МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Криминальная патопсихология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Старосельцева Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент , Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Криминальная патопсихология

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление с патопсихологическими особенностями, механизми и мотивацией преступных действий лиц с психическими аномалиями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 готовностью квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военной, медико-социальной и медико-педагогической экспертизы), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя
ПСК-3.4 способностью и готовностью к овладению теорией и методологией проведения психологических экспертиз с учетом их предметной специфики
ПСК-3.7 способностью и готовностью к самостоятельному проведению психологических экспертиз и составлению заключений в соответствии с задачами экспертизы и нормативно-правовыми документами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1.Знать отношения между теорией судебной экспертологии, научными исследованиями в общей, клинической и юридической психологии, и практикой проведения судебных экспертиз с участием психолога.
2.Знать общие принципы проведения психологической экспертизы; цели и задачи экспертизы при расстройствах сексуальной сферы
3.Знать теорию и методологию производства судебных экспертиз с участием психолога, специфики предметных видов судебных экспертиз в уголовном и гражданском процессах.
4.Знать законодательные основы психологической экспертизы
5.Знать организационно-правовые основы и этические принципы производства судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз.
6. Знать алгоритм решения задач в разнообразных судебно-экспертных ситуациях

3.2.Уметь:
3.2.1.1. Уметь излагать свои мысли устно и письменно, аргументинрованно защищать свою точку зрения во взаимодействии с другими психологами-экспертами, судебно-психиатрическими экспертами, работниками правохранительных органов (дознавателями, следователями) и участниками суда (судьями, прокурорами и адвокатами).
2. Уметь составлять план проведения психологической экспертизы, выбирать методы работы, позволяющие решать задачи экспертизы
3. Уметь эффективно взаимодействовать с органом или лицом, назначающим судебную экспертизу, а также с судебными экспертами-психологами и экспертами смежных специальностей (психиатрами, сексологами, наркологами).
4. Уметь применять организационно-правовые основы и этические принципы производства судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз.
5. Уметь решать профессиональные задачи в разнообразных судебно-экспертных ситуациях.
6.Уметь проводить психологическую экспертизу

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Владеть самостоятельностью мышления, способностью к выработке «внутреннего убеждения» на основе полного, всестороннего и научно обоснованного анализа всех имеющихся данных.
2. Владеть чувством ответственности, умением использовать границы ответственности и компетенции, заданные законодательно и этически.
3. Владеть навыками выбора конкретных экспериментально-психологических методов в зависимости от целей экспертизы и особенностей пациента
4. Владеть основными судебно-психологическими экспертными понятиями, имеющими юридическое значение для гражданского и уголовного судопроизводства.
5. Владеть алгоритмом решения задач в разнообразных судебно-экспертных ситуациях
6. Владеть навыками обоснованного формулирования заключения по результатам экспертизы с учётом нозологических и социальных факторов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Криминальная патопсихология как отрасль научного значения
1.1. Криминальная патопсихология как отрасль научного значения Предмет и значение. Междисциплинарные связи. Основные методологические подходы Лекции 9 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Изучение материалов уголовного дела и истории болезни Ознакомление со структурой уголовного дела. Основные материалы по существу совершенного правонарушения. Психологический анализ материалов уголовного дела, особенности и мотивы совершения правонарушения. Психологический смысл сопоставления субъективных данных (показания обвиняемого, свидетелей и т.д.) и объективных показателей, полученных в ходе ведения расследования. Лабораторные 9 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Ознакомление со структурой истории болезни. Субъективный и объективный анамнез, психический статус, дневниковые записи лечащего врача, основные материалы по истории жизни и заболевания человека. Психологический анализ анамнеза больного как основной материал к характеристике развития личности больного. Основные стадии развития личности по данным анамнеза (особенности раннего детства, учебной деятельности, его трудовой маршрут). Требования к выпискам из истории болезни и материалов уголовного дела: краткость данных об изменениях или деградации личности, об основных этапах развития заболевания, об окончательном диагнозе заболевания (с учетом заключения консультантов). Составление выписок из материалов уголовного дела и истории болезни, их обсуждение и коррекция. Лабораторные 9 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Метод беседы. Определение основных задач беседы. Выбор тактики беседы. Лабораторные 9 2 ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Проблема криминогенности психических аномалий
2.1. Проблема криминогенности психических аномалий. Характеристика шизофренического симптомокомплекса и его криминогенное значение. Характеристика психопатического симптомокомплекса и его криминогенное значение. Характеристика органического симптомокомплекса и его криминогенное значение. Характеристика олигофренического симптомокомплекса и его криминогенное значение. Характеристика симптомокомплекса психогенной дезорганизации психической деятельности и его криминогенное значение Лекции 9 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Нарушение памяти. Методы исследования нарушений памяти Лабораторные 9 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Нарушение мышления. Методы исследования нарушений мышления Лабораторные 9 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Нарушение внимания и сенсо-моторной сферы. Исследование сенсомоторной сферы и внимания Лабораторные 9 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Патология личностной сферы. Исследование личностных особенностей больных Сам. работа 9 4 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Исследование больных с целью описания структуры дефекта. Исследование больного с диагнозом "эпилепсия". Исследование больного с диагнозом "хронический алкоголизм". Исследование больного с диагнозом "олигофрения". Сам. работа 9 8 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Личность преступника с психическими аномалиями
3.1. Личность преступника с психическими аномалиями. Криминологические аспекты тревожности. Криминологические аспекты внушаемости. Криминологические аспекты жестокости. Криминологические аспекты агрессивности. Криминологические аспекты ригидности Лекции 9 4 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Криминологические аспекты тревожности. Лабораторные 9 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Криминологические аспекты внушаемости. Сам. работа 9 4 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Криминологические аспекты жестокости. Лабораторные 9 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.5. Криминологические аспекты агрессивности. Сам. работа 9 4 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.6. Криминологические аспекты ригидности Лабораторные 9 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Преступное поведение лиц с психическими аномалиями
4.1. Преступное поведение лиц с психическими аномалиями. Мотивация преступного поведения лиц с психическими аномалиями. Когнитивное звено преступного поведения (принятие решения и планирование). Лекции 9 4 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Прикладные проблемы криминальной патопсихологии
5.1. Прикладные проблемы криминальной патопсихологии. Уголовно-правовые и исправительно-трудовые проблемы.Криминалистические и уголовно-процессуальные проблемы Лекции 9 4 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.2. Презентация докладов. Прикладные проблемы криминальной патопсихологии Лабораторные 9 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Криминальная виктимология
6.1. Виктимологическая профилактика отдельных видов преступлений Сам. работа 9 4 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.2. Криминальная виктимология.Методологические и теоретические проблемы современной криминальной виктимологии. Основные виктимологические тенденции преступности в России. Виктимологическая профилактика преступлений Снижение индивидуальной виктимности граждан на основе обучения их тактике безопасной деятельности при угрозе преступного посягательства Лекции 9 4 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.3. Снижение индивидуальной виктимности Сам. работа 9 3 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.4. Подготовка докладов Сам. работа 9 20 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.5. Подготовка к зачетному занятию Сам. работа 9 19 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.6. Зачетное занятие Лабораторные 9 2 ПК-8, ПСК-3.4, ПСК-3.7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.7. Зачет Лабораторные 9 0 ПК-8 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. В. Мартыненко [и др.] ; под общей редакцией А. В. Мартыненко, Л. А. Потаповой. Профилактика экстремизма в молодежной среде : учебное пособие для вузов : Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Зейгарник Б.В. ПАТОПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мавренкова Е.А. Криминальная психология: учебное пособие Издательство ЮФУ, 2011 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Курс на едином образовательном портале АГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий.
4. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.

