МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, Д.А. Казанцев

Рецензент(ы):
к.пол.н., доцент, Асеева Татьяна Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Политология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 РЕГИОНОВЕДЕНИЕ РОССИИ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1415).

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.полит.н., проф. Я.Ю. Шашкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.полит.н., проф. Я.Ю. Шашкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса "Политология" является формирование у студентов системных знаний о политической сфере общественной жизни, о механизме реализации властных решений, о политических системах и режимах, о демократии и гражданском обществе, о многообразии политических процессов международного, странового и регионального уровня, их предпосылках и последствиях, особенностях протекания их в России и ее регионах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью разбираться в макро- и микрополитических процессах на региональном уровне
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия политической науки, традиции российской политики; основные интерпретации политики и власти, особенности ее реализации в России и ее регионах; государственное устройство РФ и особенности ее регионов; типы и свойства политических режимов; значение демократии и гражданского общества для человека, региона и страны; особенности протекания процессов демократизации, политической модернизации, политического менеджмента, элитообразования и партогенеза, характер их протекания в современной России и ее регионах.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять политические теории для анализа и интерпретации политических процессов в современной России и ее регионах; использовать знания и методологический инструментарий политологии для осмысления политических проблем и процессов регионального и российского масштаба; оценивать влияние международных процессов и геополитических факторов на политику в регионах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.исследования макро- и микрополитических процессов в современной России и ее регионах с использованием методов сравнительной политологии, институционального подхода, осмысления тенденций и последствий данных процессов с точки зрения современных политологических теорий; анализа взаимовлияния региональных и международных процессов; отбора оптимальных методов анализа политических процессов в современной России на региональном уровне.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в политологияю
1.1. Основные этапы становления политической науки Лекции 3 2 ОПК-7 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.1
1.2. Основные этапы становления политической науки Сам. работа 3 2 ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.5, Л1.1
1.3. Предмет, методы и функции политической науки Лекции 3 2 ОПК-7 Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л2.5, Л1.1
1.4. Основные политологические школы современности Лекции 3 2 ОПК-7 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.5, Л1.1
1.5. Российская политическая традиция Лекции 3 2 ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.5, Л1.1
1.6. Американская политологическая школа Сам. работа 3 2 ОПК-7 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л1.1
1.7. Политическая наука в России:эволюция и специфика Сам. работа 3 2 ОПК-7 Л2.3, Л2.6, Л1.2, Л2.5, Л1.1
Раздел 2. Политика и ее социальные основы
2.1. Социальные группы как субъекты и объекты политики Сам. работа 3 2 ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л1.1
2.2. Политика как общественное явление Лекции 3 2 ОПК-7 Л2.2, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.5, Л1.1
2.3. Политические лидеры Сам. работа 3 4 ОПК-7 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л1.1
2.4. Политические элиты Практические 3 2 ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.5
2.5. Политика как сфера общества Сам. работа 3 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.7, Л1.1
2.6. Политические элиты в России Сам. работа 3 2 ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.5, Л1.1
2.7. Гражданское общество Сам. работа 3 4 ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Формирование и функционирование политической власти
3.1. Политическая власть Лекции 3 2 ОПК-7 Л2.3, Л2.6, Л1.2, Л2.5, Л1.1
3.2. Политическая система общества Сам. работа 3 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л1.1
3.3. Политические режимы. Демократия Лекции 3 2 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.2, Л1.1
3.4. Политические режимы:авторитаризм и тоталитаризм Практические 3 2 ОПК-7 Л2.2, Л2.4, Л2.6, Л1.3, Л1.2, Л2.7
3.5. Избирательные системы Практические 3 2 ОПК-7 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.5, Л2.7, Л1.1
Раздел 4. Политические институты
4.1. Государство как политический институт Сам. работа 3 3 ОПК-7 Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.5, Л2.7, Л1.1
4.2. Государство Практические 3 2 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.7, Л1.1
4.3. Политические партии и партийные системы Практические 3 2 ОПК-7 Л2.3, Л2.6, Л1.3, Л1.2, Л2.5, Л2.7, Л1.1
4.4. Общественно-политические движения и организации Сам. работа 3 4 ОПК-7 Л2.3, Л2.6, Л1.2, Л2.5, Л1.1
Раздел 5. Личность и неинституциональные основания политики
5.1. Личность в политических отношениях и процессах Сам. работа 3 4 ОПК-7 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.1
5.2. Политическое сознание и политические идеологии Лекции 3 2 ОПК-7 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.1
5.3. Основные идеологии современности Сам. работа 3 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.3, Л2.5, Л1.1
5.4. Политическая культура Сам. работа 3 2 ОПК-7 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л1.1
5.5. Политическая социализация Сам. работа 3 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л1.1
Раздел 6. Политические процессы
6.1. Конфликты и кризисы Сам. работа 3 2 ОПК-7 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л1.1
6.2. Политическая модернизация и демократизация Лекции 3 2 ОПК-7 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.1
6.3. Модернизация и в России Сам. работа 3 2 ОПК-7 Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.5
6.4. Международные политические процессы Сам. работа 3 2 ОПК-7 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.7, Л1.1
6.5. Роль России в международных политических процессах. Сам. работа 3 2 ОПК-7 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л2.7, Л1.1
6.6. Политический менеджмент и технологии Лекции 3 2 ОПК-7 Л2.3, Л2.6, Л1.3, Л2.5, Л1.1
6.7. Политический менеджмент и политическое управление в России Сам. работа 3 2 ОПК-7 Л2.2, Л1.3, Л2.5, Л1.1
6.8. Процесс принятия политических решений Практические 3 2 ОПК-7 Л1.3, Л2.5, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к экзамену, вариант тестовых заданий.







5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в отдельном приложении и хранится на кафедре

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Отв. ред. В.Д. Перевалов Политология : учебник М.: Норма; Инфра-М, 2013
Л1.2 Мухаев Р. Т. Политология: учебник Москва: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л1.3 В. П. Пугачев Политология: [учебник] М.: АСТ, [2010]
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лавриненко В.Н. Политология: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2011
Л2.2 под ред. М. А. Василика Политология: учеб. для вузов М.: Гардарики, 2000
Л2.3 И. А. Василенко Политология: учебник М.: Юрайт, 2011
Л2.4 К. С. Гаджиев Политология: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E
Л2.5 Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии.: учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Аспект Пресс, 2010
Л2.6 Ачкасов В.А. Сравнительная политология: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.7 Ачкасов В. А Мировая политика и международные отношения : учебник для вузов Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 научная электронная библиотека, содержащая рефераты и полные тексты научных статей и публикаций elibrary.ru
Э2 электронный каталог библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э3 электронный каталог Российской государственной библиотеки www.rsl.ru
Э4 портал журнала «Полис» www.politstudies.ru
Э5 портал Российской ассоциации политической науки www.rapn.ru
Э6 ЭБС Юрайт
Э7 ЭУМК portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по политологии. К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины. Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний. Ряд тем учебного курса полностью переносится на самостоятельную работу. Как правило, это темы, которые хорошо освещены в учебных пособиях и не представляют больших трудностей в их самостоятельном освоении, например, "Политическое лидерство", "Международные политические процессы", "Конфликты и кризисы" и др.
Студент должен прийти в ВУЗ с полным пониманием того, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа лишь создает для этого необходимые условия.
Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования» по направлению 41.03.02 Регионоведение России. Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы программы учебного курса, и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены.
Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работа над основной и дополнительной литературой;
- работу над статьями ведущих политических теоретиков и аналитиков;
- изучение вопросов для самоконтроля (самопроверки);
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;
- консультация преподавателя дисциплины.
Особое место отводится самостоятельной проработке студентами отдельных разделов и тем по изучаемым дисциплинам. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности.
Изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану проводится в соответствии настоящим учебно-методическим комплексом. Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ курса, раскрытия сущности основных категорий политической науки, проблемных тем, таких как "Политическая власть", "Политическая модернизация и демократизация".
Требуется творческое отношение и к самой программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера. Все эти вопросы не составляют сути понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем.
Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы.
Совершенно недостаточно только слушать лекции. Важно студенту понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос.