МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Судебный и прокурорский контроль за деятельностью таможенных органов
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.05.04. Судебная и прокурорская деятельность (специальность)
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 64
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 64 64 64 64
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, О.А. Блинова

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Н.И. Калашник

Рабочая программа дисциплины
Судебный и прокурорский контроль за деятельностью таможенных органов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская

1. Цели освоения дисциплины

1.1. Основной целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов базовых знаний в области таможенного права, в частности, по вопросам судебного и прокурорского контроля, подготовка к профессиональной деятельности в области юриспруденции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8: способностью применять теоретические знания для выявления правонарушений, своевременного реагирования и принятия необходимых мер к восстановлению нарушенных прав
ПСК-1.3: способностью к рассмотрению и разрешению дел посредством уголовного судопроизводства во всех судебных инстанциях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-8:методы и способы выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений соответствующими органами в области таможенного права; основные вопросы раскрытия и расследования преступлений; основные методики и тактики производства следственных действий на первоначальном и последующих этапах расследования, особенности судопроизводства по вопросам таможенного права.
ПСК-1.3.:задачи, функции, правовое положение участников уголовного судопроизводства; законодательство, регулирующее порядок рассмотрения и разрешения уголовных дел во всех судебных инстанциях, положения постановлений пленума Верховного Суда Российской Федерации;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-8:применять в профессиональной деятельности теоретические основы выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного права, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного права.
ПСК-1.3.:анализировать уголовно-правовые нормы и применять их в конкретном уголовном деле в конкретной судебной инстанции; аргументировать свою позицию по спорным вопросам;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-8: навыками применения приемов обнаружения, фиксации, изъятия следов преступления и преступника; основами тактики проведения всех следственных действий, использования в практической деятельности положений и методик расследования отдельных видов и групп преступлений; методиками организации раскрытия и расследования преступлений, выдвижения версий, определения направлений расследования, планирования следственных действий и иных мероприятий.
ПСК-1.3.:навыками самостоятельного анализа правовой ситуации и применяемых к ней правовых норм; навыками принятия решений, определяющих направление уголовного судопроизводства по конкретному делу в конкретной судебной инстанции; навыками ведения судебного заседания по конкретному делу в различных судебных инстанциях.



4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Роль и значение прокурорского и субного контроля за деятельностью таможенных органов
1.1. Роль и значение прокурорского и субного контроля за деятельностью таможенных органов Лекции 5 1 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Роль и значение прокурорского и субного контроля за деятельностью таможенных органов Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные направления осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
2.1. Основные направления осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов Лекции 5 1 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Основные направления осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов Практические 5 1 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Основные направления осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов Сам. работа 5 4 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Виды и содержание прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
3.1. Виды и содержание прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов Практические 5 1 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Виды и содержание прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Особенности прокурорского и судебного контроля за деятельностью должностных лиц таможенных органов
4.1. Особенности прокурорского и судебного контроля за деятельностью должностных лиц таможенных органов Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Прокурорский и судебный контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу
5.1. Прокурорский и судебный контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Прокурорский и судебный контроль за основными таможенными процедурами
6.1. Прокурорский и судебный контроль за основными таможенными процедурами Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. . Взаимодействие таможенных органов с органами суда и
7.1. . Взаимодействие таможенных органов с органами суда и Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Проблемы и пути совершенствования механизмов взаимодействие таможенных органов с органами суда и прокуратуры
8.1. Проблемы и пути совершенствования механизмов взаимодействие таможенных органов с органами суда и прокуратуры Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Цели и задачи судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенного контроля
9.1. Цели и задачи судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенного контроля Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Принципы осуществления судебного и прокурорского контроля
10.1. Принципы осуществления судебного и прокурорского контроля Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Предметы и объекты судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
11.1. Предметы и объекты судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов Сам. работа 5 6 ПК-8, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие и сущность судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
2. Функции судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
3. Цели и задачи судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенного контроля
4. Принципы осуществления судебного и прокурорского контроля в таможенной сфере
5. Правовые основы реализации судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
6. Предметы и объекты судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
7. Специфика осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
8. Основные направления осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
9. Специфика осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью должностных лиц таможенных органов
10. Специфика осуществления судебного и прокурорского контроля за соблюдением законодательства в таможенной сфере
11. Взаимодействие таможенных органов с органами суда и прокуратуры.
12. Проблемы и пути совершенствования механизмов взаимодействие таможенных органов с органами суда и прокуратуры
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие и сущность судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
2. Функции судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
3. Цели и задачи судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенного контроля
4. Принципы осуществления судебного и прокурорского контроля в таможенной сфере
5. Правовые основы реализации судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
6. Предметы и объекты судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
7.Специфика осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
8. Основные направления осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью таможенных органов
9. Специфика осуществления судебного и прокурорского контроля за деятельностью должностных лиц таможенных органов
10. Специфика осуществления судебного и прокурорского контроля за соблюдением законодательства в таможенной сфере
11. Взаимодействие таможенных органов с органами суда и прокуратуры.
12. Проблемы и пути совершенствования механизмов взаимодействие таможенных органов с органами суда и прокуратуры
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев Таможенное право: [Электронный ресурс] М. : Проспект, 2015 http://e.lanbook.com/book/54683
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О.Г. Анохина Таможенное право : Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза [Электронный ресурс] Проспект, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471376 — Загл. с экрана.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная таможенная служба http://www.customs.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки правовой информации, применению полученных знаний при выполнении практических заданий и тестов. Работа с различными правовыми системами перемежается работой по теоретическим вопросам на семинарских занятиях.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных лекционных и практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.

Согласно учебному плану, изучение дисциплины завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». Оценка «зачтено» проставляется студенту, участвовавшему в рассмотрении теоретических вопросов, решении задач и прошедшему тестирование на оценку «удовлетворительно» и выше. В случае отсутствия оценок по данным оценочным средствам, полученных в течение всего срока освоения дисциплины, студенту необходимо подготовить вопросы на зачет, решить задачи и пройти тестирование.
Теоретические вопросы – это оценочное средство, при котором устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала. Готовиться к ответу на теоретические вопросы следует по планам семинарских занятий, выданных преподавателем или размещенном на университетском сайте. При этом необходимо учитывать лекционный курс, а также знакомиться с нормативными актами, материалами практики и научной литературой, рекомендованной к семинарам. Ответ на теоретические вопросы может быть устным и письменным, а также с использованием презентаций, в форме доклада. Критерии оценивания представлены во втором разделе ФОС.
Решение задач - проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.
Алгоритм решения задач включает в себя следующие этапы: 1) изучение конкретной ситуации (отношения), требующей правового обоснования или решения; 2) правовая оценка или квалификация этой ситуации (отношения); 3) поиск соответствующих нормативных актов и судебной практики; 4) толкование правовых норм, подлежащих применению; 5) принятие решения, разрешающего конкретную заданную ситуацию; 6) обоснование принятого решения, его формулирование в письменном виде; 7) проецирование решения на реальную действительность, прогнозирование процесса его исполнения, достижения тех целей, ради которых оно принималось. Сноски на нормативные акты в качестве обоснования своей позиции обязательны. Критерии оценивания представлены во втором разделе ФОС.
Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы «Moodle» или непосредственно на семинаре. На тестирование отводится 40 минут. Каждый вариант тестового вопроса предполагает 3-5 вариантов ответа, из которых необходимо выбрать правильный. Критерии оценивания представлены во втором разделе ФОС.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.