МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управляемые системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки09.06.01. Информатика и вычислительная техника
НаправленностьМатематическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz09_06_01_ИВиТ_Мат_ моделир-2-2020
Часов по учебному плану 250
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 205
контроль 9
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 205 205 205 205
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 250 250 250 250

Программу составил(и):
д.т.н., профессор, Оскорбин Н.М.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Вараксин С.В.

Рабочая программа дисциплины
Управляемые системы

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 090601 – Информатика и вычислительная техника, утвержденный Приказом Министерством образования и науки РФ «30» июля 2014 г. №875

составлена на основании учебного плана:
09.06.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., профессор Хворова Л.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой к.т.н., профессор Хворова Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Управляемые системы» являются: освоение современных математических моделей, методов, информационных технологий по актуальному направлению прикладной и индустриальной математики, формирующие способности к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно- исследовательской деятельности в области профессиональной деятельности; владения методологией теоретических и экспериментальных исследований, математическими методами, вычислительной техникой и информационными технологиями в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования и создания комплексов программ; к разработке новых методов исследования и их применению в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в сфере науки, техники, технологии и педагогики; представлять на высоком научном уровне полученные результаты в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в научных публикациях, на симпозиумах и конференциях, в том числе в преподавательской деятельности; к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
К целям относится подготовка аспирантов по основным разделам программы кандидатского экзамена специальности 05.13.10–Управление в социальных и экономических системах – технические науки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
ПК-3 способностью представлять на высоком научном уровне полученные результаты в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в научных публикациях, на симпозиумах и конференциях, в том числе в преподавательской деятельности
ПК-2 способностью к разработке новых методов исследования и их применению в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в сфере науки, техники, технологии и педагогики
ПК-1 владением методологией теоретических и экспериментальных исследований, математическими методами, вычислительной техникой и информационными технологиями в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования и создания комплексов программ
ОПК-3 способностью к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методологию, методику организации научных исследований и совокупность методов исследований в области профессиональной деятельности.
Основы методологии теоретических и экспериментальных исследований в выбранной области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования и создания комплексов программ.
Комплекс базовых методов теоретических и экспериментальных исследований в выбранной области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования и создания комплексов программ.
Требования, эффективные приемы и особенности представления результатов математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в устной и письменной форме в научных публикациях, на симпозиумах и конференциях, в том числе в преподавательской деятельности.
Уровень и примеры современных научных достижений в области применения теории управления.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять на практике методологию, методику организации научных исследований и совокупность методов исследований в области профессиональной деятельности.
Анализировать альтернативные варианты и осуществлять личностный выбор методологии теоретических и экспериментальных исследований в выбранной области научных исследований.
Обосновывать выбор эффективных методов теоретических и экспериментальных исследований в выбранной области научных исследований.
Выбирать эффективные и следовать основным нормам, принятым в научном общении при представлении результатов математического моделирования, системного анализа, проектирования комплексов программ в устной и письменной форме в научных публикациях, на симпозиумах и конференциях, в том числе в преподавательской деятельности.
Генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способностью к разработке новых методов исследования, критериями выбора методов и их применению в самостоятельной научно- исследовательской деятельности в области профессиональной деятельности.
Приемами и технологиями, а также навыками критического анализа и оценки современных научных достижений в области методологии математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем.
Приемами и технологиями, а также навыками критического анализа методов исследования и их применения в области моделирования природных процессов и социально-экономических систем и области технологий создания комплексов программных средств.
Навыками критической оценки эффективности различных методов и технологий научной коммуникации при представлении результатов математического моделирования, системного анализа, проектирования комплексов программ.
Методиками и практикой критического анализа и оценки современных научных достижений теории управления, в том числе в междисциплинарных областях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие вопросы теории управления социально-экономическими системами
