МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управляемые системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки09.06.01. Информатика и вычислительная техника
НаправленностьМатематическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план09_06_01_ИВиТ_Мат_ моделир-23-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 153 153 153 153
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
д.т.н., профессор, Оскорбин Н.М.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Вараксин С.В.

Рабочая программа дисциплины
Управляемые системы

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 090601 – Информатика и вычислительная техника, утвержденный Приказом Министерством образования и науки РФ «30» июля 2014 г. №875

составлена на основании учебного плана:
09.06.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., профессор Хворова Л.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой к.т.н., профессор Хворова Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Управляемые системы» являются: освоение современных математических моделей, методов, информационных технологий по актуальному направлению прикладной и индустриальной математики, формирующие способности к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно- исследовательской деятельности в области профессиональной деятельности; владения методологией теоретических и экспериментальных исследований, математическими методами, вычислительной техникой и информационными технологиями в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования и создания комплексов программ; к разработке новых методов исследования и их применению в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в сфере науки, техники, технологии и педагогики; представлять на высоком научном уровне полученные результаты в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в научных публикациях, на симпозиумах и конференциях, в том числе в преподавательской деятельности; к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
К целям относится подготовка аспирантов по основным разделам программы кандидатского экзамена специальности 05.13.10–Управление в социальных и экономических системах – технические науки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
ОПК-3 способностью к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области профессиональной деятельности
ПК-1 владением методологией теоретических и экспериментальных исследований, математическими методами, вычислительной техникой и информационными технологиями в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования и создания комплексов программ
ПК-2 способностью к разработке новых методов исследования и их применению в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в сфере науки, техники, технологии и педагогики
ПК-3 способностью представлять на высоком научном уровне полученные результаты в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в научных публикациях, на симпозиумах и конференциях, в том числе в преподавательской деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методологию, методику организации научных исследований и совокупность методов исследований в области профессиональной деятельности.
Основы методологии теоретических и экспериментальных исследований в выбранной области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования и создания комплексов программ.
Комплекс базовых методов теоретических и экспериментальных исследований в выбранной области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования и создания комплексов программ.
Требования, эффективные приемы и особенности представления результатов математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в устной и письменной форме в научных публикациях, на симпозиумах и конференциях, в том числе в преподавательской деятельности.
Уровень и примеры современных научных достижений в области применения теории управления.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять на практике методологию, методику организации научных исследований и совокупность методов исследований в области профессиональной деятельности.
Анализировать альтернативные варианты и осуществлять личностный выбор методологии теоретических и экспериментальных исследований в выбранной области научных исследований.
Обосновывать выбор эффективных методов теоретических и экспериментальных исследований в выбранной области научных исследований.
Выбирать эффективные и следовать основным нормам, принятым в научном общении при представлении результатов математического моделирования, системного анализа, проектирования комплексов программ в устной и письменной форме в научных публикациях, на симпозиумах и конференциях, в том числе в преподавательской деятельности.
Генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способностью к разработке новых методов исследования, критериями выбора методов и их применению в самостоятельной научно- исследовательской деятельности в области профессиональной деятельности.
Приемами и технологиями, а также навыками критического анализа и оценки современных научных достижений в области методологии математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем.
Приемами и технологиями, а также навыками критического анализа методов исследования и их применения в области моделирования природных процессов и социально-экономических систем и области технологий создания комплексов программных средств.
Навыками критической оценки эффективности различных методов и технологий научной коммуникации при представлении результатов математического моделирования, системного анализа, проектирования комплексов программ.
Методиками и практикой критического анализа и оценки современных научных достижений теории управления, в том числе в междисциплинарных областях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие вопросы теории управления социально-экономическими системами
1.1. Предмет теории управления Лекции 4 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.2. Управленческие отношения и понятие организационного управления Лекции 4 4 ОПК-3, ПК-2, УК-1 Л2.3, Л1.3, Л1.2
1.3. Управление в сложных системах Практические 4 4 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.4. Основные структуры и методы управления социально-экономическими системами Практические 4 4 ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л2.2
1.5. Системный подход к решению социальных и экономических проблем управления. Понятие функций управления и их классификация. Общество как социально-экономическая система. Основы теории активных систем Сам. работа 4 32 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
Раздел 2. Информационные технологии в системах управления СЭС
2.1. Понятие информации, ее свойства и характеристики Лекции 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2
2.2. Понятие эффективности управления Лекции 4 4 ПК-2, ПК-3, УК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2
2.3. Методы получения и обработки информации для задач управления СЭС Практические 4 4 ПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.4. Многопользовательские информационные системы Практические 4 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.5. Вычислительная техника и программные средства в управлении СЭС. Метод моделирования и его использование в исследовании и проектировании систем управления. Управление в сложных системах. Системы поддержки принятия решений Сам. работа 4 30 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Математические основы, модели и методы управления СЭС
3.1. Методы исследования операций и область их применения Лекции 4 4 ОПК-3, ПК-2, УК-1 Л1.1, Л2.2
3.2. Постановка задач математического программирования Лекции 4 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.3
3.3. Задачи линейного программирования Практические 4 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.3
3.4. Модели и численные методы безусловной оптимизации Практические 4 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.5. Нелинейные задачи математического программирования. Задачи стохастического программирования. Методы и задачи дискретного программирования. Метод динамического программирования. Предмет и основные понятия теории игр. Постановка задач принятия решений. Методы многокритериальной оценки альтернатив Сам. работа 4 30 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Механизмы управления в СЭС
4.1. Основы теории проектирования организационных механизмов Лекции 4 6 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.2. Понятия активных систем и механизмов их функционирования Лекции 4 6 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л2.4
4.3. Управление проектами Практические 4 6 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.3
4.4. Специфика проектно ориентированных организаций Практические 4 6 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л1.3
4.5. Управление трудовыми ресурсами в организационных системах. Математические модели мотивации персонала СЭС. Задачи и методы финансового анализа Сам. работа 4 61 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.3
4.6. Экзамен 4 27 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Петрова А.Г., Оскорбин Н.М., Хворова Л.А. и др. Математическое моделирование: учебное пособие: Основная Барнаул: Изд-во Алт. ун-та., 2016. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3328
Л1.2 Охорзин В.А., Сафонов К.В. Теория управления: Учебники Издательство "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л1.3 Н. М. Оскорбин, В. В. Журавлева ; АлтГУ Математические модели и методы исследования систем управления (Ч. 1): учеб. пособие : [в 2 ч.] Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. М. Рой Теория управления: учеб. пособие СПб.: Питер, 2008
Л2.2 А. В. Максимов, Н. М. Оскорбин Многопользовательские информационные системы: основы теории и методы исследования: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 О. В. Кожевина Теория управления (в понятиях и категориях): учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2008 elibrary.asu.ru
Л2.4 В. В. Журавлева Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека АлтГУ. http://www.lib.asu.ru www.lib.asu.ru
Э2 Аналитическо-информационный портал "Финам". http://www.finam.ru www.finam.ru
Э3 Свободная экнциклопедия "Википедия". http://ru.wikipedia.org ru.wikipedia.org
Э4 Математическое моделирование ЭУК в Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Excel, MS Word.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Свободная энциклопедия «Викпедия» http://ru.wikipedia.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе «Управляемые системы" предусмотрено проведение лекционных и практических занятий, выполнение индивидуальных расчетных работ по проблемным вопросам курса, что способствует лучшему и углубленному освоению теоретического материала. Теоретические разделы курса представлены в методической литературе, в которой приведены задания на самостоятельную работу, разделы вопросов и описание практических занятий.
В процессе выполнения расчетных работ студенты знакомятся с описанием каждого расчетного задания с примером его выполнения, с файлом задания на содержание расчетной работы, теоретическим материалом по отдельному методическому указанию и используемым программным средствам в среде MS Excel.
Текущий контроль осуществляется на лекциях и при защите результатов индивидуальных расчетных работ в самых разнообразных формах - опроса студентов по изученным вопросам, диалога с преподавателем во время лекций, проверкой алгоритмов и результатов расчетов и др.
Промежуточный контроль заключается в проверке выполнения студентами индивидуальных заданий по темам изучаемой дисциплины, заданий по освоению теоретического материала.
Итоговый контроль заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций и дополнительный вопрос по теме научной работы. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут. Экзамен оценивается по четырех балльной шкале.