МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Традиционные и современные идеологии в России
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 58
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 58 58 58 58
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., проф., Широкова М.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Традиционные и современные идеологии в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., проф. Шашкова Я.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., проф. Шашкова Я.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения фактического материала учебной дисциплины «Традиционные идеологии в России» заключается в том, чтобы обеспечить формирование у студентов факультета современных научных представлений о социальной и функциональной природе базовых ценностей, которые органически присущи основным идеологиям традиционалистского типа, характерным именно для русского народного сознания и национальной политической мысли. Среди них выделяются, например, классические модификации славянофильского почвенничества, радикального и реформистского народничества, сибирского областничества, евразийства и др.
Наряду с этим другая цель освоения фактического материала данной учебной дисциплины состоит в том, чтобы сформировать патриотические концептуально-мировоззренческие установки, позволяющие самостоятельно и критически анализировать системные признаки, ценностные основания и специфику национальных идеологий, относящихся к данному спектру в сопоставлении с зарубежными аналогами. Представляется также исключительно важным выявить общее и особенное в отечественных идеологических системах традиционного и современного типа. Особый акцент в курсе делается на определенной ограниченности использования научного инструментария западных методологических подходов к исследованию «мира идей», выражающего и, в известной степени, отражающего российскую политическую реальность.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.16

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОПК-2: владением общенаучной и политологической терминологией, умением работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями
ПК-1: владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику главных политических идеологий распространенных в России; основные этапы и закономерности исторического развития общества и идейно-политических течений; общенаучную политологическую терминологию, используемую в идеологических доктринах
содержание классических и современных политико-идеологических концепций;
социальную и функциональную природу базовых ценностей, которые органически присущи основным идеологиям традиционалистского типа, характерным для русского национального самосознания и национальной политической мысли
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать отечественный и мировой опыт в решении идеологических проблем в сфере политики,
выявить общее и особенное в традиционных и современных идеологических системах;
использовать полученные знания в конкретных ситуациях, связанных с осуществлением идеологического выбора и формирования гражданской позиции,
диагностировать идеологические конфликты и применять полученные знания для их разрешения;
анализировать содержание и специфику реализации идеологических ценностей и принципов в деятельности политика;
работать с оригинальными текстами российских политических мыслителей и содержащимися в них смысловыми конструкциями;
самостоятельно и критически анализировать системные признаки, ценностные основания и специфику национальных идеологий, относящихся к российскому спектру в сопоставлении с зарубежными аналогами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми методологическими подходами к изучению идеологических систем традиционного и современного типа в России;
навыками анализа основных этапов и закономерностей развития традиционных и современных идеологий в России для формирования собственной позиции по политико-идеологическим вопросам;
навыками практического анализа российских идеологических концепций и работы с оригинальными текстами российских политических мыслителей и содержащимися в них смысловыми конструкциями,
навыками оформления собственной позиции по изучаемым вопросам в устной и письменной формах;
навыками научных исследований политико-идеологических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных об основных политических идеологиях в России.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Предмет, концептуально-методологические ориентиры, цель и задачи курса.
1.1. Предмет, концептуально-методологические ориентиры, цель и задачи курса. Лекции 5 1 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л1.2, Л1.3
1.2. Предмет, концептуально-методологические ориентиры, цель и задачи курса. Сам. работа 5 2 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Традиционализм и консерватизм в отечественной истории политических учений
2.1. Консервативная политическая мысль в России: основные принципы Лекции 5 1 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л1.3
2.2. Политическая идеология "Православия, Самодержавия, Народности" Практические 5 2 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3
2.3. Пропаганда теории "официальной народности" в российском обществе Сам. работа 5 10 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Идеологии классического славянофильства и западничества
3.1. Полемика славянофилов и западников (30 - 50-е гг. XIX в.) Лекции 5 2 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.8, Л1.2, Л1.3
3.2. Ценностные основания славянофильства и западничества Сам. работа 5 10 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.8, Л1.2, Л1.3
3.3. Представления славянофилов и западников о государстве и политической власти Практические 5 2 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.8, Л1.2, Л1.3
3.4. Представления славянофилов и западников о государстве и политической власти Сам. работа 5 10 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.8, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Социально-политические условия и особенности развития либерализма в России XIX в.
4.1. Основные этапы развития либеральной политической мысли в России XIX в. Лекции 5 1 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
4.2. Методологические основания основных течений русского либерализма Сам. работа 5 10 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Особенности социалистической идеологии в России
5.1. Политическая идеология русского народничества Практические 5 2 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л1.2, Л1.3
5.2. Формирование марксизма в России (конец XIX –начало XX вв.). Практические 5 2 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л1.2, Л1.3
5.3. Формирование марксизма в России (конец XIX –начало XX вв.). Сам. работа 5 12 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Феномен евразийства в России: прошлое, настоящее, будущее
6.1. Феномен евразийства в России: прошлое, настоящее, будущее Лекции 5 1 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.8, Л1.2, Л1.3
6.2. Ключевые идеологические концепты и базовые ценности евразийства Сам. работа 5 4 ОК-2, ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л2.8, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сирота Н.М. Идеология и политика: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов Москва : ООО "Юридическое издательство Норма", 2018 http://znanium.com/catalog/product/966403
Л1.3 Замалеев А.Ф. История политических учений России: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/933C4276-BC79-4948-81BC-FE5BE04DC485/istoriya-politicheskih-ucheniy-rossii
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. А. Алексеева Современная политическая мысль (XX-XXI вв.). Политическая теория и международные отношения: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, , 2015
Л2.2 Идеология и наука: дискуссии советских ученых середины ХХ века: Москва : Прогресс-Традиция, 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444562
Л2.3 Либерализм: Материалы постоянно действующего научного семинара : сборник докладов Москва : Научный эксперт, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78443
Л2.4 Консерватизм / традиционализм: теория, формы реализации, перспектива. Материалы постоянно действующего научного семинара : сборник докладов Москва : Научный эксперт, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78441
Л2.5 Туган-Барановский М.И Социализм как положительное учение: Москва : Лань, 2013 https://e.lanbook.com/book/29990
Л2.6 Плеханов Г.В. Социализм и политическая борьба: Москва : Лань, 2013 https://e.lanbook.com/book/6384
Л2.7 Баркалов В. Я. Социальная философия П. Л. Лаврова: Барнаул : Си-пресс, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/541
Л2.8 Социализм и коммунизм: Материалы постоянно действующего научного семинара : сборник докладов .Москва : Научный эксперт, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78440
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт Российской истории РАН: историческая наука в России www.iriran
Э2 Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ http://www.library.ru/
Э3 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э4 Поисковые системы «Google» и «Yandex»
Э5 ЭБС Юрайт https://biblio-online.ru/
Э6 ЭУМК Традиционные и современные идеологии в России https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6545
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Традиционные и современные идеологии в России» проходят в форме лекций и семинарских занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о специфике и содержании традиционных и современных идеологий в России. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Семинарские занятия по курсу «Традиционные и современные идеологии в России» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС.
При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы семинарского занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу семинарского занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на семинарское занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинаре проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (сообщений, презентаций) по предложенным темам практических занятий.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. Они содержат различные статистические, научные и методические материалы по различным аспектам курса, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов.