МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы организации поддерживающей социальной среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 89
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к. психол. наук, декан, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Методы организации поддерживающей социальной среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: сформировать у студентов – будущих специалистов знания о сущности, принципов, правил и методов организации поддерживающей социальной среды; овладеть методами создания социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска.
Основными задачами дисциплины являются:
-изучить методы анализа социальной ситуации развития ребенка для выявления факторов риска девиантного поведения;
-проанализировать потенциал ресурсов позитивного социального развития;
-овладеть практической деятельностью по социально-педагогической и психологической поддержке детей группы риска.
- изучить правовые и организационные основы психолого-педагогической и комплексной помощи детям и подросткам группы риска;
- понять методы реализации программ системного пролонгированного психолого- педагогического сопровождения детей и подростков группы риска;
- изучить методы анализа социальной ситуации развития ребенка для выявления факторов риска девиантного поведения;
- проанализировать потенциал ресурсов позитивного социального развития;
- научиться применять методы создания социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.51

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности; компоненты педагогической техники и методику работы воспитателя; методы воздействия и взаимодействия с различными категориями воспитуемых; особенности коллектива как объекта и субъекта воспитания; цели, задачи, педагогическую основу организации и методику воспитания в коллективе и малой группе; концептуальные основы и принципы психолого-педагогического сопровождения и коррекции психосоциальных проблем детей и подростков группы риска; способы эффективного взаимодействия со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска; основную специфику ресоциализации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе в процессе отбывания наказания; специфику профессиональной постановки практических задач в области диагностики, консультирования с детьми, подростками и их родителями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания о целях, содержании, методике социального воспитания для эффективной организации жизнедеятельности различных воспитательных организаций; использовать формы и методы социальной и воспитательной работы с семьей; реализовывать программы и технологии, направленные на предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе детей и подростков, рисков асоциального поведения, программы интеллектуальной и эмоциональной сферах. Методологически обоснованно формулировать практические способы разработки и реализации эффективных форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки детей и подростков группы риска; использовать методы анализа социальной ситуации развития ребенка для выявления факторов риска девиантного поведения и ресурсов позитивного социального развития; применять на практике традиционные и инновационные способы создавать социальную и образовательную поддерживающую среду для детей и подростков группы риска; использовать психолого-педагогические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие и продуктивного преодоления жизненных трудностей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методологией и методами создания социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска; современными педагогическими технологиями; навыками отбора и реализации современных методов воспитания, социализации и развития личности детей и подростков, несовершеннолетних с девиантным поведением; приемами диагностики, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; частными методиками диагностики, профилактики и коррекции отклонений в развитии; методологией и методами анализа социальной ситуации лиц с девиантным поведением для выявления факторов риска и ресурсов позитивного социального развития; методологией и техническими приемами оценки риска рецидива девиантного поведения. Владеть традиционными и инновационными способами и техниками ресоциализации несовершеннолетних с девиантным поведением; необходимыми навыками организовывать совместную деятельность со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Социальная ситуация развития ребенка и выявление факторов риска девиантного поведения. Правовые и организационные основы психолого-педагогической и комплексной помощи детям и подросткам группы риска.
1.1. Психолого-социально-педагогическая характеристика категории детей группы риска как объекта психолого-педагогической работы. Формы и методы психолого-педагогической и комплексной помощи Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.2. Девиации и социализация, факторы, обусловливающие отклоняющиеся поведение. Факторы неуспешной социализации ребенка. Слабые звенья социализации. Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.3. Дети и подростки группы риска как объект психолого- педагогической и комплексной помощи. Классификации подростков группы риска. Основные понятия: «риск», «группа риска», «трудная жизненная ситуация», «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации», «трудный ребенок», «трудновоспитуемый», «педагогически запущенный», «социально запущенный», «дезадаптированный». Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.4. Девиантная социализация. Девиантные социальные статусы и роли. Ролевой конфликт и ролевое напряжение. Девиантные субкультуры. Особенности подростково-юношеской субкультуры.Девиантная карьера. Практические 6 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.5. Понятие социального контроля. Основные механизмы и виды социального контроля. Тенденции социального контроля в странах запада. Специфика социального контроля в россии. Практические 6 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.6. Микросреда как социальный контекст развития ребенка. Неблагополучная семья как фактор жизненного риска детей. Диагностические методики для изучения эмоционального благополучия ребенка в семье. Практические 6 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.7. Сущность социально-педагогической поддержки детства как особого вида создания социальной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска. Принципы ее организации. Виды помощи как направления деятельности специалистов и мероприятий: социальная помощь, психологическая, педагогическая, патронаж, экономическая и правовая помощь. Сам. работа 6 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.8. Понятие поддерживающей социальной среды. Создание условий для существования и развития ребенка в образовательной системе, способствующей самореализации, нужности, самоценности. Сам. работа 6 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.9. Социальные ориентации и установки. Концепция личности и отдельные установки связанные в определенной уровневой системе диспозиций: элементарные установки; социальные установки; базовые социальные установки; система ценностных ориентации. Сам. работа 6 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.10. Учреждения социально-педагогической поддержки детей группы риска Система государственной помощи и поддержки детей группа риска. Создание системы социально-педагогической поддержки детей группы риска на муниципальном уровне. Сам. работа 6 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.11. Правовые основы помощи детям и подросткам группы риска. Государственные стандарты и программы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска. Сам. работа 6 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.12. Типы учреждений социально-педагогической поддержки детей группы риска. Нормативно-правовое обеспечение их деятельности. Социально-педагогическая и психологическая службы. Педагогический коллектив учреждений для детей группы риска. Сам. работа 6 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
1.13. Ресурсы позитивного социального развития (семья, община, церковь). Программы психолого-педагогической и комплексной помощи детям и подросткам группы риска Сам. работа 6 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Социальное воспитание как совокупность организации поддерживающей социальной среды и индивидуальной помощи в воспитательных организациях.
2.1. Социально-педагогическая деятельность в детском доме. Специфика образовательной системы в условиях закрытых учреждений. Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.2. Индивидуальное сопровождение. Сопровождение семьи. Взаимодействие специалиста и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности. Помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении. Психолого-педагогическая помощь. Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.3. Воспитание ребенка в приемной семье и ее социально педагогическое сопровождение. Формы и методы работы социального педагога с приемной семьей Практические 6 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.4. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков. Характеристика и содержание реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками в социально-реабилитационных учреждениях. Формы и методы социально-педагогической реабилитации дезадаптированных учащихся. Практические 6 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.5. Социальное жизнеустройство закрытых учреждений. Социально-бытовая ориентация, подготовка выпускников к самостоятельной жизни. Социально- психологическая деятельность в детском доме. Постинтернатное сопровождение. Практические 6 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.6. Требования к психологическому инструментарию по выявлению детей «группы риска». Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы. Соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка). Сам. работа 6 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.7. Схема сбора информации. Методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация». Методика Д.Б. Эльконина, А.Б. Венгера « Изучение сформированности образа «Я» и самооценки». Опросники: А.Г. Хрипковой и Д.Г. Колесова, И.С. Кона, А.Ш. Шахмановой и др. Сам. работа 6 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.8. Модели социально-психологической помощи семье. Сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование). Защита прав детей от жестокого обращения. Алгоритм работы с семьями «группы риска». Выявление семей «группы риска». Формы и методы работы с Сам. работа 6 5 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.9. Формы и методы социально-педагогической деятельности территориального комплекса служб социальной помощи детям и подросткам. Сам. работа 6 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.10. Характеристика учреждений, оказывающих помощь в социально-педагогическом сопровождении ребенка с проблемами. Назначение пенитенциарных учреждений. Перевоспитание как целенаправленная воспитательная деятельность. Содержание основных этапов процесса перевоспитания Сам. работа 6 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Методы создания социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска.
3.1. Социальная и образовательная поддерживающая среда. Перспективы превенции как метода социального контроля девиантного поведения детей и подростков группы риска. Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
3.2. Социальное предпринимательство и социальное служение как инновационные факторы развития поддерживающей среды детей и подростков группы риска. Сам. работа 6 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
3.3. Организация совместной деятельности со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска.Формирование социально-значимых навыков личности в современных условиях. Практические 6 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
3.4. Привлечения к совместной деятельности различных специалистов: юристов, врачей, психологов, психотерапевтов. Основные принципы и модели работы в микросоциальной среде. Сам. работа 6 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
3.5. Социальная и образовательная поддерживающая среда. Перспективы превенции как метода социального контроля девиантного поведения детей и подростков группы риска. Практические 6 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
3.6. Организация совместной деятельности со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска. Сам. работа 6 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
3.7. Практики поддержки: программы помощи и социальные агентства. Организация в микросоциальной среде коллективов и групп и предоставлении им помощи. Специфические требования к профессиональной компетенции. Сам. работа 6 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
3.8. Педагогические проблемы социальной реабилитации беспризорных детей и подростков в специализированных учреждениях Сам. работа 6 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
3.9. Образовательно-воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях. Основные направления, средства, методы и формы воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения Сам. работа 6 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
3.10. Экзамен 6 27 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.3, Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Книжникова С. В. Девиантология для педагогов и психологов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Павленок Петр Денисович Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 znanium.com
Л1.3 Е. И. Холостова Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие М.: Дашков и К, 2017 biblioclub.ru
Л1.4 Адаптация и реабилитация в социальной работе: Учебники и учебные пособия для ВУЗов КНИТУ, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности: Учебное пособие Речь, 2007 elibrary.ru
Л2.2 Тарасенко Л. В., Нор-Аревян О. А. Технологии работы с молодежью группы риска в России: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Под общей редакцией: Валеева Н.Ш. Адаптация и реабилитация в социальной работе: учебное пособие: Казань: КНИТУ, 2011, biblioclub.ru
Л2.4 Олешкевич В.И. ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА А. АДЛЕРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Финогеева Э. А Девиантология: практикум: Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, , 2014 biblioclub.ru
Л2.6 под общ. ред. Н.С. Хрусталевой Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психодиагностика и психологическая помощь: учебник Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 Методы организации поддерживающей социальной среды portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Методы организации поддерживающей социальной среды» придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий;
b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию;
c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников,
e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела.
4. При подготовке к практическим занятиям следует При не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
5. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование