МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика и политика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филос. н., доцент, Заусаева Наталья Александровна

Рецензент(ы):
к. ист. н. , доцент, Асеев Сергей Юрьевич

Рабочая программа дисциплины
Экономика и политика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 ПОЛИТОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина "Политика и экономика" предполагает изучение взаимосвязи и взаимодействия политики и экономики, роль политических факторов внешней среды, влияющих на деловую активность, своеобразие лоббирования и возможности использования его различными группами интересов, особенности артикуляции политических интересов, роль политических коммуникаций в экономической жизни общества. Дисциплина "Политика и экономика" позволяет студентам овладеть современными знаниями и навыками анализа взаимодействия политических и экономических институтов и сфер жизни общества, необходимыми для практической работы в государственных и негосударственных организациях. Она носит межпредметный характер и опирается на знания, полученные при изучении таких дисциплин как история, философия, социология, экономическая теория. Цель дисциплины - изучение моделей взаимодействия политики и экономики, становления и развития теоретических подходов к анализу данного взаимодействия, а также политических факторов, определяющих развитие экономики в современном мире и в России, и экономических предпосылок, влияющих на на протекание политических процессов,в частности, демократизации. Особое внимание уделяется изучению важнейших форм организации экономической жизни, их обусловленности политическими условиями, с одной стороны, и влиянию их на политические процессы и явления, с другой стороны.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9: способностью давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом
ПК-2: владением навыками участия в исследовательском процессе, способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности политико-экономического взаимодействия, особенности проектной деятельности по разрешению проблем в смежной сфере между экономикой и политикой, обусловленность их социальным и культурно-цивилизационным контекстом, о связи политико-экономических процессов с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и государственном, региональном и локальном уровнях.
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать задачи в пограничной сфере между экономикой и политикой, проектировать решение этих задач наиболее оптимальным образом, оценивать риски и ограничения, обусловленные влиянием политики на экономику и экономики на политику, выделять объективные тенденции и закономерности развития экономики и политики на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью определять круг задач, существующих во взаимодействии политики и экономики, выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся экономических и политических ресурсов и ограничений, устанавливать причинно следственные связи между экономической и политической сферами; давать оценку их взаимовлиянию и выявлять их связь с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и государственном, региональном и локальном уровнях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Проблема взаимосвязи политики и экономики в общественных науках Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.2. Закономерности взаимосвязи экономического роста и демократизации Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.3. Закономерности взаимосвязи экономического роста и демократизации Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.4. Исторические формы взаимосвязи политики и экономики Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3
1.5. Взаимовлияние власти и собственности в разных типах обществ Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.6. Политические факторы многообразия экономик Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Политические факторы многообразия экономик Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Социально-экономическая организация и политическая власть Лекции 6 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.9. Социально-экономическая организация и политическая власть Сам. работа 6 4 Л1.2, Л2.3
1.10. Институциональные предпосылки демократии и экономического роста Сам. работа 6 4 Л1.2, Л2.2
1.11. Институциональные предпосылки демократии и экономического роста Практические 6 2 Л1.2, Л2.2
1.12. Экономические факторы демократизации в теориях модернизации Практические 6 2 Л1.2, Л2.2
1.13. Экономические факторы демократизации в теориях модернизации Сам. работа 6 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.14. Соотношение экономических и политических свобод Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.15. Соотношение экономических и политических свобод Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.2, Л2.3
1.16. Культурный фактор экономического и политического развития Сам. работа 6 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.17. Культурный фактор в экономике и политике Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Государственное регулирование экономики Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.19. Государственное регулирование экономики Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.20. Цветные экономики Практические 6 2 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.21. Цветные экономики Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.22. Экономики функций Практические 6 2 Л1.2, Л2.2
1.23. Многообразие экономик функций Сам. работа 6 6 Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические и задания, вопросы и к зачету.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС ПиЭ ++20.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тупчиенко, В.А. Государственная экономическая политика : учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114696
Л1.2 Мищенко, В.В. Государственное регулирование экономики : учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/901
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Поздняков, Э.А. Философия политики : М.: Весь Мир, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276915
Л2.2 Осипов В.С., Смотрицкая И.И. Актуальные проблемы институциональной экономики : Теория и практика: учебное пособие: учебное пособие Москва: Юнити-Дана, , 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426632
Л2.3 В.М. Агеев, В.М., Кочетков, А.А., Новичков, В.И. и др. Экономическая теория: учебник М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453426
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Юрайт https://biblio-online.ru/
Э2 Электронная библиотека eLIBRARY.RU https://elibrary.ru/
Э3 Университетская библиотека on-line http://www.biblioclub.ru
Э4 Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/
Э5 Обзор проектов фонда, направленных на развитие идей либерализма в России http://www.liberal.ru/
Э6 Проект "ПолитНаука - политология в России и мире http://www.politnauka.org/-
Э7 Электронная библиотека http://do.gendocs.ru
Э8 Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент http://ecsocman.hse.ru/search/index.html
Э9 ЭУМК "Политика и экономика" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4753
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем

Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины "Политика и экономика" важно опираться на знания, полученные в ходе изучения предшествующих дисциплин, прежде всего, "Экономической теории", "Демократии в теории и практике", "Политический анализ" и других.
В изучении дисциплины необходимо формировать системное видение взаимосвязи политики, экономики и культуры. Важно учитывать, что культура стала рассматриваться в качестве фактора, оказывающего влияние на экономический рост и на политические процессы лишь во второй половине ХХ века. Здесь важно вспомнить основные выводы работы Г. Алмонда о гражданской культуре, а также познакомится с точкой зрения современного отечественного экономиста А.А. Аузана, обратив внимание на его анализ влияния человеческого фактора на экономический рост в современной России.
При анализе взаимосвязи экономического роста и демократизации необходимо учитывать не только классические знания, выработанные в ходе развития теорий политической модернизации и транзитологии, но опираться на неоинституциональный анализ в понимании современных процессов политического и экономического развития стран. Здесь следует познакомиться с положениями концепций Д. Норта и Р. Асемоглу, их интерпретациями взаимосвязи политических институтов и экономического роста.
При изучении дисциплины важно обратить внимание на различие подходов к анализу взаимосвязи политики и экономики у исследователей экономики, исследователей политики и политиков.
Анализ взаимосвязи политики и экономики предполагает знакомство с разными экономическими моделями, их обусловленности политическими режимами. Так, представляет интерес в этом отношении работа Фредерика Лалу о "цветных экономиках". В отечественной общественной науке важны исследования модели экономики "ресурсного проклятия", которая анализируется как исследователями экономики, так и исследователями политики.
Важным моментом для понимания взаимосвязи экономики и политики является уяснение соотношения власти и собственности, их иерархии в тех или иных культурных средах и режимах. Необходимо обратить внимание на специфическую трактовку этого отношения в России, на обоснование приоритета власти над собственностью Р.Пайпсом и другими исследователями.
В ходе изучения дисциплины прежде всего необходимо соотнести такие базовые категории как политика, экономика, политическая и государственная власть, государство, рынок, собственность, выявить их содержание и смысл, а также выявить факторы институциональных изменений. Особое внимание следует обратить на влияние социокультурного контекста на развитие политических и экономических институтов. В курсе представляется необходимым познакомиться с теорией институциональных матриц, выявить ее возможности и ограничения для анализа политических и экономических трансформаций в обществах разного типа. Особое внимание следует обратить на российскую специфику процесса институциональных изменений, проанализировать факторы эффективности политического и экономического реформирования общества, определить результаты основных этапов трансформации в России.
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения дисциплины особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные умения и навыки специалиста-политолога.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков.
Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.