МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы организации поддерживающей социальной среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к. психол. наук, декан, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Методы организации поддерживающей социальной среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: сформировать у студентов – будущих специалистов знания о сущности, принципов, правил и методов организации поддерживающей социальной среды; овладеть методами создания социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска.
Основными задачами дисциплины являются:
-изучить методы анализа социальной ситуации развития ребенка для выявления факторов риска девиантного поведения;
-проанализировать потенциал ресурсов позитивного социального развития;
-овладеть практической деятельностью по социально-педагогической и психологической поддержке детей группы риска.
- изучить правовые и организационные основы психолого-педагогической и комплексной помощи детям и подросткам группы риска;
- понять методы реализации программ системного пролонгированного психолого- педагогического сопровождения детей и подростков группы риска;
- изучить методы анализа социальной ситуации развития ребенка для выявления факторов риска девиантного поведения;
- проанализировать потенциал ресурсов позитивного социального развития;
- научиться применять методы создания социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.52

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности; компоненты педагогической техники и методику работы воспитателя; методы воздействия и взаимодействия с различными категориями воспитуемых; особенности коллектива как объекта и субъекта воспитания; цели, задачи, педагогическую основу организации и методику воспитания в коллективе и малой группе; концептуальные основы и принципы психолого-педагогического сопровождения и коррекции психосоциальных проблем детей и подростков группы риска; способы эффективного взаимодействия со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска; основную специфику ресоциализации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе в процессе отбывания наказания; специфику профессиональной постановки практических задач в области диагностики, консультирования с детьми, подростками и их родителями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания о целях, содержании, методике социального воспитания для эффективной организации жизнедеятельности различных воспитательных организаций; использовать формы и методы социальной и воспитательной работы с семьей; реализовывать программы и технологии, направленные на предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе детей и подростков, рисков асоциального поведения, программы интеллектуальной и эмоциональной сферах. Методологически обоснованно формулировать практические способы разработки и реализации эффективных форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки детей и подростков группы риска; использовать методы анализа социальной ситуации развития ребенка для выявления факторов риска девиантного поведения и ресурсов позитивного социального развития; применять на практике традиционные и инновационные способы создавать социальную и образовательную поддерживающую среду для детей и подростков группы риска; использовать психолого-педагогические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие и продуктивного преодоления жизненных трудностей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методологией и методами создания социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска; современными педагогическими технологиями; навыками отбора и реализации современных методов воспитания, социализации и развития личности детей и подростков, несовершеннолетних с девиантным поведением; приемами диагностики, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; частными методиками диагностики, профилактики и коррекции отклонений в развитии; методологией и методами анализа социальной ситуации лиц с девиантным поведением для выявления факторов риска и ресурсов позитивного социального развития; методологией и техническими приемами оценки риска рецидива девиантного поведения. Владеть традиционными и инновационными способами и техниками ресоциализации несовершеннолетних с девиантным поведением; необходимыми навыками организовывать совместную деятельность со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Социальная ситуация развития ребенка и выявление факторов риска девиантного поведения. Правовые и организационные основы психолого-педагогической и комплексной помощи детям и подросткам группы риска.
1.1. Психолого-социально-педагогическая характеристика категории детей группы риска как объекта психолого-педагогической работы. Формы и методы психолого-педагогической и комплексной помощи Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
1.2. Девиации и социализация, факторы, обусловливающие отклоняющиеся поведение. Факторы неуспешной социализации ребенка. Слабые звенья социализации. Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
1.3. Дети и подростки группы риска как объект психолого- педагогической и комплексной помощи. Классификации подростков группы риска. Основные понятия: «риск», «группа риска», «трудная жизненная ситуация», «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации», «трудный ребенок», «трудновоспитуемый», «педагогически запущенный», «социально запущенный», «дезадаптированный». Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-11 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
1.4. Девиантная социализация. Девиантные социальные статусы и роли. Ролевой конфликт и ролевое напряжение. Девиантные субкультуры. Особенности подростково-юношеской субкультуры.Девиантная карьера. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
1.5. Понятие социального контроля. Основные механизмы и виды социального контроля. Тенденции социального контроля в странах запада. Специфика социального контроля в россии. Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
1.6. Микросреда как социальный контекст развития ребенка. Неблагополучная семья как фактор жизненного риска детей. Диагностические методики для изучения эмоционального благополучия ребенка в семье. Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
1.7. Сущность социально-педагогической поддержки детства как особого вида создания социальной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска. Принципы ее организации. Виды помощи как направления деятельности специалистов и мероприятий: социальная помощь, психологическая, педагогическая, патронаж, экономическая и правовая помощь. Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
1.8. Понятие поддерживающей социальной среды. Создание условий для существования и развития ребенка в образовательной системе, способствующей самореализации, нужности, самоценности. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
1.9. Социальные ориентации и установки. Концепция личности и отдельные установки связанные в определенной уровневой системе диспозиций: элементарные установки; социальные установки; базовые социальные установки; система ценностных ориентации. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
1.10. Учреждения социально-педагогической поддержки детей группы риска Система государственной помощи и поддержки детей группа риска. Создание системы социально-педагогической поддержки детей группы риска на муниципальном уровне. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
1.11. Правовые основы помощи детям и подросткам группы риска. Государственные стандарты и программы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
1.12. Типы учреждений социально-педагогической поддержки детей группы риска. Нормативно-правовое обеспечение их деятельности. Социально-педагогическая и психологическая службы. Педагогический коллектив учреждений для детей группы риска. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Раздел 2. Социальное воспитание как совокупность организации поддерживающей социальной среды и индивидуальной помощи в воспитательных организациях.
2.1. Социально-педагогическая деятельность в детском доме. Специфика образовательной системы в условиях закрытых учреждений. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
2.2. Индивидуальное сопровождение. Сопровождение семьи. Взаимодействие специалиста и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности. Помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении. Психолого-педагогическая помощь. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
2.3. Воспитание ребенка в приемной семье и ее социально педагогическое сопровождение. Формы и методы работы социального педагога с приемной семьей Практические 4 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
2.4. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков. Характеристика и содержание реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками в социально-реабилитационных учреждениях. Формы и методы социально-педагогической реабилитации дезадаптированных учащихся. Сам. работа 4 2 ПК-11 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
2.5. Социальное жизнеустройство закрытых учреждений. Социально-бытовая ориентация, подготовка выпускников к самостоятельной жизни. Социально- психологическая деятельность в детском доме. Постинтернатное сопровождение. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
2.6. Требования к психологическому инструментарию по выявлению детей «группы риска». Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы. Соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка). Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
2.7. Социальное жизнеустройство закрытых учреждений. Социально-бытовая ориентация, подготовка выпускников к самостоятельной жизни. Социально- психологическая деятельность в детском доме. Постинтернатное сопровождение. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
2.8. Схема сбора информации. Методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация». Методика Д.Б. Эльконина, А.Б. Венгера « Изучение сформированности образа «Я» и самооценки». Опросники: А.Г. Хрипковой и Д.Г. Колесова, И.С. Кона, А.Ш. Шахмановой и др. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
2.9. Модели социально-психологической помощи семье. Сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование). Защита прав детей от жестокого обращения. Алгоритм работы с семьями «группы риска». Выявление семей «группы риска». Формы и методы работы с Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
Раздел 3. Методы создания социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска.
3.1. Социальная и образовательная поддерживающая среда. Перспективы превенции как метода социального контроля девиантного поведения детей и подростков группы риска. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
3.2. Социальное предпринимательство и социальное служение как инновационные факторы развития поддерживающей среды детей и подростков группы риска. Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
3.3. Организация совместной деятельности со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска.Формирование социально-значимых навыков личности в современных условиях. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
3.4. Привлечения к совместной деятельности различных специалистов: юристов, врачей, психологов, психотерапевтов. Основные принципы и модели работы в микросоциальной среде. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
3.5. Образовательно-воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях. Основные направления, средства, методы и формы воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
3.6. Социальная и образовательная поддерживающая среда. Перспективы превенции как метода социального контроля девиантного поведения детей и подростков группы риска. Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
3.7. Педагогические проблемы социальной реабилитации беспризорных детей и подростков в специализированных учреждениях Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
3.8. Практики поддержки: программы помощи и социальные агентства. Организация в микросоциальной среде коллективов и групп и предоставлении им помощи. Специфические требования к профессиональной компетенции. Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3
3.9. Экзамен 4 9 ОПК-1, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общей редакцией: Валеева Н.Ш. Адаптация и реабилитация в социальной работе: учебное пособие: Казань: КНИТУ, 2011, biblioclub.ru
Л1.2 Книжникова С. В. Девиантология для педагогов и психологов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.3 Павленок Петр Денисович Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 znanium.com
Л1.4 Е. И. Холостова Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие М.: Дашков и К, 2017 biblioclub.ru
Л1.5 Адаптация и реабилитация в социальной работе: Учебники и учебные пособия для ВУЗов КНИТУ, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности: Учебное пособие Речь, 2007 elibrary.ru
Л2.2 Тарасенко Л. В., Нор-Аревян О. А. Технологии работы с молодежью группы риска в России: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Олешкевич В.И. ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА А. АДЛЕРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Финогеева Э. А Девиантология: практикум: Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, , 2014 biblioclub.ru
Л2.5 под общ. ред. Н.С. Хрусталевой Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психодиагностика и психологическая помощь: учебник Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 Методы организации поддерживающей социальной среды portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Методы организации поддерживающей социальной среды» придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий;
b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию;
c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников,
e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела.
4. При подготовке к практическим занятиям следует При не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
5. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование