МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Образ России и региона в современном мире

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Ст. преподаватель, Д.А. Казанцев

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент , С.Ю. Асеев

Рабочая программа дисциплины
Образ России и региона в современном мире

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 РЕГИОНОВЕДЕНИЕ РОССИИ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1415)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Я.Ю. Шашкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Я.Ю. Шашкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов целостное представление о развитии образа России и регионов в мире, их роли в государственной и международной политике Российской Федерации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития России в контексте всемирно-исторического процесса
ПК-24 владением навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности образа России и региона в контексте всемирно-исторического процесса и на современном этапе; основные библиографические источники и поисковые системы формирующие представление о современном и историческом образе России и регионов
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать развитие регионов в системе государственного управления и социально-экономического развития России в разные исторические периоды; умеет вести научные исследования в области изучения образа России и регионов в современном мире
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.выявления основных тенденций мировой политики влияющих на формирование образа страны и ее регионов; построения исследовательской работы; навыками характеристики и анализа развития регионов и их роли в международной политике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия курса
1.1. Методы семиотических региональных исследований Лекции 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Теоретические и практические основы территориального имиджмейкинга Практические 7 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Теоретические и практические основы территориального имиджмейкинга Сам. работа 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Становление образа России Лекции 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Имидж России, основные теоретические подходы. Структурная модель имиджа государства/региона Практические 7 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.6. Имидж России, основные теоретические подходы. Структурная модель имиджа государства/региона Сам. работа 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.7. Основные понятия в брендинге и территориальном брендинге, определения Практические 7 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.8. Основные понятия в брендинге и территориальном брендинге, определения Сам. работа 7 5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.9. Современный российский федерализм. Региональная политика и взаимоотношения “центр − регионы” в современной России Лекции 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.10. Восприятие территории (ОБЛАКО АССОЦИАЦИЙ) Практические 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.11. Региональная власть и органы местного самоуправления РФ на современном этапе. Региональные элиты и группы влияния Лекции 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.12. Восприятие территории (ОБЛАКО АССОЦИАЦИЙ) Сам. работа 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.13. Основные положения территориального маркетинга. Образ региона Практические 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.14. Основные положения территориального маркетинга. Образ региона Сам. работа 7 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Региональная структура России: особенности и этапы ее формирования и развития
2.1. Региональная экономика: теоретические основы. Большие экономические районы России Лекции 7 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Системы идентификации территорий Практические 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Системы идентификации территорий Сам. работа 7 5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.4. Этапы и факторы формирования регионального имиджа Практические 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.5. Этапы и факторы формирования регионального имиджа Сам. работа 7 5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.6. Демографическое и социокультурное развитие региона Лекции 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.7. Маркетинг страны (на примере РФ), международный маркетинг Практические 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.8. Маркетинг страны (на примере РФ), международный маркетинг Сам. работа 7 5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Межрегиональные отношения современной России
3.1. Трансграничное сотрудничество: вопросы теории и основные формы. Взаимодействие российских регионов с зарубежными регионами и странами Лекции 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Туристический брендинг в России Практические 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Туристический брендинг в России Сам. работа 7 5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.4. Региональные системы: методика изучения Лекции 7 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.5. Региональные системы: методика изучения Сам. работа 7 6 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусморены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Селентьева Д. О. Политическая имиджелогия : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Д. О. Селентьева. — 2-е изд., испр. и доп.: М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C82E3033-64F3-4B2D-B3CA-41CE590459E6.
Л1.2 Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев Регионоведение: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Смирнов, Г. Н. Политология. Россия в мировом политическом процессе : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Гребенникова Т.Г., Глазунов Д.А., Анисимова И.В. Введение в регионоведение: Учебное пособие Барнаул: изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.3 Дергачев В. А. , Вардомский Л. Б. Регионоведение: Учебное пособие Юнити-Дана// ЭБС Университетская библиотека online, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114497
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Имидж России image-of-russia.livejournal.com
Э2 Полит.ру polit.ru
Э3 Московский государственный институт международных отношений (МГИМО-Университет) МИД РФ www.mgimo.ru
Э4 Академия имиджелогии www.academim.org
Э5 Российская ассоциация международных исследований (публикации) www.rami.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Windows
Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;подготовка к практическому занятиию.
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме.