н.М., Хворова Л.А. и др. | Математическое моделирование: учебное пособие: Основная | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та., 2016. | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3328 |
Л1.2 | Охорзин В.А., Сафонов К.В. | Теория управления: Учебники | Издательство "Лань", 2014 | e.lanbook.com |
Л1.3 | Н. М. Оскорбин, В. В. Журавлева ; АлтГУ | Математические модели и методы исследования систем управления (Ч. 1): учеб. пособие : [в 2 ч.] | Изд-во АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | О. М. Рой | Теория управления: учеб. пособие | СПб.: Питер, 2008 | |
Л2.2 | А. В. Максимов, Н. М. Оскорбин | Многопользовательские информационные системы: основы теории и методы исследования: монография | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | О. В. Кожевина | Теория управления (в понятиях и категориях): учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2008 | elibrary.asu.ru |
Л2.4 | В. В. Журавлева | Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека АлтГУ. http://www.lib.asu.ru | www.lib.asu.ru | ||
Э2 | Аналитическо-информационный портал "Финам". http://www.finam.ru | www.finam.ru | ||
Э3 | Свободная экнциклопедия "Википедия". http://ru.wikipedia.org | ru.wikipedia.org | ||
Э4 | Математическое моделирование ЭУК в Мудл | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Excel, MS Word. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Свободная энциклопедия «Викпедия» http://ru.wikipedia.org |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В курсе «Управляемые системы" предусмотрено проведение лекционных и практических занятий, выполнение индивидуальных расчетных работ по проблемным вопросам курса, что способствует лучшему и углубленному освоению теоретического материала. Теоретические разделы курса представлены в методической литературе, в которой приведены задания на самостоятельную работу, разделы вопросов и описание практических занятий. В процессе выполнения расчетных работ студенты знакомятся с описанием каждого расчетного задания с примером его выполнения, с файлом задания на содержание расчетной работы, теоретическим материалом по отдельному методическому указанию и используемым программным средствам в среде MS Excel. Текущий контроль осуществляется на лекциях и при защите результатов индивидуальных расчетных работ в самых разнообразных формах - опроса студентов по изученным вопросам, диалога с преподавателем во время лекций, проверкой алгоритмов и результатов расчетов и др. Промежуточный контроль заключается в проверке выполнения студентами индивидуальных заданий по темам изучаемой дисциплины, заданий по освоению теоретического материала. Итоговый контроль заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций и дополнительный вопрос по теме научной работы. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут. Экзамен оценивается по четырех балльной шкале. |