Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.
1.1. | Дисциплина "Политика и экономика" предполагает изучение взаимосвязи и взаимодействия политики и экономики, роль политических факторов внешней среды, влияющих на деловую активность, своеобразие лоббирования и возможности использования его различными группами интересов, особенности артикуляции политических интересов, роль политических коммуникаций в экономической жизни общества. Дисциплина "Политика и экономика" позволяет студентам овладеть современными знаниями и навыками анализа взаимодействия политических и экономических институтов и сфер жизни общества, необходимыми для практической работы в государственных и негосударственных организациях. Она носит межпредметный характер и опирается на знания, полученные при изучении таких дисциплин как история, философия, социология, экономическая теория. Цель дисциплины - изучение моделей взаимодействия политики и экономики, становления и развития теоретических подходов к анализу данного взаимодействия, а также политических факторов, определяющих развитие экономики в современном мире и в России, и экономических предпосылок, влияющих на на протекание политических процессов,в частности, демократизации. Особое внимание уделяется изучению важнейших форм организации экономической жизни, их обусловленности политическими условиями, с одной стороны, и влиянию их на политические процессы и явления, с другой стороны. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ОПК-9 | способностью давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом |
ПК-2 | владением навыками участия в исследовательском процессе, способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности политико-экономического взаимодействия, особенности проектной деятельности по разрешению проблем в смежной сфере между экономикой и политикой, обусловленность их социальным и культурно-цивилизационным контекстом, о связи политико-экономических процессов с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и государственном, региональном и локальном уровнях. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | формулировать задачи в пограничной сфере между экономикой и политикой, проектировать решение этих задач наиболее оптимальным образом, оценивать риски и ограничения, обусловленные влиянием политики на экономику и экономики на политику, выделять объективные тенденции и закономерности развития экономики и политики на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью определять круг задач, существующих во взаимодействии политики и экономики, выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся экономических и политических ресурсов и ограничений, устанавливать причинно следственные связи между экономической и политической сферами; давать оценку их взаимовлиянию и выявлять их связь с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и государственном, региональном и локальном уровнях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Проблема взаимосвязи политики и экономики в общественных науках | Лекции | 6 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 | |
1.2. | Закономерности взаимосвязи экономического роста и демократизации | Лекции | 6 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 | |
1.3. | Закономерности взаимосвязи экономического роста и демократизации | Сам. работа | 6 | 4 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 | |
1.4. | Исторические формы взаимосвязи политики и экономики | Лекции | 6 | 2 | Л2.2, Л1.2, Л2.3 | |
1.5. | Взаимовлияние власти и собственности в разных типах обществ | Сам. работа | 6 | 4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 | |
1.6. | Политические факторы многообразия экономик | Практические | 6 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
1.7. | Политические факторы многообразия экономик | Сам. работа | 6 | 4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.8. | Социально-экономическая организация и политическая власть | Лекции | 6 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л2.3 | |
1.9. | Социально-экономическая организация и политическая власть | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.2, Л2.3 | |
1.10. | Институциональные предпосылки демократии и экономического роста | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.2, Л2.1 | |
1.11. | Институциональные предпосылки демократии и экономического роста | Практические | 6 | 2 | Л1.2, Л2.1 | |
1.12. | Экономические факторы демократизации в теориях модернизации | Практические | 6 | 2 | Л1.2, Л2.1 | |
1.13. | Экономические факторы демократизации в теориях модернизации | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.14. | Соотношение экономических и политических свобод | Практические | 6 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.15. | Соотношение экономических и политических свобод | Сам. работа | 6 | 4 | Л2.2, Л1.2, Л2.3 | |
1.16. | Культурный фактор экономического и политического развития | Сам. работа | 6 | 6 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.17. | Культурный фактор в экономике и политике | Практические | 6 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
1.18. | Государственное регулирование экономики | Сам. работа | 6 | 4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.19. | Государственное регулирование экономики | Практические | 6 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
1.20. | Цветные экономики | Практические | 6 | 2 | Л2.2, Л1.2, Л2.1 | |
1.21. | Цветные экономики | Сам. работа | 6 | 4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
1.22. | Экономики функций | Практические | 6 | 2 | Л1.2, Л2.1 | |
1.23. | Многообразие экономик функций | Сам. работа | 6 | 6 | Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические и задания, вопросы и к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Тупчиенко, В.А. | Государственная экономическая политика : учебное пособие | М.: Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114696 |
Л1.2 | Мищенко, В.В. | Государственное регулирование экономики : учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Осипов В.С., Смотрицкая И.И. | Актуальные проблемы институциональной экономики : Теория и практика: учебное пособие: учебное пособие | Москва: Юнити-Дана, , 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Поздняков, Э.А. | Философия политики : | М.: Весь Мир, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276915 |
Л2.3 | В.М. Агеев, В.М., Кочетков, А.А., Новичков, В.И. и др. | Экономическая теория: учебник | М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453426 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС Юрайт | biblio-online.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э3 | Университетская библиотека on-line | www.biblioclub.ru | ||
Э4 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э5 | Обзор проектов фонда, направленных на развитие идей либерализма в России | www.liberal.ru | ||
Э6 | Проект "ПолитНаука - политология в России и мире | www.politnauka.org | ||
Э7 | Электронная библиотека | do.gendocs.ru | ||
Э8 | Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент | ecsocman.hse.ru | ||
Э9 | ЭУМК "Политика и экономика" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для успешного освоения дисциплины "Политика и экономика" важно опираться на знания, полученные в ходе изучения предшествующих дисциплин, прежде всего, "Экономической теории", "Демократии в теории и практике", "Политический анализ" и других. В изучении дисциплины необходимо формировать системное видение взаимосвязи политики, экономики и культуры. Важно учитывать, что культура стала рассматриваться в качестве фактора, оказывающего влияние на экономический рост и на политические процессы лишь во второй половине ХХ века. Здесь важно вспомнить основные выводы работы Г. Алмонда о гражданской культуре, а также познакомится с точкой зрения современного отечественного экономиста А.А. Аузана, обратив внимание на его анализ влияния человеческого фактора на экономический рост в современной России. При анализе взаимосвязи экономического роста и демократизации необходимо учитывать не только классические знания, выработанные в ходе развития теорий политической модернизации и транзитологии, но опираться на неоинституциональный анализ в понимании современных процессов политического и экономического развития стран. Здесь следует познакомиться с положениями концепций Д. Норта и Р. Асемоглу, их интерпретациями взаимосвязи политических институтов и экономического роста. При изучении дисциплины важно обратить внимание на различие подходов к анализу взаимосвязи политики и экономики у исследователей экономики, исследователей политики и политиков. Анализ взаимосвязи политики и экономики предполагает знакомство с разными экономическими моделями, их обусловленности политическими режимами. Так, представляет интерес в этом отношении работа Фредерика Лалу о "цветных экономиках". В отечественной общественной науке важны исследования модели экономики "ресурсного проклятия", которая анализируется как исследователями экономики, так и исследователями политики. Важным моментом для понимания взаимосвязи экономики и политики является уяснение соотношения власти и собственности, их иерархии в тех или иных культурных средах и режимах. Необходимо обратить внимание на специфическую трактовку этого отношения в России, на обоснование приоритета власти над собственностью Р.Пайпсом и другими исследователями. В ходе изучения дисциплины прежде всего необходимо соотнести такие базовые категории как политика, экономика, политическая и государственная власть, государство, рынок, собственность, выявить их содержание и смысл, а также выявить факторы институциональных изменений. Особое внимание следует обратить на влияние социокультурного контекста на развитие политических и экономических институтов. В курсе представляется необходимым познакомиться с теорией институциональных матриц, выявить ее возможности и ограничения для анализа политических и экономических трансформаций в обществах разного типа. Особое внимание следует обратить на российскую специфику процесса институциональных изменений, проанализировать факторы эффективности политического и экономического реформирования общества, определить результаты основных этапов трансформации в России. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения дисциплины особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные умения и навыки специалиста-политолога. Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету. |