МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Субъектные основы государственного управления
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильПолитическое управление и PR. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_ПУ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос. н., доцент, Заусаева Наталья Александровна

Рецензент(ы):
к.пол.н., доцент, Асеева Татьяна Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Субъектные основы государственного управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.04 Политология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучаемый спецкурс "Субъектные основы государственного управления" предназначен для формирования представлений о специфике различных групп, непосредственно участвующих в управленческом процессе либо оказывающих существенное влияние на его протеканиее, особенностях их функционирования в системе государственного управления, их типических характеристиках, особенностях трансформации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-3: Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности функционирования субъектов государственного управления, методы изучения их влияния на макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы внутри- и внешнеполитического характера, способы выработки стратегий действий на основе применения системного подхода к анализу массива данных о субъектах управления.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать теоретические и эмпирические методы для оценки субъектного характера процессов государственного управления и их влияния на внешнюю политику, принимать обоснованное решение на основе критического анализа проблемной ситуации в управленческой сфере и оценивать практические последствия принимаемого решения для субъектов государственного управления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью оценивать, моделировать и прогнозировать процессы в государственном управлении ,на основе методов теоретического и эмпирического исследования, и прикладного анализа; осуществлять критический анализ проблемной ситуации в сфере государственного управления на основе системного подхода к анализу субъектов государственного управления, вырабатывать стратегию действия по консолидации результатов интеллектуальной работы коллектива

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основания курса
1.1. Государственное управление: особенности социального анализа Лекции 3 2 УК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.2. Государственное управление Сам. работа 3 4 УК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.3. Субъектная природа управления Сам. работа 3 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Многообразие субъектов государственного управления в России Лекции 3 2 УК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Элитные группы в государственном управлении
2.1. Политический класс Практические 3 2 УК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2
2.2. Подходы к пониманию политического класса Сам. работа 3 6 УК-1 Л2.1, Л1.2
2.3. Профессиональные политики Практические 3 2 УК-1 Л2.1, Л1.2
2.4. Профессиональные политики Сам. работа 3 6 УК-1 Л2.1, Л1.2
2.5. Политические уководители Лекции 3 2 УК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2
2.6. Политические представители Сам. работа 3 6 УК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.7. Эксперты и консультанты Практические 3 2 УК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.8. Эксперты и консультанты Сам. работа 3 6 УК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
2.9. Бизнес-элита Практические 3 2 УК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.4
2.10. Бизнес элита Сам. работа 3 6 УК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.4
Раздел 3. Бюрократия как субъект государственного управления
3.1. Понятие и основные характеристики бюрократии Сам. работа 3 6 УК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Понятие и основные характеристики бюрократии Практические 3 2 УК-1, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.3. Бюрократические приемы и закономерности функционирования Сам. работа 3 6 УК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
3.4. Бюрократические приемы и закономерности функционирования Практические 3 2 УК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
3.5. Бюрократия в модернизационных процессах Практические 3 2 УК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
3.6. Бюрократия в модернизационных процессах Сам. работа 3 6 УК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
3.7. Проблемы бюрократии в современной России Практические 3 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.8. Проблемы бюрократии в современной России Сам. работа 3 4 УК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Факторы и латентные субъекты государственного управления
4.1. Олигархические группы в государственном управлении Практические 3 2 УК-1, ОПК-3 Л2.2, Л1.4
4.2. Криминальные группировки Практические 3 2 УК-1, ОПК-3 Л2.2, Л1.4
4.3. Криминальные группировки Сам. работа 3 6 УК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.4
4.4. Олигархические и криминальные группировки Сам. работа 3 6 УК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
4.5. Интеллектуалы и государственное управление Лекции 3 2 УК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
4.6. Роль интеллектуалов в государственном управлении Сам. работа 3 6 УК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы и задания к зачету.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств находится в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС СОГУ 20.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. Ю. Кабашов Государственная служба Российской Федерации: учеб. пособие М.: Флинта, 2010
Л1.2 Кравченко, Альберт Иванович Социология: учебник: Социальные структуры - Стратификация - Социальная мобильность - Социальные группы - Социальные общности Юрайт, 2011
Л1.3 Соловьев А. И. Политология. Политическая теория. Политические технологии: учебник для вузов Аспект Пресс, 2003
Л1.4 МГИМО (Ун-т) МИД, Каф. прикл. анализа междунар. пробл., Каф. экон. политики и гос.-частного парнерства Экономическая политология. Отношения бизнеса с государством и обществом : учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сулакшин С.С., Багадасарян В.Э., Колесник И. Ю. Государственное управление в России и труд: М.: Научный эксперт//ЭБС «Университетская библиотека online», 2010
Л2.2 Алексеев С.В. Бюрократия и коррупционная деятельность: монография Шахты: ЮРГУЭС, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационный сайт политических комментариев .http://www.politcom.ru/
Э2 Обзор проектов фонда, направленных на развитие идей либерализма в России http://www.liberal.ru/
Э3 Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" http://www.politnauka.org
Э4 ЭБС Юрайт https://biblio-online.ru/
Э5 Публичная интернет-библиотека http//: www.public.r
Э6 Электронная библиотека eLIBRARY.RU https://elibrary.ru/
Э7 Фонд политических исследований http://www.indem.ru/
Э8 Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/
Э9 Субъектные основы государственного управления https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6202
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В освоении курса "Субъектные основы государственного управления" необходимо активно использовать знания полученные в ходе изучения курсов "Государственная служба". "Политическое управление", "Социология", "Политическая философия" и др.
Изучение курса цесосообразно начать с анализа социальных оснований государственного управления, чему соответственно посвящена первая лекция изучаемого курса.
При анализе политического класса важно выделить основные подходы к его пониманию в западной и отечественной политической науке. Изучение профессиональных политиков целесообразно начать с обращения к докладу М. Вебера "Политика как наука и призвание", посвященному профессии политика, а такде выделить основные виды профессиональных политиков. При изучении политических представителей важно привлекать информацию СМИ о депутатах, проанализировать их выступления по важнейшим вопросам современной повестки дня. Знакомство с субъектами управления в экономической сфере, прежде всего с бизнес-элитой и олигархией, следует начать с определения и разграничения понятий, отражающих сущность данных субъектов.
Анализ бюрократического измерения государственного управления целесообразно начать с рассмотрения эволюции бюрократии в истории общества и отражения этого процесса в истории политической мысли, особенно в концепциях ХХ века - М.Вебера, А. Вебера, Р. Михельса и др. Важно выделить сущность бюрократии (Л.Мизес), ее основные функции и дисфункции (Р.Мертон), наиболее известные типологии, приемы и закономерности функционирования, обратиться к законам Паркинсона, Мерфи, описывающие деятельность бюрократии. В изучении современной бюрократии следует уделить внимание анализу национальных особенностей бюрократии, провести сравнительный анализ российской бюрократии и национальных бюрократий в различных регионах мира с целью выявления специфики отечественной бюрократии и моделей ее поведения в управлении государством. При этом важно уяснить роль бюрократии в модернизационных процессах в различных политических системах. Знание, полученное при изучении важнейших характеристик бюрократии, позволит сформулировать основные тенденции в функционированиии отечественной бюрократии.
Сложным в освоении представляется последний раздел курса, о чем свидетельствует его название. В методологическом плане при его изучении целесообразно опираться на работы о власти М.Фуко, П.Бурдье. В исследовании криминальной составляющей государственного управления следует использовать теорию Н.Боббио о скрытой власти, материалы криминальных расследований различных СМИ, попытаться определить основные тенденции и перспективы эффективного решения этой проблемы. Особый интерес представляет влияние религиозного фактора в управлении государством, прежде всего в теократических государствах. Понять роль интеллектуаллов в процессе управления поможет лекция, посвященная этому вопросу. Материал данной лекции послужит важным основанием и для осмысления роли интеллигенции в государственном управлении России на различных исторических этапах ее существования.
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные умения и навыки специалиста-политолога.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося в области субъектных основ государственного управления;
2. углубления и расширения общекультурного и профессионального уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, собирать эмпирический материал;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков исследовательской работы.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков.
Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.