МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология исторической науки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 77
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 77 77 77 77
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Гончаров Ю.М.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Бобров Д.С.

Рабочая программа дисциплины
История и методология исторической науки

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46.04.01 История (квалификация (степень) «магистр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. N 1300.

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 04.07.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 04.07.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «История и методология исторической науки» являются:
- уяснение закономерностей возникновения и развития исторической науки;
- изучение процесса развития исторических знаний в тесной связи с изменениями образа науки в различные эпохи и как части общей духовной культуры;
- формирование умений и навыков ориентации во множестве различных направлений в исторической науке, позволяющих намечать действительно новые актуальные исследовательские цели и использовать современные методологические принципы для их научной реализации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-6 способность к инновационной деятельности, к постановке и решению перспективных научно-исследовательских и прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- закономерность развития исторической науки, ее современном состоянии как отрасли науки и составной части духовной культуры общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.- ориентироваться во множестве различных направлений в исторической науке, позволяющие намечать новые актуальные исследовательские цели и использовать современные методологические принципы для их научной реализации;
- работать с разноплановыми источниками, осуществлять эффективный поиск информации и критику источников;
- вести научные дискуссии, высказывать собственные суждения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками получения, анализа и обобщения исторической информации;
- навыками применения современных методов исторического исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Развитие историко-антропологических исследований.
1.1. Развитие историко-антропологических исследований. Лекции 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Развитие историко-антропологических исследований. Сам. работа 2 8 ОК-1, ОК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Развитие историко-антропологических исследований. Практические 2 4 ОК-1, ОК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Локальная история
2.1. Локальная история Лекции 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Локальная история Сам. работа 2 8 ОК-1, ОК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Локальная история Практические 2 4 ОК-1, ОК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Гендерные исследования
3.1. Гендерные исследования Лекции 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
3.2. Гендерные исследования Сам. работа 2 8 ОК-1, ОК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
3.3. Гендерные исследования Практические 2 4 ОК-1, ОК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Устная история
4.1. Устная история Лекции 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
4.2. Устная история Сам. работа 2 8 ОК-1, ОК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
4.3. Устная история Лекции 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Национальные истории на постсоветском пространстве
5.1. Национальные истории на постсоветском пространстве Лекции 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
5.2. Национальные истории на постсоветском пространстве Сам. работа 2 24 ОК-1, ОК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
5.3. Национальные истории на постсоветском пространстве Практические 2 6 ОК-1, ОК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Современное международное россиеведение
6.1. Современное международное россиеведение Лекции 2 4 ОК-1, ОК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
6.2. Современное международное россиеведение Сам. работа 2 21 ОК-1, ОК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
6.3. Современное международное россиеведение Практические 2 6 ОК-1, ОК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
6.4. Экзамен Экзамен 2 27 ОК-1, ОК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для экзамена:
1. Развитие историко-антропологических исследований
2. Крестьяноведение
3. Локальная история: предмет, методы, источники
4. Гендерная история как исследовательское направление
5. Устная история: предмет, методы, источники
6. Национальная история в Казахстане
7. Национальные истории в Украине и Белоруссии.
8. Изучение истории России (СССР) в США и Великобритании: наследие советологии и новые тенденции
9. Современное французское историческое россиеведение.
10. История России (СССР) в освещении современной германской историографии
11. Современное японское историческое россиеведение

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Коллоквиум по работе Марка Блока "Апология истории"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Наумова Г.Р. История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Ч.2: учеб. пособие М. : Изд-во Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Репина Л.П. История исторического знания: учеб. пособие М. : Изд-во Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
Л1.3 Филюшкин А.И. (ред.) Теория и методология истории: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Изд-во Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лаппо-Данилевский, А.С. Методология истории: М. : Издательский дом «Территория будущего», , 2006 biblioclub.ru
Л2.2 Румянцева М.Ф. Основы теории исторического знания : учебное пособие Переславль-Залесский : УГП имени А.К. Айламазяна, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э4 Курс в Moodle "История и методология исторической науки" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения


Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуются

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

История и методология исторической науки – один из базовых учебных курсов, формирующих профессиональную компетентность студента-историка. Курс представляет собой обобщение опыта осмысления истории и опыта исследования прошлого.
Теоретические знания являются необходимой частью системы научных знаний, что предопределяет ключевую роль теории в понимании исторических процессов. Знание основных принципов и подходов к объяснению событий прошлого является необходимым условием как формирования у обучающихся адекватного представления об историческом процессе, так и осмысления ими конкретно-исторических знаний на более высоком уровне.
Важной составляющей курса является его направленность на развитие мышления обучающихся, а также на выработку практических навыков ведения дискуссии, обсуждения сложных теоретических вопросов. С этой целью в программе предусмотрены разноплановые практические занятия, предусматривающие как большой объем самостоятельной работы студентов с источниками (с последующим коллективным анализом текстов), так и «активные» формы проведения занятий (дискуссия, круглый стол, презентация творческих проектов и т.п.).