Подготовка к выполнению практических заданий.
В рамках практических заданий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к реализации практических заданий необходимо готовится по основным вопросам рассматриваемой темы, которые озвучиваются в рамках лекций, практических занятий по предложенному списку литературы.

Подготовка доклада
При подготовке доклада обучающиеся самостоятельно изучают группу источников по определённой теме, которая, как правило, подробно не освещается на лекциях.
Цель подготовки доклада – овладение навыками анализа и краткого изложения изученных материалов в соответствии с требованиями, а также создание наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде, то есть создание докладов - презентаций расширяет методы и средства обработки и представления информации и формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Доклады - презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. Основные этапы подготовки доклада - презентации:
 выбор темы;
 консультации научного руководителя;
 работа с источниками, сбор материала;
 написание текста доклада;
 оформление рукописи, создание презентационного материала;
 выступление с докладом перед аудиторией.
Подготовка доклада – презентации позволяет обучающемуся основательно изучить интересующий его вопрос, изложить материал в компактном и доступном виде, привнести в текст полемику, приобрести навыки научно-исследовательской работы, устной речи, ведения научной дискуссии. В ходе подготовки доклада – презентации могут быть подготовлены раздаточные материалы.
Доклады – презентации могут зачитываться и обсуждаться на семинарских занятиях, студенческих научных конференциях.

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала по теме или блоку тем, где акцент делается на изучение причинно-следственных связей, раскрытию природы явлений и событий, проблемных вопросов. Для подготовки необходима рабочая программа дисциплины с примерами тестов, учебно-методическим и информационным обеспечением. На кафедре должен быть подготовлен фонд тестов и контрольных заданий, с которыми обучающихся не знакомят.

Подготовка к зачету
Промежуточная аттестация по дисциплине «Криминальная патопсихология и виктимология» проводится в соответствии с Учебным планом на 5 курсе в форме зачета. Студенты допускается к зачету по дисциплине в случае выполнения ими учебного плана по дисциплине: выполнения всех заданий и мероприятий, предусмотренных программой дисциплины (по формам текущего контроля). В случае наличия учебной задолженности студент отрабатывает пропущенные занятия на консультациях. Зачет принимает лектор. Оценка знаний студента на зачете носит комплексный характер и определяется его:
-ответом на зачете (на вопросы из предложенного списка);
-учебными достижениями в семестровый период.
Знания, умения, навыки студента на зачете оцениваются оценками: «зачтено», «не зачтено».