Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.02. Регионоведение России |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_02_РР-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.полит.н., проф. Я.Ю. Шашкова
1.1. | Целью курса "Политология" является формирование у студентов системных знаний о политической сфере общественной жизни, о механизме реализации властных решений, о политических системах и режимах, о демократии и гражданском обществе, о многообразии политических процессов международного, странового и регионального уровня, их предпосылках и последствиях, особенностях протекания их в России и ее регионах. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-7 | способностью разбираться в макро- и микрополитических процессах на региональном уровне |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные понятия политической науки, традиции российской политики; основные интерпретации политики и власти, особенности ее реализации в России и ее регионах; государственное устройство РФ и особенности ее регионов; типы и свойства политических режимов; значение демократии и гражданского общества для человека, региона и страны; особенности протекания процессов демократизации, политической модернизации, политического менеджмента, элитообразования и партогенеза, характер их протекания в современной России и ее регионах. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять политические теории для анализа и интерпретации политических процессов в современной России и ее регионах; использовать знания и методологический инструментарий политологии для осмысления политических проблем и процессов регионального и российского масштаба; оценивать влияние международных процессов и геополитических факторов на политику в регионах. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | исследования макро- и микрополитических процессов в современной России и ее регионах с использованием методов сравнительной политологии, институционального подхода, осмысления тенденций и последствий данных процессов с точки зрения современных политологических теорий; анализа взаимовлияния региональных и международных процессов; отбора оптимальных методов анализа политических процессов в современной России на региональном уровне. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в политологияю | ||||||
1.1. | Основные этапы становления политической науки | Лекции | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.1 |
1.2. | Основные этапы становления политической науки | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.5, Л1.1 |
1.3. | Предмет, методы и функции политической науки | Лекции | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л2.5, Л1.1 |
1.4. | Основные политологические школы современности | Лекции | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.5, Л1.1 |
1.5. | Российская политическая традиция | Лекции | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.5, Л1.1 |
1.6. | Американская политологическая школа | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л1.1 |
1.7. | Политическая наука в России:эволюция и специфика | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.3, Л2.6, Л1.2, Л2.5, Л1.1 |
Раздел 2. Политика и ее социальные основы | ||||||
2.1. | Социальные группы как субъекты и объекты политики | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л1.1 |
2.2. | Политика как общественное явление | Лекции | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.2, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.5, Л1.1 |
2.3. | Политические лидеры | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-7 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л1.1 |
2.4. | Политические элиты | Практические | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.5 |
2.5. | Политика как сфера общества | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.7, Л1.1 |
2.6. | Политические элиты в России | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.5, Л1.1 |
2.7. | Гражданское общество | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-7 | Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Формирование и функционирование политической власти | ||||||
3.1. | Политическая власть | Лекции | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.3, Л2.6, Л1.2, Л2.5, Л1.1 |
3.2. | Политическая система общества | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л1.1 |
3.3. | Политические режимы. Демократия | Лекции | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.4, Л2.6, Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Политические режимы:авторитаризм и тоталитаризм | Практические | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.2, Л2.4, Л2.6, Л1.3, Л1.2, Л2.7 |
3.5. | Избирательные системы | Практические | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.5, Л2.7, Л1.1 |
Раздел 4. Политические институты | ||||||
4.1. | Государство как политический институт | Сам. работа | 3 | 3 | ОПК-7 | Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.5, Л2.7, Л1.1 |
4.2. | Государство | Практические | 3 | 2 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.7, Л1.1 | |
4.3. | Политические партии и партийные системы | Практические | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.3, Л2.6, Л1.3, Л1.2, Л2.5, Л2.7, Л1.1 |
4.4. | Общественно-политические движения и организации | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-7 | Л2.3, Л2.6, Л1.2, Л2.5, Л1.1 |
Раздел 5. Личность и неинституциональные основания политики | ||||||
5.1. | Личность в политических отношениях и процессах | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-7 | Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.1 |
5.2. | Политическое сознание и политические идеологии | Лекции | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.1 |
5.3. | Основные идеологии современности | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.3, Л1.3, Л2.5, Л1.1 |
5.4. | Политическая культура | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л1.1 |
5.5. | Политическая социализация | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л1.1 |
Раздел 6. Политические процессы | ||||||
6.1. | Конфликты и кризисы | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л1.1 |
6.2. | Политическая модернизация и демократизация | Лекции | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.1 |
6.3. | Модернизация и в России | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.5 |
6.4. | Международные политические процессы | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.7, Л1.1 |
6.5. | Роль России в международных политических процессах. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л2.7, Л1.1 |
6.6. | Политический менеджмент и технологии | Лекции | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.3, Л2.6, Л1.3, Л2.5, Л1.1 |
6.7. | Политический менеджмент и политическое управление в России | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-7 | Л2.2, Л1.3, Л2.5, Л1.1 |
6.8. | Процесс принятия политических решений | Практические | 3 | 2 | ОПК-7 | Л1.3, Л2.5, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к экзамену, вариант тестовых заданий. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в отдельном приложении и хранится на кафедре |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Отв. ред. В.Д. Перевалов | Политология : учебник | М.: Норма; Инфра-М, 2013 | |
Л1.2 | Мухаев Р. Т. | Политология: учебник | Москва: Юнити-Дана, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.3 | В. П. Пугачев | Политология: [учебник] | М.: АСТ, [2010] | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лавриненко В.Н. | Политология: учеб. для бакалавров | М.: Юрайт, 2011 | |
Л2.2 | под ред. М. А. Василика | Политология: учеб. для вузов | М.: Гардарики, 2000 | |
Л2.3 | И. А. Василенко | Политология: учебник | М.: Юрайт, 2011 | |
Л2.4 | К. С. Гаджиев | Политология: учебник | М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E |
Л2.5 | Соловьев А.И. | Политология. Политическая теория. Политические технологии.: учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. | М. : Аспект Пресс, 2010 | |
Л2.6 | Ачкасов В.А. | Сравнительная политология: учеб. для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л2.7 | Ачкасов В. А | Мировая политика и международные отношения : учебник для вузов | Аспект Пресс, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | научная электронная библиотека, содержащая рефераты и полные тексты научных статей и публикаций | elibrary.ru | ||
Э2 | электронный каталог библиотеки АлтГУ | www.lib.asu.ru | ||
Э3 | электронный каталог Российской государственной библиотеки | www.rsl.ru | ||
Э4 | портал журнала «Полис» | www.politstudies.ru | ||
Э5 | портал Российской ассоциации политической науки | www.rapn.ru | ||
Э6 | ЭБС Юрайт | |||
Э7 | ЭУМК | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по политологии. К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины. Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний. Ряд тем учебного курса полностью переносится на самостоятельную работу. Как правило, это темы, которые хорошо освещены в учебных пособиях и не представляют больших трудностей в их самостоятельном освоении, например, "Политическое лидерство", "Международные политические процессы", "Конфликты и кризисы" и др. Студент должен прийти в ВУЗ с полным пониманием того, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа лишь создает для этого необходимые условия. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования» по направлению 41.03.02 Регионоведение России. Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы программы учебного курса, и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды: - изучение понятийного аппарата дисциплины; - изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану; - работа над основной и дополнительной литературой; - работу над статьями ведущих политических теоретиков и аналитиков; - изучение вопросов для самоконтроля (самопроверки); - самоподготовка к практическим и другим видам занятий; - самостоятельная работа студента в библиотеке; - изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет; - консультация преподавателя дисциплины. Особое место отводится самостоятельной проработке студентами отдельных разделов и тем по изучаемым дисциплинам. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности. Изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану проводится в соответствии настоящим учебно-методическим комплексом. Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ курса, раскрытия сущности основных категорий политической науки, проблемных тем, таких как "Политическая власть", "Политическая модернизация и демократизация". Требуется творческое отношение и к самой программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера. Все эти вопросы не составляют сути понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем. Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Совершенно недостаточно только слушать лекции. Важно студенту понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос. |