Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.04. Политология |
Профиль | Политическое управление и PR |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_04_ПУ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 52 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.
1.1. | Изучаемый спецкурс "Субъектные основы государственного управления" предназначен для формирования представлений о специфике различных групп, непосредственно участвующих в управленческом процессе либо оказывающих существенное влияние на его протеканиее, особенностях их функционирования в системе государственного управления, их типических характеристиках, особенностях трансформации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
ОПК-3 | Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности функционирования субъектов государственного управления, методы изучения их влияния на макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы внутри- и внешнеполитического характера, способы выработки стратегий действий на основе применения системного подхода к анализу массива данных о субъектах управления. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать теоретические и эмпирические методы для оценки субъектного характера процессов государственного управления и их влияния на внешнюю политику, принимать обоснованное решение на основе критического анализа проблемной ситуации в управленческой сфере и оценивать практические последствия принимаемого решения для субъектов государственного управления |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью оценивать, моделировать и прогнозировать процессы в государственном управлении ,на основе методов теоретического и эмпирического исследования, и прикладного анализа; осуществлять критический анализ проблемной ситуации в сфере государственного управления на основе системного подхода к анализу субъектов государственного управления, вырабатывать стратегию действия по консолидации результатов интеллектуальной работы коллектива |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические и методологические основания курса | ||||||
1.1. | Государственное управление: особенности социального анализа | Лекции | 3 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Субъектная природа управления | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Многообразие субъектов государственного управления в России | Сам. работа | 3 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.4 |
Раздел 2. Элитные группы в государственном управлении | ||||||
2.1. | Политический класс | Практические | 3 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.3 |
2.2. | Подходы к пониманию политического класса | Сам. работа | 3 | 4 | УК-1 | Л2.1, Л1.3 |
2.3. | Профессиональные политики | Сам. работа | 3 | 2 | УК-1 | Л2.1, Л1.3 |
2.4. | Политические уководители | Сам. работа | 3 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.3 |
2.5. | Политические представители | Сам. работа | 3 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.4 |
2.6. | Эксперты и консультанты | Практические | 3 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.4 |
2.7. | Бизнес-элита | Практические | 3 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.8. | Бизнес элита | Сам. работа | 3 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 3. Бюрократия как субъект государственного управления | ||||||
3.1. | Понятие и основные характеристики бюрократии | Сам. работа | 3 | 6 | УК-1, ОПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л1.4 |
3.2. | Понятие и основные характеристики бюрократии | Практические | 3 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л2.2, Л1.3, Л1.4 |
3.3. | Бюрократические приемы и закономерности функционирования | Сам. работа | 3 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л2.2 |
3.4. | Бюрократические приемы и закономерности функционирования | Практические | 3 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л2.2 |
3.5. | Бюрократия в модернизационных процессах | Практические | 3 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л2.2 |
3.6. | Бюрократия в модернизационных процессах | Сам. работа | 3 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л2.2 |
3.7. | Проблемы бюрократии в современной России | Практические | 3 | 2 | УК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.8. | Проблемы бюрократии в современной России | Сам. работа | 3 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 4. Факторы и латентные субъекты государственного управления | ||||||
4.1. | Олигархические группы в государственном управлении | Практические | 3 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2 |
4.2. | Криминальные группировки | Сам. работа | 3 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2 |
4.3. | Олигархические и криминальные группировки | Сам. работа | 3 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л2.2 |
4.4. | Интеллектуалы и государственное управление | Лекции | 3 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л2.2 |
4.5. | Роль интеллектуалов в государственном управлении | Сам. работа | 3 | 6 | УК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы и задания к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | С. Ю. Кабашов | Государственная служба Российской Федерации: учеб. пособие | М.: Флинта, 2020 | |
Л1.2 | МГИМО (Ун-т) МИД, Каф. прикл. анализа междунар. пробл., Каф. экон. политики и гос.-частного парнерства | Экономическая политология. Отношения бизнеса с государством и обществом : учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2012 | |
Л1.3 | Кравченко, Альберт Иванович | Социология: учебник: Социальные структуры - Стратификация - Социальная мобильность - Социальные группы - Социальные общности | Юрайт, 2011 | |
Л1.4 | Соловьев А. И. | Политология. Политическая теория. Политические технологии: учебник для вузов | Аспект Пресс, 2003 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сулакшин С.С., Багадасарян В.Э., Колесник И. Ю. | Государственное управление в России и труд: | М.: Научный эксперт//ЭБС «Университетская библиотека online», 2010 | |
Л2.2 | Алексеев С.В. | Бюрократия и коррупционная деятельность: монография | Шахты: ЮРГУЭС, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Информационный сайт политических комментариев | www.politcom.ru | ||
Э2 | Обзор проектов фонда, направленных на развитие идей либерализма в России | www.liberal.ru | ||
Э3 | Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" | www.politnauka.org | ||
Э4 | ЭБС Юрайт | biblio-online.ru | ||
Э5 | Публичная интернет-библиотека | http//: www.public.r | ||
Э6 | Электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э7 | Фонд политических исследований | www.indem.ru | ||
Э8 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э9 | Субъектные основы государственного управления | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
В освоении курса "Субъектные основы государственного управления" необходимо активно использовать знания полученные в ходе изучения курсов "Государственная служба". "Политическое управление", "Социология", "Политическая философия" и др. Изучение курса цесосообразно начать с анализа социальных оснований государственного управления, чему соответственно посвящена первая лекция изучаемого курса. При анализе политического класса важно выделить основные подходы к его пониманию в западной и отечественной политической науке. Изучение профессиональных политиков целесообразно начать с обращения к докладу М. Вебера "Политика как наука и призвание", посвященному профессии политика, а такде выделить основные виды профессиональных политиков. При изучении политических представителей важно привлекать информацию СМИ о депутатах, проанализировать их выступления по важнейшим вопросам современной повестки дня. Знакомство с субъектами управления в экономической сфере, прежде всего с бизнес-элитой и олигархией, следует начать с определения и разграничения понятий, отражающих сущность данных субъектов. Анализ бюрократического измерения государственного управления целесообразно начать с рассмотрения эволюции бюрократии в истории общества и отражения этого процесса в истории политической мысли, особенно в концепциях ХХ века - М.Вебера, А. Вебера, Р. Михельса и др. Важно выделить сущность бюрократии (Л.Мизес), ее основные функции и дисфункции (Р.Мертон), наиболее известные типологии, приемы и закономерности функционирования, обратиться к законам Паркинсона, Мерфи, описывающие деятельность бюрократии. В изучении современной бюрократии следует уделить внимание анализу национальных особенностей бюрократии, провести сравнительный анализ российской бюрократии и национальных бюрократий в различных регионах мира с целью выявления специфики отечественной бюрократии и моделей ее поведения в управлении государством. При этом важно уяснить роль бюрократии в модернизационных процессах в различных политических системах. Знание, полученное при изучении важнейших характеристик бюрократии, позволит сформулировать основные тенденции в функционированиии отечественной бюрократии. Сложным в освоении представляется последний раздел курса, о чем свидетельствует его название. В методологическом плане при его изучении целесообразно опираться на работы о власти М.Фуко, П.Бурдье. В исследовании криминальной составляющей государственного управления следует использовать теорию Н.Боббио о скрытой власти, материалы криминальных расследований различных СМИ, попытаться определить основные тенденции и перспективы эффективного решения этой проблемы. Особый интерес представляет влияние религиозного фактора в управлении государством, прежде всего в теократических государствах. Понять роль интеллектуаллов в процессе управления поможет лекция, посвященная этому вопросу. Материал данной лекции послужит важным основанием и для осмысления роли интеллигенции в государственном управлении России на различных исторических этапах ее существования. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные умения и навыки специалиста-политолога. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: 1. закрепления знаний обучающегося в области субъектных основ государственного управления; 2. углубления и расширения общекультурного и профессионального уровня студента; 3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, собирать эмпирический материал; 4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала; 5. формирования навыков исследовательской работы. Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету. |