1.1. Предмет теории управления Лекции 4 2 УК-1, ПК-3, ПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.2. Управленческие отношения и понятие организационного управления Лекции 4 2 УК-1, ПК-2, ОПК-3 Л2.3, Л1.3, Л1.2
1.3. Управление в сложных системах Практические 4 2 ПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.4. Основные структуры и методы управления социально-экономическими системами Практические 4 2 ПК-3, ПК-2 Л1.3, Л2.2
1.5. Системный подход к решению социальных и экономических проблем управления. Понятие функций управления и их классификация. Общество как социально-экономическая система. Основы теории активных систем Сам. работа 4 40 ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2
Раздел 2. Информационные технологии в системах управления СЭС
2.1. Понятие информации, ее свойства и характеристики Лекции 4 2 ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2
2.2. Понятие эффективности управления Лекции 4 2 УК-1, ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2
2.3. Методы получения и обработки информации для задач управления СЭС Практические 4 2 УК-1, ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.4. Многопользовательские информационные системы Практические 4 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.5. Вычислительная техника и программные средства в управлении СЭС. Метод моделирования и его использование в исследовании и проектировании систем управления. Управление в сложных системах. Системы поддержки принятия решений Сам. работа 4 60 ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Математические основы, модели и методы управления СЭС
3.1. Методы исследования операций и область их применения Лекции 4 2 УК-1, ПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
3.2. Постановка задач математического программирования Лекции 4 2 ПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.3
3.3. Задачи линейного программирования Практические 4 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.3
3.4. Модели и численные методы безусловной оптимизации Практические 4 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.5. Нелинейные задачи математического программирования. Задачи стохастического программирования. Методы и задачи дискретного программирования. Метод динамического программирования. Предмет и основные понятия теории игр. Постановка задач принятия решений. Методы многокритериальной оценки альтернатив Сам. работа 4 44 УК-1, ПК-3, ПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Механизмы управления в СЭС
4.1. Основы теории проектирования организационных механизмов Лекции 4 4 ПК-3, ПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.2. Понятия активных систем и механизмов их функционирования Лекции 4 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.4
4.3. Управление проектами Практические 4 2 УК-1, ПК-3, ПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.3, Л1.3
4.4. Специфика проектно ориентированных организаций Практические 4 4 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
4.5. Управление трудовыми ресурсами в организационных системах. Математические модели мотивации персонала СЭС. Задачи и методы финансового анализа Сам. работа 4 61 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.3
4.6. Экзамен 4 9 УК-1, ПК-3, ПК-2, ПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Петрова А.Г., Оскорбин Н.М., Хворова Л.А. и др. Математическое моделирование: учебное пособие: Основная Барнаул: Изд-во Алт. ун-та., 2016. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3328
Л1.2 Охорзин В.А., Сафонов К.В. Теория управления: Учебники Издательство "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л1.3 Н. М. Оскорбин, В. В. Журавлева ; АлтГУ Математические модели и методы исследования систем управления (Ч. 1): учеб. пособие : [в 2 ч.] Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. М. Рой Теория управления: учеб. пособие СПб.: Питер, 2008
Л2.2 А. В. Максимов, Н. М. Оскорбин Многопользовательские информационные системы: основы теории и методы исследования: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 О. В. Кожевина Теория управления (в понятиях и категориях): учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2008 elibrary.asu.ru
Л2.4 В. В. Журавлева Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека АлтГУ. http://www.lib.asu.ru www.lib.asu.ru
Э2 Аналитическо-информационный портал "Финам". http://www.finam.ru www.finam.ru
Э3 Свободная экнциклопедия "Википедия". http://ru.wikipedia.org ru.wikipedia.org
Э4 Математическое моделирование ЭУК в МУДЛ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Excel, MS Word.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Свободная энциклопедия «Викпедия» http://ru.wikipedia.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе «Управляемые системы" предусмотрено проведение лекционных и практических занятий, выполнение индивидуальных расчетных работ по проблемным вопросам курса, что способствует лучшему и углубленному освоению теоретического материала. Теоретические разделы курса представлены в методической литературе, в которой приведены задания на самостоятельную работу, разделы вопросов и описание практических занятий.
В процессе выполнения расчетных работ студенты знакомятся с описанием каждого расчетного задания с примером его выполнения, с файлом задания на содержание расчетной работы, теоретическим материалом по отдельному методическому указанию и используемым программным средствам в среде MS Excel.
Текущий контроль осуществляется на лекциях и при защите результатов индивидуальных расчетных работ в самых разнообразных формах - опроса студентов по изученным вопросам, диалога с преподавателем во время лекций, проверкой алгоритмов и результатов расчетов и др.
Промежуточный контроль заключается в проверке выполнения студентами индивидуальных заданий по темам изучаемой дисциплины, заданий по освоению теоретического материала.
Итоговый контроль заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций и дополнительный вопрос по теме научной работы. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут. Экзамен оценивается по четырех балльной шкале.